logo
ЛЕКЦИЯ аҐг

Форма государства

Форма государства — представляет собой способ организа­ции, распространения и осуществления государственной влас­ти на территории данной страны.

Форма государства включает в себя три стороны:

Форма правления — отвечает на вопрос, кто «правит» в го­сударстве, т.е. кто осуществляет в нем высшую (верховную) власть; характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотноше­ния друге другом и населением. Основными формами прав­ления, которые существовали в разных странах в различные исторические эпохи, являются монархия и республика. Мо­нархии делятся на неограниченные (абсолютные — Ватикан, Саудовская Аравия) и ограниченные (конституционные — Испания, Великобритания, Япония, Норвегия, Швеция, Да­ния, Бельгия) и дуалистические (монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правитель­ство, ответственное перед ним, а законодательная власть принадлежит парламенту) — Марокко, Иордания, Кувейт, Бахрейн.

Большинство стран мира имеют другую форму правле­ния — республиканскую, при которой высшая государ­ственная власть представлена выборным коллегиальным органом, избираемым на определенный срок. В зависимос­ти от взаимоотношений высших органов государства рес­публики делятся на парламентские, президентские и сме­шанные, или «полупрезидентские» (Франция, Финляндия, Россия). В парламентских республиках решающая роль в политической жизни страны принадлежит парламенту и сформированному им правительству (Италия, Германия, Греция, Индия, Исландия). В президентских республиках взаимоотношение высших органов иное — не парламент, а президент обладает приоритетом в системе высших органов государства, он формирует правительство, которое ответ­ственно перед ним (США, Мексика, Бразилия, Аргентина и ДР

Под формой государственного устройства понимается сово­купность способов устройства государственной власти приме­нительно к территории, внутреннее деление государства на ча­сти и взаимоотношения между этими частями. По структуре различаются простые — унитарные и сложные — федера­тивные и конфедеративные государства. Унитарное государ­ство представляет собой простое, цельное государство, от­дельные части которого иногда могут обладать автономией (политико-административное устройство) — Польша, Франция, Венгрия, Япония, Китай, Афганистан, Египет, Скандинавия, Белоруссия, Бельгия, Украина и др.

В унитарных государствах единый законодательный ор­ган, единая судебная система, единая конституция.

Федеративное государство — сложное государство, субъ­екты которого обладают государственным суверенитетом, причем различают автономную и союзную федерацию (США, Германия, Россия, Швейцария, Канада, Австралия, Индия, Мексика и др.). В федеративном государстве суще­ствуют общефедеральные органы государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), решения которой являются обязательными для субъектов федерации только в той мере, в какой это определено в ее компетен­ции. Территория союзной федерации состоит из совокупно­сти территорий ее субъектов, каждый гражданин субъекта федерации является одновременно гражданином всей стра­ны. Имеются единые федеральные вооруженные силы, фи­нансовая, налоговая, денежная системы. Но в то же время существует несколько систем законодательства, различные судебные системы (не единая). Федерации могут быть по­строены по территориальному (США, Мексика, Германия, Канада) или национально-территориальному принципу (Рос­сия).

Конфедерация — союз государств, который создается для строго определенных целей (политических, военных, эко­номических) на основе договора или соглашения и, как правило, имеет временный характер.

Политический режим представляет собой совокупность ме­тодов, способов и средств осуществления политической влас­ти.

В истории существовало и существует два основных вида государственного режима: демократический и антидемо­кратический. Демократия — власть народа, народовластие. При демократическом режиме власть использует приемы, методы, способы, которые приемлемы для народа. Демокра­тический государственный режим характеризуется следую­щими признаками:

Разновидности демократического режима: либерально-демократический, социально-демократический (социаль­ное государство, социальный характер экономики — Шве­ция, ФРГ).

Антидемократический государственный режим (не учи­тывает интересы народа) имеет следующие черты:

Разновидности антидемократического режима: автори­тарный (существует гражданское общество), тоталитарный (государство контролирует все сферы жизни деятельности общества, отсутствует гражданское общество), фашизм, де­спотия, тирания.