logo
новая методичка по конституционному праву заруб

Авторский коллектив

А.С. Ермоленко, к.ю.н., ст. преп. – программа курса; методические рекомендации по изучению курса (особенная часть); тематика контрольных работ для студентов заочного обучения (совместно с О.В. Мильчаковой)

Е.В. Коврякова, к.ю.н, ст. преп. – планы семинаров для студентов дневной и вечерней форм обучения

О.В. Мильчакова, к.ю.н., доц. – методические рекомендации по изучению курса (общие рекомендации, общая часть); тематика контрольных работ для студентов заочного обучения (совместно с А.С. Ермоленко); примерная тематика курсовых работ для студентов дневной и вечерней форм обучения; примерная тематика выпускных квалификационных работ; вопросы для самопроверки к зачетам и экзаменам.

Б.А. Страшун, д.ю.н., проф., Засл. деятель науки РФ – введение

Общая редакция проф. Б.А. Страшуна

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение

Программа учебного курса «Конституционное (государственное) право зарубежных стран»

Методические рекомендации по изучению курса

Общие рекомендации

Общая часть

Особенная часть

Планы семинарских занятий

Для студентов очной формы обучения Института правоведения и студентов Института международного частного права.

Общая часть

Особенная часть

Для студентов очно-заочной формы обучения Институтов правоведения и целевой подготовки.

Общая часть

Особенная часть .

Для студентов Института прокуратуры

Общая часть

Особенная часть

Для студентов заочной формы обучения Институтов правоведения и целевой подготовки.

Тематика контрольных работ для студентов заочной формы обучения

Методические указания

Тематика на 2011/2012 учебный год

Тематика на 2012/2013 учебный год

Примерная тематика курсовых работ для студентов очной и очно-заочной форм обучения

Примерная тематика выпускных квалификационных работ

Вопросы для самопроверки к зачетам и экзаменам .

Вопросы к зачетам .

Вопросы к экзаменам

В В Е Д Е Н И Е

Задача учебного курса заключается в том, чтобы дать студенту адекватное представление о мировом опыте конституционно-правового регулирования общественных отношений. Это необходимо для расширения профессионального кругозора, развития юридического мышления и понимания тех направлений, в которых движется отечественное конституционное право. Понятия «конституционное право» и «государственное право» употребляются в данном курсе как синонимы, хотя студентам сообщается о различиях между этими понятиями, которые проводятся во многих странах.

Предполагается, что студенты сохранили необходимый объем представлений из пройденных ранее курсов теории государства и права, политологии, истории государства и права зарубежных стран, конституционного права России, судоустройства и устройства правоохранительных органов, административного и финансового права.

Курс изучается, как правило, в течение двух семестров (на вечерних отделениях курс изучается в течение одного семестра). В первом семестре предмет изучения – общая часть курса, т.е. само понятие конституционного права и те институты, из которых складывается конституционное право в любой конкретной стране. Студент знакомится с различными вариантами тех или иных институтов, используемыми в разных странах, познает происхождение, содержание и смысл этих институтов, определяющий возможность включения их в систему конституционного (государственного) права той или иной страны. Поскольку выводы общей части вполне применимы и к российскому конституционному праву, можно сказать, что общая часть – это относительно краткое изложение общей теории конституционного права, или, если угодно, юридической теории государства. Во втором семестре студент изучает особенную часть курса - основы конституционного права 10 зарубежных стран. В их числе страны развитой демократии – США, Великобритания, Франция, Италия, Германия, Япония, одна из крупнейших и наиболее развитых стран так называемого «третьего мира» Бразилия, бывшая зарубежная социалистическая страна – Польша, которая принадлежит к наиболее продвинутым переходным режимам, и входящий в состав СНГ Казахстан, а также сохраняющая социалистический строй и пытающаяся модернизировать его величайшая по населению страна мира – Китай. Первый семестр завершается экзаменационным зачетом, а второй – экзаменом. И зачет, и экзамен по усмотрению преподавателя могут проводиться как в устной, так и в письменной форме.

Для студентов дневной формы обучения учебный план предусматривает 28 часов лекций (по 16 и 12 или наоборот в каждом семестре) и 44 часа семинарских занятий – 24 часа в первом семестре и 20 часов – во втором.

Для студентов очно-заочной формы обучения Института правоведения и очно-заочной формы обучения по сокращенным и ускоренным программам Института целевой подготовки предусмотрены 16 часов лекций и 14 часов семинаров.

Весьма желательно, чтобы до каждой лекции студенты проработали соответствующий материал по учебнику. Тогда содержание лекции будет восприниматься лучше, равно как и тот дополнительный материал, который лектор привлекает для лучшего усвоения материала по той или иной теме. Семинары при дневной и очно-заочной формах обучения могут проводиться в традиционном виде с использованием содержащихся в настоящем сборнике планов или в ином виде (деловых игр, тестов и пр.) по усмотрению преподавателя. Во всяком случае рекомендуется проводить семинары таким образом, чтобы студенты приобретали навыки самостоятельного анализа нормативного материала и формулирования аргументов для своей позиции. Студенты, отсутствовавшие на семинаре или не выступавшие содержательно на нем, обязаны отработать соответствующую тему в индивидуальном порядке либо путем собеседования на консультации, либо путем выполнения письменного задания преподавателя. Задача отработки – обеспечить усвоение темы студентом.

Для студентов заочной формы обучения предусмотрены установочные лекции (по 2 часа) перед каждым семестром и обобщающие лекции (по 4 часа) в начале каждой сессии, а также по одному семинару-консультации (по 4 часа) перед экзаменационным зачетом и перед экзаменом. В первом семестре студенты-заочники пишут контрольную работу, без зачета которой они не допускаются к экзаменационному зачету. Темы контрольных работ определяются с таким расчетом, чтобы студенты были вынуждены проводить самостоятельный сравнительный анализ конституционных институтов.

Студенты не допускаются к экзаменационному зачету и экзамену, если имеют задолженность хотя бы по одному семинару.

На зачете от студента требуется главным образом знание институтов конституционного права, понимание их сущности, что может быть проиллюстрировано одним-двумя примерами (отнюдь не обязательно запоминать все примеры, приведенные в учебнике по общей части курса; более того, студент может воспользоваться имеющимися текстами конституций). Желательно, чтобы студент проработал предварительно хотя бы пять конституций стран, конституционное (государственное) право которых изучается в данном курсе. На экзамене же требуется, кроме того, знание включенных в билеты вопросов по конституционному (государственному) праву всех 10 стран. Не вошедший в экзаменационные билеты материал, который изложен в учебнике по особенной части курса, студенты могут использовать для иллюстрации своих ответов на вопросы из общей части курса, включенные в экзаменационные билеты.

Студентам, особенно заочникам, нужно помнить, что курс – довольно объемный, во время сессии его изучить невозможно. Необходимо это делать на протяжении семестра. Необходимо также следить за текущей прессой, в которой содержится информация о внутренней политической жизни в зарубежных странах, в частности и о крупнейших изменениях в их конституционном праве, ибо знание их от студента потребуется. То же относится и к новой информации, сообщаемой на лекциях. Тем студентам, которые чувствуют пробелы в своих знаниях политической географии мира, рекомендуется эти пробелы восполнить до экзаменационного зачета.

В 2005 – 2010 г. издательством «Норма» выпущены в свет очередные издания общей и особенной частей подготовленного кафедрой учебника «Конституционное (государственное) право зарубежных стран» (отв. ред. проф. Б.А. Страшун), на использовании которого студентами кафедра категорически настаивает. Другие учебники и учебные пособия по курсу, содержащие полезную информацию, могут использоваться, но лишь как дополнительная литература. Что же касается обязательной и необходимой литературы, то следует указать на вышедший в свет в 2010 г. сборник «Избранные конституции зарубежных стран» (отв. ред. Б.А. Страшун), в котором содержатся переводы текстов конституций всех изучаемых в курсе стран и которым можно пользоваться на семинарах, включая отработки, на экзаменационных зачетах и экзаменах. Кроме того, для подготовки к занятиям и к текущей аттестации можно рекомендовать 7-е издание составленного профессором кафедры В.В. Маклаковым сборника «Конституции зарубежных государств» (изд-во «Волтерс Клувер», 2010), в котором помещены переводы конституций семи стран из десяти, чье конституционное (государственное) право изучается в данном курсе. Поскольку, однако, в этом сборнике имеется обширное введение, а тексты конституций снабжены вступительными статьями, он не допускается к использованию на зачетах и экзаменах.

Студенты, желающие специализироваться по кафедре, могут обратиться к примерным тематикам курсовых работ и выпускных квалификационных работ. Тематики примерные, а это значит, что студенты могут предложить кафедре свои темы.

На кафедре ежедневно проводятся консультации для всех студентов.

ПРОГРАММА учебного КУРСА