8. Роль науки административного права в совершенствование государственного управления.
Наука управления как комплексная межотраслевая наука, включающая в себя систему знаний об управлении как целостном, комплексном социальном явлении и синтезирующая все аспекты, функции и стадии процессов управления, формирующаяся в тесной взаимосвязи с кибернетикой (анализом систем, теорией информации и исследованием операций), имеет предметом своего изучения системы социального типа, происходящие в них государственно-политические, экономические, производственно-технологические и социально-психологические процессы и явления. Специфика управления социальными процессами требует исследований по экономике, социологии, психологии и правовым вопросам, обобщенные теоретические и эмпирические данные которых служат основой для формирования единой науки управления.
Предметом науки управления выступает исследование вопроса о том, что делать, управляя соответствующим объектом (процессом, предприятием, отраслью, комплексом взаимосвязанных отраслей и т.д.), т.е. какие осуществлять управленческие функции, как, в каких формах и какими методами? Задача науки управления — открыть и исследовать объективно существующий для успешного и эффективного управления конкретным объектом комплекс управленческих функций, а также показать, как организовать их осуществление в системно-структурном и правовом плане. Наука административного права — часть правовой науки, точнее, одной из правовых наук; характерной и специфической ее особенностью является связь с науками неправовыми, изучающими вопросы организации и управления любыми процессами: экономическими, технико-технологическими, социально-психологическими и т.д.
Административно-правовая организация осуществляется в форме административно-правового регулирования социальных связей и отношений участников или в форме административно-правового регламентирования экономических, производственно-технологических и других решений и действий субъектов управленческих отношений. Объектом административно-правового регулирования являются социальные связи и отношения участников управленческого процесса. Объектом же правового регламентирования являются нормы, нормативы и регламенты, обусловливающие и определяющие действия людей в сфере их экономической, производственно-технологической, психофизиологической, организационной и другой деятельности.
Правовая организация занимает особое место в системе организации всех сфер и сторон жизнедеятельности гражданского общества. Во-первых, она имеет самостоятельное чисто правовое значение и содержание (правила внутреннего трудового распорядка, правовая ответственность, многочисленные давностные сроки, строго определенные процессуальные формы деятельности правоохранительных органов и т.д.). Во-вторых, она опосредует в той или иной степени другие стороны организации управления (технической, экономической, социальной). Следовательно, наука административного права является частью единой комплексной науки управления, оставаясь при этом одной из правовых наук.
- 1. Социальное управление и его виды.
- 2. Основные черты государственного управления
- 3. Функции государственного управления
- 4. Система принципов государственного управления и их характеристика.
- 5. Структура и виды административно-правовых норм.
- 6. Структура и виды административно-правовых отношений.
- 7. Предмет, задачи и система курса “Административное право”.
- 8. Роль науки административного права в совершенствование государственного управления.
- 9. Источники административного права, их характеристика.
- 10. Административно-правовой статус гражданина рф.
- 11. Административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства.
- 12. Гарантии прав граждан в государственном управлении, их виды.
- 13. Понятие и основные признаки органа исполнительной власти.
- 14. Классификация органов исполнительной власти.
- 15. Административно-правовой статус органов исполнительной власти.
- 16. Административно-правовой статус органов местного самоуправления.
- 17. Понятие государственной службы и ее принципы.
- 18. Порядок прохождения государственной службы, виды государственных служащих
- 19. Административно-правовой статус общественных объединений, их виды.
- 20.Понятие и классификация форм государственного управления.
- 21. Основные черты актов государственного управления.
- 22. Классификация правовых актов управления.
- 23. Требования, предъявляемые к правовым актам государственного управления.
- 24. Порядок принятия правовых актов государственного управления.
- 25. Убеждение как метод государственного управления.
- 26. Понятие методов государственного управления, их классификация.
- 27. Цели и основания применения мер административного принуждения, их виды.
- 28. Понятие и основные принципы административного процесса.
- 29. Производство по предложениям, заявлениям и жалобам граждан.
- 30. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.
- 31. Административный надзор и его виды.
- 32. Понятие административного правонарушения и его признаки.
- 33. Понятие состава административного правонарушения и его элементы.
- 34. Принципы административной ответственности.
- 35. Цели административного взыскания и их виды.
- 36. Обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение.
- 37. Обстоятельства, отягчающие ответственность за административное правонарушение.
- 39. Задачи производства по делам об административных правонарушениях.
- 40 .Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
- 41.Принципы производства по делам об административных правонарушениях.
- 42. Стадии производства по делам об административных правонарушениях.
- 43. Содержание протокола об административном правонарушении.
- 44. Виды доказательств по делу об административном правонарушении.
- 45. Виды мер административно-процессуального обеспечения, их характеристика.
- 46. Права лица, привлекаемого к административной ответственности.
- 47. Общие правила назначения наказания за совершение административного правонарушения.
- 48. Сроки назначения административного наказания и порядок назначения наказания при совершении нескольких проступков.
- 49. Понятие и сроки административного задержания.
- 50. Органы и должностные лица, правомочные осуществлять административно задержание.
- 51. Место и сроки рассмотрения дел об административном правонарушении.
- 52. Порядок и сроки обжалования постановления по делу об административном правонарушении.
- 53. Сроки и порядок исполнения постановления о наложении административного штрафа.
- 54. Порядок исполнения постановления о лишении права управления транспортными средствами.
- 55. Административный штраф как вид административного наказания.
- 56. Лишение специального права, предоставленного данному гражданину, как вид административного наказания.
- 57. Административный арест как вид административного наказания.
- 58. Управление внутренними делами.
- 59. Управление государственной безопасностью.
- 60. Управление юстицией.
- 61. Управление в сфере контроля и надзора за незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
- 62. Управление обороной.
- 63. Управление иностранными делами.
- 64. Управление культурой.
- 65. Управление образованием.
- 66. Управление финансами и кредитом.
- 67. Управление в сфере предпринимательской деятельности.
- 68. Управление транспортным комплексом.
- 69. Управление агропромышленным комплексом.
- 70. Управление жилищно-коммунальным хозяйством.