logo
новая методичка по конституционному праву заруб

Тема xх. Основы конституционного права Республики Казахстан

(2 часа)

Постсоциалистическое конституционное развитие в Казахстане. Характеристика действующей Конституции.

Партийная система Казахстана. Форма правления и государственный режим.

Президент: компетенция, включая дискреционные полномочия, порядок избрания и срок полномочий, ответственность.

Парламент: порядок формирования палат и сроки полномочий, компетенция, взаимоотношения палат, законодательный процесс, контрольные процедуры.

Правительство: порядок формирования, компетенция, ответственность.

Ассамблея народов Казахстана.

Конституционный совет: порядок формирования, компетенция, процедура.

Судебная власть.

Территориальное устройство и организация местной власти.

Литература

Послание Конституционного Совета Республики Казахстан «О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан» // Конституционное правосудие (Ереван). 2010. Вып. 1 (47).

Ауанасова А.М., Сулейменов А.М. Конституционные реформы суверенного Казахстана: из истории и опыта развития // Евразийский юридический журнал. 2009. № 9 (16).

Бахтыбаев И. Прямое действие Основного Закона как необходимое условие установления режима конституционной законности // Конституционное правосудие (Ереван). 2008. Вып. 4 (42).

Бахтыбаев И. Роль конституционных реформ в политико-правовом развитии Казахстана // Конституционное правосудие (Ереван). 2010. Вып. 1 (47).

Глушко Е.К. Правительство Казахстана // Козырин А.Н., Глушко Е.К. и др. Правительство в зарубежных странах: Учебное пособие / Под ред. А.Н. Козырина и Е.К. Глушко. М.: Ось-89, 2007.

Жаилганова А. Стандарты Венецианской комиссии в постановлениях Конституционного Совета Республики Казахстан // Конституционное правосудие (Ереван). 2010. Вып. 1 (47).

Жунусканов Т.Ж. Стадии законодательного процесса в Республике Казахстан // Российский юридический журнал, 2007, № 2 (54).

Ибрагимов Ж.И. Конституционные реформы как новый этап модернизации казахстанского общества // Евразийский юридический журнал. 2009. № 9 (16).

Караев А.А. Органы конституционного контроля в механизме защиты прав и свобод личности: опыт Казахстана и зарубежных стран // Журнал конституционного правосудия. 2009. № 1 (7).

Кемалов М., Орманова А. Обеспечение Конституционным Советом взаимосвязи национального и международного права // Конституционное правосудие (Ереван). 2008. Вып. 4 (42).

Мухамеджанов Б.А. 2007 год – новый этап в развитии системы государственного управления в Казахстане // Представительная власть – XXI век, 2007, № 6.

Нугманова Э.А. Актуальные проблемы совершенствования нормотворческой деятельности государственной администрации в Республике Казахстан // Журнал зарубежного законодательства, 2007, третий вып. (№ 10).

Рогов И. Конституционная юстиция в Казахстане // Конституционное правосудие (Ереван). 2009. Вып. 1 (43).

Сапаргалиев Г.С. Вводная статья [к Конституции Республики Казахстан] // Конституции государств Европы: в 3 т. Т. 2 / Под общей ред. и со вступ. ст. Л.А. Окунькова. М.: Норма, 2001.

Тайторина Б.А. Институт конституционного контроля Республики Казахстан в исторической ретроспективе // Евразийский юридический журнал. 2010. № 4 (23).

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНСТИТУТОВ ПРАВОВЕДЕНИЯ И ЦЕЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ

О б щ а я ч а с т ь

Тема I. Конституционное право. Конституции. Конституционный контроль

(2 часа)

Смотрите тему Ι для студентов очной формы обучения Института правоведения.

Тема II. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина

(2 часа)

Смотрите тему ІІ для студентов очной формы обучения Института правоведения.

Тема III. Формы правления и государственные режимы в зарубежных странах

(2 часа)

Смотрите план темы ΙV для студентов очной формы обучения Института правоведения.

Тема IV. Институты непосредственной демократии в зарубежных странах

(2 часа)

Смотрите план темы V для студентов очной формы обучения Института правоведения.

О с о б е н н а я ч а с т ь

Семинары по Особенной части курса должны научить студентов сравнительно-правовому анализу институтов конституционного права соответствующих стран

Тема V. Основы конституционного права Соединенных Штатов Америки и Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии

(2 часа)

Смотрите планы тем XI и XVI для студентов очной формы обучения Института правоведения.

Тема VII. Основы конституционного права Французской Республики и Республики Казахстан

(2 часа)

Смотрите планы тем XIII и ХХ для студентов очной формы обучения Института правоведения.

Тема VI. Основы государственного права Китайской Народной Республики

(2 часа)

Смотрите план темы XIХ для студентов очной формы обучения Института правоведения. Сравните институты государственного права КНР с институтами конституционного права, действующими на Тайване.

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНСТИТУТОВ ПРАВОВЕДЕНИЯ И ЦЕЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ

Тема I. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина

(4 часа)

Смотрите план ΙІ темы для студентов очной формы обучения Института правоведения.

Тема II. Форма правления, политический и государственный режимы в зарубежных странах. Судебная власть в зарубежных странах

(4 часа)

Смотрите планы тем ΙV и VIII - X для студентов очной формы обучения Института правоведения.

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

для студентов заочной формы обучения

М е т о д и ч е с к и е у к а з а н и я

Обязательными для выполнения контрольной работы являются несколько требований:

1. Непременное использование текстов конституций зарубежных стран (по отдельным темам – текстов текущего законодательства). Задания контрольных работ рассчитаны на самостоятельную работу студентов над этими текстами. При изучении конституций необходимо учитывать, что нормы, относящиеся к тому или иному институту, содержатся подчас не только в главе или разделе, соответствующим образом озаглавленных, но и в других частях конституции. Желательно, чтобы использовались последние по времени издания переводов конституций, прежде всего сборник «Избранные конституции зарубежных стран» (М.: Юрайт, 2010). Разумеется, перед тем, как приступить к написанию работы, студент должен хорошо представлять себе ее предмет, прочитав предварительно учебник и другие литературные источники.

2. Применение сравнительного метода изложения материала. Задача контрольной работы - научить студента не только самостоятельно анализировать текст зарубежной конституции, но и сравнивать его с текстами других конституций и делать выводы из этого сравнения. Применение сравнительного подхода расширяет знания в отношении конкретного института. Если студент просто приведет последовательно соответствующие нормы одной и другой конституции, то работа будет признана неудовлетворительной. В этом случае отсутствует аналитический, творческий подход, который необходим при изучении и оценке того или иного правового института.

Желательно в конце работы кратко сопоставить с точки зрения темы рассмотренные конституции зарубежных стран с действующей Конституцией Российской Федерации и результат этого сопоставления включить в общий вывод работы.

3. Непременное условие выполнения работы - ее самостоятельность. Работы, текст которых списан из учебной или другой литературы либо представляют собой заимствование из работ других студентов, не будут зачитываться. Самостоятельность предполагает собственный подход студента к проблеме, собственное ее видение. Для сведения: зачтенные работы остаются на кафедре до конца семестра, после чего проводится их сравнение и в случае, если две или более работы окажутся весьма схожими, зачет, полученный их авторами, будет аннулирован.

Невыполнение хотя бы одного из названных требований ведет к безусловному признанию работы неудовлетворительной, независимо от возможных имеющихся достоинств работы (например, привлечения дополнительного материала, использования иностранной литературы и др.). Неиспользование даже одной из конституций, требующихся темой работы, также влечет незачет.

Работы должны быть надлежаще оформлены - разборчиво написаны от руки с полями и междустрочными интервалами либо напечатаны на пишущей машинке или принтере и снабжены списком использованной литературы. В любом случае работа должна быть подписана автором с указанием даты ее выполнения. Неподписанные работы будут признаваться недействительными.

Общий объем рукописной работы не должен превышать 24 страниц тетради в линейку, машинописной работы - 15 страниц в два интервала, а работы, выполненной на компьютере, - 10 страниц формата А 4, напечатанных 14-м кеглем с полуторным интервалом.

Указанный к каждому заданию небольшой список литературы дается не для компилирования, а лишь для лучшего уяснения сущности и содержания соответствующего конституционно-правового института. Студент вправе (и обязан) сам подобрать литературу и творчески ее использовать. Кроме того, литературу студент может подобрать, обратившись к списку, рекомендованному студентам дневной и очно-заочной форм обучения для подготовки к семинару, близкому по теме к предмету контрольной работы.

Тематика на 2011/2012 учебный год

В а р и а н т  1. Разграничение законодательной компетенции между федерацией и ее субъектами в США и ФРГ: сравнительный анализ

Начинать работу следует с уяснения социального назначения федерализма и возможных его характеристик в конкретных государствах, после чего изложить отличительные признаки федерализма в США и ФРГ. Основываясь на этом, надо сравнить принципы разграничения компетенции в области законодательства между федерацией и субъектами федерации в обоих государствах и сопоставить конкретные полномочия, завершив сравнение общей оценкой.

В заключение было бы желательно сравнить опыт обеих стран с российским.

Литература

Конституция США и Основной закон для ФРГ в сб.: Избранные конституции зарубежных стран: учеб. пособие. М.: Юрайт, 2010; Конституции зарубежных государств: учеб. пособие. 7-е изд. М.: Волтерс Клувер, 2010.

Зарубежный федерализм: организация государственной власти в субъектах федерации. М.: ИНИОН, 1996.

Федерализм. Теория, институты, отношения. Сравнительно-правовое исследование. М.: Юристъ, 2001.

Федерация в зарубежных странах. М.: Юрид. лит., 1993.

Мелика Л. Латиноамериканский федерализм // Сравнительное конституционное обозрение. 2006. № 2 (55).

Новоселова-Чурсина Е. Проблемы конкурирующего федерализма // Сравнительное конституционное обозрение. 2010. № 2 (75).

В а р и а н т 2. Сравнение мажоритарной и пропорциональной избирательных систем.

В начале работы следует указать, какое значение имеет введение того или иного вида избирательной системы для формирования представительного органа. Далее нужно дать определение мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, указать их виды, назвать достоинства и недостатки каждой из систем. В качестве примеров надо проанализировать соответствующие нормы французского и итальянского избирательного законодательства, указанные в списке литературы.

Желательно, чтобы студент указал избирательную систему, которую он считает наиболее справедливой.

В заключительной части работы нужно кратко охарактеризовать избирательную систему, применяемую для формирования Государственной Думы Федерального Собрания России.

Литература

Избирательный кодекс Франции (разд. II, гл. 2) // Сборник нормативных правовых актов зарубежного избирательного законодательства. М.: Весь мир. 2004.

Зарубежное избирательное право. Учебное пособие. М.: Норма, 2003.

Сравнительное избирательное право. Учебное пособие. М.: Норма, 2003.

В а р и а н т 3. Конституционные личные (гражданские) права и свободы в Италии и КНР: сравнительный анализ.

В начале работы нужно выяснить, каков состав этой категории прав и свобод, каково ее место среди других прав и свобод, сопоставить их перечень в Конституциях Италии и КНР. Основная часть работы должна быть посвящена сопоставительному анализу текстов обоих конституционных документов, относящихся к регулированию личных прав и свобод. Нужно указать гарантии этих прав и свобод и ограничения каждого вида. Сравнение перечней прав и свобод, а также норм, имеющих одинаковый предмет, следует завершать выводами.

В заключительной части работы желательно провести сопоставление с личными правами и свободами, провозглашенными в Конституции РФ 1993 г., и оценить с точки зрения названной категории прав и свобод соответствующую часть главы 2 раздела первого нашей Конституции.

Литература

Конституции Италии и КНР в сб.: Избранные конституции зарубежных стран: учеб. пособие. М.: Юрайт, 2010; Конституции зарубежных государств: учеб. пособие. 7-е изд. М.: Волтерс Клувер, 2010 (только Конституция Италии).

Конституция РФ в действующей редакции в любом издании.

Права человека: итоги века, тенденции, перспективы / Под общ. ред. Е.А.Лукашевой. М.: Норма, 2002.

Тематика на 2012/2013 учебный год

В а р и а н т  1. Двухпалатная структура парламента в Германии и Польше: сравнительный анализ

Для сравнения выбраны две страны, имеющие разные формы территориального устройства. В начале работы следует рассказать о причинах существования двухпалатной парламентской структуры в унитарных государствах, а затем - в федеративных. Основную часть работы следует посвятить сравнению порядка формирования соответственно нижних и верхних палат, сделав необходимые выводы, и затем сопоставить полномочия нижних и верхних палат также с выводами. Завершить сравнение также необходимо общими выводами.

В заключительной части желательно очень кратко сказать о сходстве структуры парламентов в рассмотренных странах с двухпалатной структурой российского парламента и отметить отличия, дав им оценку.

Литература

Основной Закон для ФРГ и Конституция Республики Польша в сб.: Избранные конституции зарубежных стран: учеб. пособие. М.: Юрайт, 2010.

Основной закон для ФРГ в сб.: Конституции зарубежных государств: учеб. пособие. 7-е изд. М.: Волтерс Клувер, 2010.

Конституция Республики Польша в сб.: Конституции государств Европы в 3 т. Т. 2. М.: Норма, 2001.

Чехарина В.И. Основы конституционного строя Республики Польша. М.: Наука, 2004.

Конституция РФ в действующей редакции в любом издании.

Маклаков В.В. Парламенты стран - членов Европейского союза. М.: ИНИОН РАН, 1994.

В а р и а н т 2. Исполнительная власть в Соединенном Королевстве и в США: сравнительный анализ

Для сравнения выбраны страны с различными формами правления. Начинать работу следует с определения исполнительной власти, ее задач и функций, а также указания органов, которыми она осуществляется при различных формах правления. Центральная часть работы должна быть посвящена сравнительному анализу конституционных положений о порядке формирования, полномочиях и ответственности органов исполнительной власти в обеих странах с соответствующими частными и общими выводами. Неплохо было бы сравнить государственные и политические режимы.

В заключении к работе желательно провести краткое сопоставление с исполнительной властью в РФ.

Литература

Конституционные акты Соединенного Королевства и Конституция США в сб.: Избранные конституции зарубежных стран: учеб. пособие. М.: Юрайт, 2010; Конституции зарубежных государств: учеб. пособие. 7-е изд. М.: Волтерс Клувер, 2010.

Конституция РФ в действующей редакции в любом издании.

Исполнительная власть: сравнительно-правовое исследование. М.: ИНИОН РАН, 1995.

В а р и а н т 3. Конституционное регулирование экономических, социальных и культурных прав и свобод в Бразилии и Италии: сравнительный анализ.

В начале работы следует дать понятие экономических, социальных и культурных прав и свобод, указать место этих институтов в общей совокупности прав и свобод. Эти права нужно перечислить и разъяснить, что собой представляют каждое право или свобода. Основная часть работы должна начинаться со сравнения перечней названных прав и свобод в конституциях Бразилии и Италии и конституционных условий их реализации. После каждого сопоставления следует делать выводы. Затем нужно провести сравнение конституционных норм, регулирующих те права и свободы, которые содержатся в обеих конституциях, разумеется, с выводами частного и общего характера.

Работу желательно завершить кратким сопоставлением с названной группой прав и свобод, содержащихся в Конституции РФ, с соответствующей оценкой.

Литература

Конституция Федеративной Республики Бразилии и Конституция Итальянской Республики в сб.: Избранные конституции зарубежных стран: учеб. пособие. М.: Юрайт, 2011; Конституции зарубежных государств: учеб. пособие. 7-е изд. М.: Волтерс Клувер, 2010.

Конституция РФ в действующей редакции в любом издании.

Права человека: итоги века, тенденции, перспективы / Под общ. ред. Е.А.Лукашевой. М.: Норма, 2002.

Защита прав человека в современном мире, М.: ИГП РАН, 1993.

Примерная тематика курсовых работ для студентов очной и очно-заочной форм обучения

Для проведения исследования, на основе результатов которого будет выполнена курсовая работа, студенту следует воспользоваться опытом двух или более зарубежных стран. При этом в курсовой работе должен быть проведен сравнительный анализ соответствующих конституционно-правовых институтов выбранных зарубежных стран. Кроме того, в заключении курсовой работы необходимо провести краткий сравнительный анализ с Российской Федерацией. Из проведенного сравнительного анализа студент должен сделать собственные выводы, которые необходимо отразить в курсовой работе.

При проведении исследования студент вправе самостоятельно определить литературу для изучения, либо обратиться за соответствующей консультацией к преподавателю.

Выбор стран, институты конституционного права которых подвергаются анализу при написании работы по темам общей части курса, согласовывается с преподавателем. Возможно написание курсовой работы по части любой из нижеуказанных тем.

Курсовая работа должна быть написана разборчиво от руки, с полями и междустрочными интервалами либо напечатана на пишущей машинке в 2 интервала или на принтере 14-м кеглем в 1,5 интервала. Объем рукописного текста работы не должен превышать 48 тетрадных страниц в линейку, машинописного текста – 25 страниц, а текста компьютерного, - 15 страниц формата А 4. Работа должна быть снабжена списком использованной литературы.

1. Эвтаназия в свете права на жизнь: зарубежный опыт.

2. Электронное голосование и принцип тайного волеизъявления на выборах.

3. Права, свободы и обязанности «четвертого поколения».

4. Народный суверенитет: реальность или фикция?

5. Регионализованные государства: современные тенденции.

6. Монархия в XXI веке: мировые тенденции.

7. Люстрация в XX веке: осознанная необходимость или способ борьбы с оппозицией?

8. Свобода мысли и слова в эпоху информатизации.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

Оформление выпускных квалификационных работ должно отвечать общим требованиям, установленным в Академии. Примерная их тематика ориентирована на самостоятельный аналитический подход студента к соответствующим явлениям и институтам в области конституционного права. Успешное исследование темы, проведенное студентом в ходе подготовки выпускной квалификационной работы, может послужить основой последующей публикации в научной печати. Темы сформулированы достаточно широко, но студент по согласованию с преподавателем может ограничиться исследованием какой-то части предложенной проблемы либо исследованием опыта определенной страны или группы стран. Плюсом в любом случае будет использование источников на иностранных языках, равно как и сравнение с опытом России.

1. Государственный суверенитет: современные тенденции его ограничения.

2. Конституционное право: тенденции его развития в современном мире.

3. Принцип разделения властей и его реализация в зарубежных странах.

4. Конституционная ответственность в зарубежных странах.

5. Экономические права, свободы и обязанности: современные тенденции конституционно-правового регулирования.

6. Петициарная и плебисцитарная демократия в зарубежных странах.

7. Представительное правление как форма реализации народного суверенитета: сущность и современные проблемы.

8. Бикамерализм: понятие и современные тенденции.

9. Лоббизм: институт демократии или неизбежное зло?

10. Конституционный статус омбудсманов и его реализация в зарубежных странах.

11. Счетные палаты и иные органы с аналогичными функциями: их статус и место в системе разделения властей.

12. Конституционный статус средств массовой информации в зарубежных странах.

13. Конституционная юстиция и ее роль в развитии конституционного права в зарубежных странах.

14. Территориальное устройство как институт конституционного права в зарубежных странах: тенденции его развития.

15. Территориальная автономия в зарубежных странах.

16. Региональное и местное самоуправление в зарубежных странах.

17. Средства массовой информации как конституционный институт в зарубежных странах.

Вопросы для самопроверки к зачетам и экзаменам

Вопросы к зачетам

1. Разграничение понятий конституционного права как системы правовых норм, как науки и как учебной дисциплины

2. Источники конституционного права в зарубежных странах

3. Материальная и формальная, фактическая и юридическая конституция в зарубежных странах

4. Конституционализм, его значения в различных контекстах.

5. Понятие, виды и органы конституционного контроля (надзора)

6. Права человека и права гражданина, различие между правами и свободами

7. Способы конституционного формулирования прав, свобод и обязанностей в зарубежных странах

8. Понятия гражданства, безгражданства, многогражданства, экспатриации в зарубежных странах

9. Режим иностранцев, убежище, высылка, экстрадиция в зарубежных странах

10. Право на жизнь, свободу, физическую целостность и неприкосновенность, на уважение достоинства человека в зарубежных странах

11. Информационные права и свободы в зарубежных странах

12. Индивидуальные и коллективные права в зарубежных странах: соотношение и противоречия.

13. Собственность и труд в конституционном праве зарубежных стран.

14. Конституционно-правовые принципы экономической деятельности в зарубежных странах.

15. Межнациональные отношения в конституционном праве зарубежных стран.

16. Конституционно-правовой статус религиозных институтов в зарубежных странах

17. Политическая система и конституционное право в зарубежных странах.

18. Правовое государство и господство права в зарубежных странах: различие понятий.

19. Светское государство в зарубежных странах.

20. Конституционно-правовой статус вооруженных сил в зарубежных странах.

21. Конституционно-правовой статус политических партий в зарубежных странах.

22. Конституционно-правовой статус неполитических общественных объединений в зарубежных странах. Объединения с публичными функциями

23. Конституционно-правовой статус средств массовой информации в зарубежных странах

24. Республика и ее виды. Республиканские государственные режимы

25. Монархия и ее виды. Монархические государственные режимы

26. Выборы и их виды в зарубежных странах

27. Отзыв выборных лиц в зарубежных странах

28. Избирательные округа, участки, органы в зарубежных странах

29. Регистрация избирателей в зарубежных странах. Абсентеизм, минимум участия, обязательный вотум

30. Мажоритарная избирательная система и ее виды в зарубежных странах

31. Система пропорционального представительства и ее виды в зарубежных странах

32. Способы выдвижения кандидатов на выборах в зарубежных странах

33. Связанные и свободные списки, преференциальное голосование, панаширование в зарубежных странах

34. Система единственного передаваемого голоса в зарубежных странах

35. Компетенция парламентов в зарубежных странах

36. Однопалатные и двухпалатные системы в парламентах зарубежных стран

37. Формирование и роспуск, внутренняя организация палат в парламентах зарубежных стран

38. Юридическая природа парламентского мандата в зарубежных странах. Парламентские иммунитет и индемнитет. Лоббизм

39. Общая парламентская процедура в зарубежных странах

40. Законодательный процесс в зарубежных странах

41. Бюджетно-финансовый процесс в парламентах зарубежных стран

42. Контрольные процедуры в парламентах зарубежных стран

43. Счетные суды (палаты) в зарубежных странах

44. Омбудсманы в зарубежных странах

45. Принцип разделения властей: содержание, предназначение и историческая эволюция

46. Монархи и их статус

47. Президенты и их статус в зарубежных странах

48. Главы правительств и их статус в зарубежных странах

49. Публичная администрация в зарубежных странах

50. Общая организация судебной власти в зарубежных странах

51. Статус судей, прокуроров, следователей в зарубежных странах

52. Системы судов общей и административной юрисдикции в зарубежных странах

53. Прокуратура и адвокатура в зарубежных странах, исполнительные службы

54. Территориальная автономия и ее виды в зарубежных странах

55. Унитарное территориальное устройство в зарубежных странах

56. Регионализм как промежуточная форма территориального устройства в зарубежных странах

57. Сходство и различие между федерацией и конфедерацией

58. Местное управление и самоуправление в зарубежных странах

59. Федерация и ее виды в зарубежных странах

60. Федеральные и зависимые территории в зарубежных странах

61. Абсентеизм

62. Аккламация

63. Апатрид (аполид)

64. Лоббизм

65. Диффамация

66. Джерримэндеринг

67. Индемнитет

68. Кастильская система престолонаследия

69. Конструктивный вотум недоверия

70. Контрасигнатура

71. Локаут

72. Натурализация

73. Обязательный вотум

74. Ограниченный вотум

75. Панаширование

76. Петиционный референдум

77. Плюральный вотум

78. Позитивная дискриминация

79. Праймериз

80. Принцип дисконтинуитета

81. Принцип континуитета

82. Салическая система престолонаследия

83. Трайбализм

84. Филиация

85. Эвтаназия

86. Экспатриация

87. Электорат

88. Плебисцит

89. Люстрация

90. Экстрадиция