4. Система принципов государственного управления и их характеристика.
Принципы государственного управления – основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе управленческой деятельности и раскрывающие ее сущность.
Принципы делятся на общие (социально-правовые) и организационные.
Общие (социально-правовые) принципы:
• демократизм – народ выступает единственным источником власти; он осуществляет власть как непосредственно, так и через органы исполнительной власти; контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляется органами законодательной и судебной власти, прокуратуры, а также населением (общественный контроль);
• законность – деятельность органов исполнительной власти должна строиться на основе точного и неукоснительного соблюдения и исполнения Конституции и законов, соответствия прилагаемых нормативных правовых актов актам высшей юридической силы;
• объективность – при осуществлении управленческой деятельности необходимо адекватно воспринимать происходящие процессы, устанавливать существующие закономерности и учитывать их при принятии управленческих решений и их реализации;
• научность – применение научных методов сбора, анализа и хранения информации, учета научных наработок в ходе принятия и реализации управленческих решений;
• конкретность – осуществление управления должно строиться с учетом конкретных жизненных обстоятельств, т. е. в соответствии с реальным состоянием объекта управления и ресурсом субъекта управления;
• разделение властей – подразделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную с закреплением за ними в установленном порядке конкретных функций;
• федерализм – деятельность органов исполнительной власти строится на основе нормативного закрепления разграничения компетенции и предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ;
• эффективность – достижение целей управленческой деятельности должно осуществляется при минимальных затратах сил, средств и времени.
Организационные принципы:
• отраслевой – осуществление управленческой деятельности, организация системы управления строится с учетом общности объекта управления, который образует определенную отрасль (управление промышленностью, транспортом, связью, агропромышленным комплексом, образованием, здравоохранением и т. п.);
• территориальный – формирование системы управления основывается на территориальной основе (административно-территориальном делении);
• линейный – тип организации служб и подразделений, осуществляющих исполнительно-распределительную деятельность, при котором руководитель в пределах своей компетенции обладает по отношению к подчиненным всеми правами распорядительства;
• функциональный – органы и аппараты исполнительной власти осуществляют общие подведомственные функции управления (финансы, статистика, занятость и т. д.);
• двойного подчинения – сочетание начал централизованного руководства с учетом территориальных условий и состояния объекта управления;
• сочетание единоначалия и коллегиальности – наиболее важные вопросы, касающиеся основополагающих аспектов управленческой деятельности, принимаются коллегиально, а оперативные, текущие, не требующие коллегиального рассмотрения, решаются единолично.
- 1. Социальное управление и его виды.
- 2. Основные черты государственного управления
- 3. Функции государственного управления
- 4. Система принципов государственного управления и их характеристика.
- 5. Структура и виды административно-правовых норм.
- 6. Структура и виды административно-правовых отношений.
- 7. Предмет, задачи и система курса “Административное право”.
- 8. Роль науки административного права в совершенствование государственного управления.
- 9. Источники административного права, их характеристика.
- 10. Административно-правовой статус гражданина рф.
- 11. Административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства.
- 12. Гарантии прав граждан в государственном управлении, их виды.
- 13. Понятие и основные признаки органа исполнительной власти.
- 14. Классификация органов исполнительной власти.
- 15. Административно-правовой статус органов исполнительной власти.
- 16. Административно-правовой статус органов местного самоуправления.
- 17. Понятие государственной службы и ее принципы.
- 18. Порядок прохождения государственной службы, виды государственных служащих
- 19. Административно-правовой статус общественных объединений, их виды.
- 20.Понятие и классификация форм государственного управления.
- 21. Основные черты актов государственного управления.
- 22. Классификация правовых актов управления.
- 23. Требования, предъявляемые к правовым актам государственного управления.
- 24. Порядок принятия правовых актов государственного управления.
- 25. Убеждение как метод государственного управления.
- 26. Понятие методов государственного управления, их классификация.
- 27. Цели и основания применения мер административного принуждения, их виды.
- 28. Понятие и основные принципы административного процесса.
- 29. Производство по предложениям, заявлениям и жалобам граждан.
- 30. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.
- 31. Административный надзор и его виды.
- 32. Понятие административного правонарушения и его признаки.
- 33. Понятие состава административного правонарушения и его элементы.
- 34. Принципы административной ответственности.
- 35. Цели административного взыскания и их виды.
- 36. Обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение.
- 37. Обстоятельства, отягчающие ответственность за административное правонарушение.
- 39. Задачи производства по делам об административных правонарушениях.
- 40 .Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
- 41.Принципы производства по делам об административных правонарушениях.
- 42. Стадии производства по делам об административных правонарушениях.
- 43. Содержание протокола об административном правонарушении.
- 44. Виды доказательств по делу об административном правонарушении.
- 45. Виды мер административно-процессуального обеспечения, их характеристика.
- 46. Права лица, привлекаемого к административной ответственности.
- 47. Общие правила назначения наказания за совершение административного правонарушения.
- 48. Сроки назначения административного наказания и порядок назначения наказания при совершении нескольких проступков.
- 49. Понятие и сроки административного задержания.
- 50. Органы и должностные лица, правомочные осуществлять административно задержание.
- 51. Место и сроки рассмотрения дел об административном правонарушении.
- 52. Порядок и сроки обжалования постановления по делу об административном правонарушении.
- 53. Сроки и порядок исполнения постановления о наложении административного штрафа.
- 54. Порядок исполнения постановления о лишении права управления транспортными средствами.
- 55. Административный штраф как вид административного наказания.
- 56. Лишение специального права, предоставленного данному гражданину, как вид административного наказания.
- 57. Административный арест как вид административного наказания.
- 58. Управление внутренними делами.
- 59. Управление государственной безопасностью.
- 60. Управление юстицией.
- 61. Управление в сфере контроля и надзора за незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
- 62. Управление обороной.
- 63. Управление иностранными делами.
- 64. Управление культурой.
- 65. Управление образованием.
- 66. Управление финансами и кредитом.
- 67. Управление в сфере предпринимательской деятельности.
- 68. Управление транспортным комплексом.
- 69. Управление агропромышленным комплексом.
- 70. Управление жилищно-коммунальным хозяйством.