logo
новая методичка по конституционному праву заруб

Тема VII. Народные голосования (выборы, отзыв, референдум)

Изучение темы следует начать с уяснения понятия выборов, выделения их сущностных черт, отличающих их от других процедур формирования государственных органов и наделения полномочиями должностных лиц. Необходимо определить социальное назначение выборов.

В зависимости от положенного в основу критерия определите виды выборов. Следует обратить внимание на периодичность выборов, связанную со сроком полномочий выборного органа. Противоположен выборам институт отзыва, присущий обычно (но не обязательно) императивному мандату. Представляется необходимым также отличать отзыв от отставки выборного лица и досрочного лишения мандата представительным органом, в котором состоит выборное лицо.

Понятие “избирательное право” имеет два значения: в субъективном и объективном смысле. Определяя эти значения, важно выделить основные принципы, характеризующие субъективное избирательное право. Следует обратить внимание на такие ограничения всеобщего избирательного права, как несовместимость и неизбираемость. Успешнее всего уяснить эти моменты можно, обратившись к законодательству о выборах.

Важное значение имеет принцип свободного участия в выборах. Внимательно надо отнестись к проблеме абсентеизма, его причинам и правовым последствиям. Нужно помнить, что в ряде стран предусмотрен обязательный вотум. Уместна была бы ваша личная оценка этого института.

При характеристике равного избирательного права следует обратить внимание на возможность наличия у избирателя не одного, а большего числа голосов. Предполагается, что, характеризуя этот принцип избирательного права, студент обозначит понятия “плюральный вотум”, “кумулятивный вотум”. Необходимо разобраться с понятием «веса» голоса. Следует обратить внимание на некоторые отклонения от этого принципа в развивающихся, да и в некоторых развитых странах, осмыслить их причины (куриальные выборы, квоты для представительства определенных социальных групп).

Студенты должны различать прямые и косвенные выборы, привести примеры их применения в различных странах. Важны различия между понятиями «избиратель» и «выборщик», определение значения термина «электорат». Не мешало бы поразмыслить и над спорным различием между косвенными и многостепенными выборами.

Следует обозначить смысл и значение тайного голосования и ориентироваться в способах его обеспечения в разных странах. Следует помнить, что стадии избирательного процесса определяются законодательно. Поэтому более детально проработать эти моменты рекомендуется с первоисточником в руках. Особо предлагается обратить внимание на порядок разделения территории государства на избирательные единицы и на принципы их образования. Следует различать виды избирательных единиц, территориальный и производственный, а также некоторые иные принципы представительства.

Необходимо различать характер и вид органов, на которые возлагается организационное руководство избирательным процессом, и определять их полномочия.

Выдвижение кандидатов в зарубежных странах возможно различными способами, в некоторых странах возможно сочетание этих способов. Целесообразно обратить внимание на цели и формы финансирования избирательной кампании, правовую регламентацию роли государства на данной стадии избирательного процесса. Продемонстрировать это можно на примерах специального законодательства государств. Важно обратить внимание на роль СМИ в агитационной кампании и правовое регулирование этого вопроса в конституционном (государственном) праве зарубежных стран.

Надо различать способы голосования на избирательных участках, ознакомиться с различным законодательным регулированием этой стадии избирательного процесса. При подсчете голосов важна возможность вынесения решения о недействительности выборов, их нерезультативности, а также необходимости проведения дополнительного тура голосования.

Следует иметь в виду, что на случай возникновения избирательно-правового спора между участниками избирательного процесса, законодательство зарубежных стран устанавливает процедуры их разрешения, а также предусматривает ответственность за нарушение избирательного права.

Обычно для студентов вызывает сложность вопрос об избирательных системах и их разновидностях. Прежде всего, следует определить суть, основополагающие принципы основных избирательных систем: мажоритарной и пропорциональной. Но нельзя забывать, что существуют системы, сочетающие в себе достоинства основных систем, а также некоторые компромиссные варианты, позволяющие, не меняя кардинально избирательную систему, все же свести к минимуму ее недостатки.

Референдум имеет определенные черты, отличающие его процедуру от процедуры выборов. Представляется важным проанализировать этот институт непосредственной демократии, его преимущество перед представительной демократией и недостаток по сравнению с ней. Подумайте о соотношении непосредственной и представительной демократии, об их месте в механизме народовластия. Особенно следует сравнить достоинства и недостатки порядка принятия решений на собрании избирателей (граждан, жителей) и путем референдума.

Студенты должны выделять виды референдума, определять стадии его проведения. Важно различать и соотносить такие понятия, как “референдум”, “плебисцит”, “всенародное голосование”, “всенародный опрос”, выделять возможные общие и различающие черты. Необходимо представлять себе правовые последствия референдума, определять целесообразность его использования при принятии государственных и самоуправленческих решений.