59. Управление государственной безопасностью.
Под государственной безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности - ее прав и свобод, общества - его материальных и духовных ценностей и государства - его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности.
Управление государственной безопасностью в Российской Федерации имеет своей целью обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера.
Основными направлениями деятельности государства и общества в этой сфере являются:
- объективный и всесторонний анализ и прогнозирование угроз национальной безопасности во всех сферах их направления;
- определение критериев национальной безопасности и их пороговых значений, выработка комплекса мер и механизмов обеспечения национальной безопасности в сферах экономики, внешней и внутренней политики, общественной безопасности и правопорядка, обороны, в информационной и духовной сферах и т.д.;
- организация работы законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации по реализации комплекса мер, направленных на предотвращение или ослабление угроз национальным интересам;
- поддержание на необходимом уровне стратегических и мобилизационных ресурсов государства.
Государственное управление в области безопасности осуществляется Российской Федерацией в лице ее высших органов государственной власти непосредственно и через создаваемые ими федеральные органы исполнительной власти.
Президент Российской Федерации руководит в пределах своих полномочий органами и силами обеспечения национальной безопасности; санкционирует действия по обеспечению безопасности в различных сферах; формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные органы и силы обеспечения безопасности.
Президент Российской Федерации формирует и возглавляет Совет Безопасности, основными задачами которого является:
- определение жизненно важных интересов общества, государства и выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;
- разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности государства и организация подготовки федеральных целевых программ ее обеспечения;
- подготовка рекомендаций Президенту России для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики страны;
- подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций.
Правительство Российской Федерации обеспечивает реализацию Концепции национальной безопасности, выполнение целевых федеральных программ в этой области; осуществляет меры по обеспечению финансовыми и материальными ресурсами сил, средств и органов национальной безопасности.
Также, существуют специальные службы обеспечения безопасности.
1. Федеральная служба безопасности (ФСБ России) возглавляет центральную систему специальных органов, призванных осуществлять контрразведывательную деятельность, борьбу с преступностью и разведывательную деятельность. ФСБ России проводит оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической и диверсионной деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены к их ведению. В задачи органов ФСБ также входит выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных сообществ, групп и отдельных лиц, ставящих своей целью осуществление вооруженного мятежа, насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват или насильственное удержание власти.
Руководство деятельностью ФСБ осуществляет Президент и Правительство России. Непосредственно ФСБ управляет Директор ФСБ России с органами государственной власти Российской Федерации.
Структура центрального аппарата ФСБ состоит из департаментов: контрразведки; по борьбе с терроризмом; экономической безопасности; анализа, прогноза и стратегического планирования; управлений: военной контрразведки; конституционной безопасности; следственное управление; собственной безопасности; коллегии ФСБ; территориальных органов безопасности: управлений (отделов) по регионам и субъектам; органов безопасности в войсках.
2. Служба внешней разведки (СВР России) осуществляет специальный вид деятельности, направленный на добывание и обработку информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц.
Руководство органами внешней разведки осуществляет Президент России. В систему этих органов входят органы внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации (ФАПСИ) при Президенте России, Федеральной пограничной службы (ФПС России). Во взаимодействии с органами внешней разведки осуществляется разведывательная деятельность и органами Федеральной службы безопасности. Каждый из указанных органов внешний разведки имеет свою сферу деятельности.
3. Федеральная служба охраны (ФСО России) обеспечивает безопасность Президента Российской Федерации и предоставляет государственную охрану лицам, занимающим государственные должности в течение срока их полномочий: Председателю Правительства, Председателю Совета Федерации, Председателю государственной Думы и др. ФСО России обеспечивает также безопасность глав иностранных государств, правительств и иных лиц иностранных государств во время пребывания их на территории Российской Федерации. ФСО в пределах своих полномочий обеспечивает организацию и функционирование президентской связи, участвует в борьбе с терроризмом, выявляет, предупреждает и пресекает преступления и иные правонарушения на охраняемых объектах.
Руководство ФСО России осуществляет Президент и Правительство Российской Федерации. Непосредственное управление ФСО возглавляет руководитель ФСО России, в состав ФСО входят Служба безопасности Президента Российской Федерации и Президентский полк.
4. Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ России) обеспечивает специальными видами связи и информации Президента России и другие высшие органы государственной власти.
ФАПСИ находится в непосредственном ведении Президента России. Возглавляет ФАПСИ и руководит ее деятельностью Генеральный директор. ФАПСИ представляет собой централизованную систему федеральных органов правительственной связи и информации, в которую также входят органы правительственной связи и информации (центры правительственной связи, информационно-аналитические органы) в субъектах Российской Федерации, войска.
5. Федеральная пограничная служба (ФПС России) обеспечивает национальные интересы и безопасность Российской Федерации на ее Государственной границе и в пограничном пространстве, а также решает задачи по охране морских биологических ресурсов территориального моря, континентального шлейфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, организует защиту государственных границ государств - участников СНГ на основе двусторонних договоров (соглашений), организует пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу Российской Федерации и т.д.
ФПС России подведомственна Президенту и подчиняется Правительству России. ФПС непосредственно возглавляет директор, который по должности является Главнокомандующим Пограничными войсками ФПС. Система органов и войск ФПС состоит из: 1. органов пограничной службы: пограничного контроля; внешней разведки; оперативных органов, осуществляющих разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную деятельность и деятельность по обеспечению собственной безопасности; пограничной стражи; морской охраны; 2. Пограничные войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации; 3. Пограничные округа, пограничные группы и региональное управление ФПС России.
Деятельность всех органов, обеспечивающих государственную безопасность страны, регламентируется «Концепцией национальной безопасности Российской Федерации», Законом «О безопасности» и другими Федеральными законами Российской Федерации.
Государственное управление в области безопасности является одним из приоритетных направлений деятельности государства, осуществляется по средствам системы высших органов государственной власти и служит для обеспечения жизненно важных интересов личности, общества и государства.
- 1. Социальное управление и его виды.
- 2. Основные черты государственного управления
- 3. Функции государственного управления
- 4. Система принципов государственного управления и их характеристика.
- 5. Структура и виды административно-правовых норм.
- 6. Структура и виды административно-правовых отношений.
- 7. Предмет, задачи и система курса “Административное право”.
- 8. Роль науки административного права в совершенствование государственного управления.
- 9. Источники административного права, их характеристика.
- 10. Административно-правовой статус гражданина рф.
- 11. Административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства.
- 12. Гарантии прав граждан в государственном управлении, их виды.
- 13. Понятие и основные признаки органа исполнительной власти.
- 14. Классификация органов исполнительной власти.
- 15. Административно-правовой статус органов исполнительной власти.
- 16. Административно-правовой статус органов местного самоуправления.
- 17. Понятие государственной службы и ее принципы.
- 18. Порядок прохождения государственной службы, виды государственных служащих
- 19. Административно-правовой статус общественных объединений, их виды.
- 20.Понятие и классификация форм государственного управления.
- 21. Основные черты актов государственного управления.
- 22. Классификация правовых актов управления.
- 23. Требования, предъявляемые к правовым актам государственного управления.
- 24. Порядок принятия правовых актов государственного управления.
- 25. Убеждение как метод государственного управления.
- 26. Понятие методов государственного управления, их классификация.
- 27. Цели и основания применения мер административного принуждения, их виды.
- 28. Понятие и основные принципы административного процесса.
- 29. Производство по предложениям, заявлениям и жалобам граждан.
- 30. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.
- 31. Административный надзор и его виды.
- 32. Понятие административного правонарушения и его признаки.
- 33. Понятие состава административного правонарушения и его элементы.
- 34. Принципы административной ответственности.
- 35. Цели административного взыскания и их виды.
- 36. Обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение.
- 37. Обстоятельства, отягчающие ответственность за административное правонарушение.
- 39. Задачи производства по делам об административных правонарушениях.
- 40 .Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
- 41.Принципы производства по делам об административных правонарушениях.
- 42. Стадии производства по делам об административных правонарушениях.
- 43. Содержание протокола об административном правонарушении.
- 44. Виды доказательств по делу об административном правонарушении.
- 45. Виды мер административно-процессуального обеспечения, их характеристика.
- 46. Права лица, привлекаемого к административной ответственности.
- 47. Общие правила назначения наказания за совершение административного правонарушения.
- 48. Сроки назначения административного наказания и порядок назначения наказания при совершении нескольких проступков.
- 49. Понятие и сроки административного задержания.
- 50. Органы и должностные лица, правомочные осуществлять административно задержание.
- 51. Место и сроки рассмотрения дел об административном правонарушении.
- 52. Порядок и сроки обжалования постановления по делу об административном правонарушении.
- 53. Сроки и порядок исполнения постановления о наложении административного штрафа.
- 54. Порядок исполнения постановления о лишении права управления транспортными средствами.
- 55. Административный штраф как вид административного наказания.
- 56. Лишение специального права, предоставленного данному гражданину, как вид административного наказания.
- 57. Административный арест как вид административного наказания.
- 58. Управление внутренними делами.
- 59. Управление государственной безопасностью.
- 60. Управление юстицией.
- 61. Управление в сфере контроля и надзора за незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
- 62. Управление обороной.
- 63. Управление иностранными делами.
- 64. Управление культурой.
- 65. Управление образованием.
- 66. Управление финансами и кредитом.
- 67. Управление в сфере предпринимательской деятельности.
- 68. Управление транспортным комплексом.
- 69. Управление агропромышленным комплексом.
- 70. Управление жилищно-коммунальным хозяйством.