Предмет и методы экономической науки. Ее функции, категории, законы. Взаимодействие экономики и права.
Экономическая теория – общественная наука, её предмет связан с производством. Специфика современной ЭТ – предметом анализа является рыночная экономика, в центр исследования ставится проблема эффективности, т.е. как в условиях ограниченных экономических ресурсов добиться максимальной отдачи от затрат; экономические законы, действующие в обществе. В западных странах ЭТ получила название экономикс. Предмет экономикс: (Робинс) – изучение, каким образом делают выбор в распределении редких ресурсов, чтобы производить, обменивать и потреблять товары и услуги для своих неограниченных потребностей. (Макконель и Брю, учебник "Экономикс") –исследование поведения людей в процессе производства, распределение и потребление благ в мире ограниченных ресурсов. Общий вывод: предмет экономической теории - изучение совокупности экономических отношений, существующих в обществе в процессе производства благ.
Методы. Современная экономическая наука под влиянием методологических подходов двух типов: позитивного и нормативного. Нормативный подход опирается на заранее провозглашенные определенные положения, которые определяются политическим, философским и религиозным мировоззрением. Навязывают оценку того или иного факта и то, каким он должен быть. Истинность положений считается бесспорной. Оторван от хозяйственной жизни, не получил широкого признания. Позитивный подход: считается неверной любая теория, основанная на нереальных, не подтвержденных фактами экономический жизни постулатах. Видит факты такими, какие они есть на самом деле. Метод научной абстракции: абстрогирование означает очищение наших представлений об изучаемых процессах от преходящего, временного и выделение в них всего прочного, постоянного. Благодаря этому методу можно понять сущность явлений и законы. Для правильных выводов надо принимать во внимание всю совокупность явлений, т.к. аналих отдельных фактов приведёт к ложным результатам. Учет принципа единства логического и исторического: общество на любой стадии развития представляет целостный организм, все его компоненты находятся в определённой взаимосвязи. Логическая связь показывает в сжатом виде исторический процесс становления данной системы. Элементы экономической системы находятся в постоянном историческом движении.
Функции экономической теории: 1. Познавательная функция – она призвана изучать и объяснять экономические процессы. 2. Практическая функция – экономическая теория является жизненно важной дисциплиной, она имеет практическое значение для бизнеса. 3. Методологическая функция – экономическая теория является теоретическим и методологическим фундаментом целого ряда дисциплин – кредита, маркетинга, менеджемента и т.д. Призвана определять методы, средства и научные инструменты для исследования работ в смежных дисциплинах.
-
Содержание
- Экономика как объект изучения. Потребности и их виды. Блага. Классификация факторов производства.
- Ограниченность ресурсов и проблема экономического выбора. Альтернативная стоимость и кривая производственных возможностей.
- Развитие предмета и основные этапы развития экономической теории. Современный школы и направление экономической науки.
- Предмет и методы экономической науки. Ее функции, категории, законы. Взаимодействие экономики и права.
- Понятия и центральные проблемы экономической системы. Способы решения экономических проблем.
- Сравнительный анализ типов экономических систем. Собственность и ее роль в экономической жизни общества.
- Рынок: сущность, возникновение. Субъекты рыночного хозяйства и их функции.
- Закон и кривая спроса. Факторы, влияющие на объем спроса. Эффект замещения и эффект дохода
- Закон и кривая предложения. Факторы, влияющие на объем предложения.
- Понятие эластичности. Эластичность спроса и предложения.
- Равновесие спроса и предложения. Равновесная цена.
- Производственная функция. Эффект масштаба. Теория предельной производительности.
- Издержки производства и их виды. Доход(выручка) и прибыль фирмы. Виды и функции прибыли.
- Рынок совершенной конкуренции: понятие, признаки. Поведение фирмы в краткосрочном периоде. Равновесие совершенно конкурентной фирмы.