Форма государства
Форма государства — представляет собой способ организации, распространения и осуществления государственной власти на территории данной страны.
Форма государства включает в себя три стороны:
форму правления,
форму государственного устройства,
политический режим.
Форма правления — отвечает на вопрос, кто «правит» в государстве, т.е. кто осуществляет в нем высшую (верховную) власть; характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друге другом и населением. Основными формами правления, которые существовали в разных странах в различные исторические эпохи, являются монархия и республика. Монархии делятся на неограниченные (абсолютные — Ватикан, Саудовская Аравия) и ограниченные (конституционные — Испания, Великобритания, Япония, Норвегия, Швеция, Дания, Бельгия) и дуалистические (монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное перед ним, а законодательная власть принадлежит парламенту) — Марокко, Иордания, Кувейт, Бахрейн.
Большинство стран мира имеют другую форму правления — республиканскую, при которой высшая государственная власть представлена выборным коллегиальным органом, избираемым на определенный срок. В зависимости от взаимоотношений высших органов государства республики делятся на парламентские, президентские и смешанные, или «полупрезидентские» (Франция, Финляндия, Россия). В парламентских республиках решающая роль в политической жизни страны принадлежит парламенту и сформированному им правительству (Италия, Германия, Греция, Индия, Исландия). В президентских республиках взаимоотношение высших органов иное — не парламент, а президент обладает приоритетом в системе высших органов государства, он формирует правительство, которое ответственно перед ним (США, Мексика, Бразилия, Аргентина и ДР-Х
Под формой государственного устройства понимается совокупность способов устройства государственной власти применительно к территории, внутреннее деление государства на части и взаимоотношения между этими частями. По структуре различаются простые — унитарные и сложные — федеративные и конфедеративные государства. Унитарное государство представляет собой простое, цельное государство, отдельные части которого иногда могут обладать автономией (политико-административное устройство) — Польша, Франция, Венгрия, Япония, Китай, Афганистан, Египет, Скандинавия, Белоруссия, Бельгия, Украина и др.
В унитарных государствах единый законодательный орган, единая судебная система, единая конституция.
Федеративное государство — сложное государство, субъекты которого обладают государственным суверенитетом, причем различают автономную и союзную федерацию (США, Германия, Россия, Швейцария, Канада, Австралия, Индия, Мексика и др.). В федеративном государстве существуют общефедеральные органы государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), решения которой являются обязательными для субъектов федерации только в той мере, в какой это определено в ее компетенции. Территория союзной федерации состоит из совокупности территорий ее субъектов, каждый гражданин субъекта федерации является одновременно гражданином всей страны. Имеются единые федеральные вооруженные силы, финансовая, налоговая, денежная системы. Но в то же время существует несколько систем законодательства, различные судебные системы (не единая). Федерации могут быть построены по территориальному (США, Мексика, Германия, Канада) или национально-территориальному принципу (Россия).
Конфедерация — союз государств, который создается для строго определенных целей (политических, военных, экономических) на основе договора или соглашения и, как правило, имеет временный характер.
Политический режим представляет собой совокупность методов, способов и средств осуществления политической власти.
В истории существовало и существует два основных вида государственного режима: демократический и антидемократический. Демократия — власть народа, народовластие. При демократическом режиме власть использует приемы, методы, способы, которые приемлемы для народа. Демократический государственный режим характеризуется следующими признаками:
гарантированность прав и свобод граждан;
наличие гражданского общества с его развитой структурой;
участие населения в формировании и осуществлении государственной власти;
наличие системы разделения властей;
равенство всех перед законом;
действие свободной прессы, множества партий и других политических объединений (политический плюрализм).
Разновидности демократического режима: либерально-демократический, социально-демократический (социальное государство, социальный характер экономики — Швеция, ФРГ).
Антидемократический государственный режим (не учитывает интересы народа) имеет следующие черты:
ликвидация или существенное ограничение основных прав и свобод граждан;
отказ от системы разделения властей;
срастание правящей партии с государственным аппаратом;
ликвидация всех оппозиционных партий и свободной прессы;
превращение парламента в фиктивный орган и передача всей власти правительству.
Разновидности антидемократического режима: авторитарный (существует гражданское общество), тоталитарный (государство контролирует все сферы жизни деятельности общества, отсутствует гражданское общество), фашизм, деспотия, тирания.
- Лекция № 1 предмет, методы и задачи курса «правоведение»
- Лекция № 2 общество и государство
- Понятие и признаки государства
- Государственная власть
- Форма государства
- Понятие и структура гражданского общества
- Правовое государство, его признаки
- Лекция № 3 право: понятие, нормы, отрасли
- Понятие права, его признаки
- Функции права
- Норма права
- Нормативно-правовой акт
- Источники права
- Система права
- Лекция № 4 правовые отношения и их участники
- Субъекты правоотношений
- Юридические факты
- Реализация правовых норм
- Правомерное поведение
- Правонарушение
- Юридическая ответственность
- Лекция № 5 конституционная основа правовой системы
- Конституция рф принята народом и от имени народа.
- Конституция рф как основной закон государства характеризуется стабильностью, которая обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения.
- Лекция № 6 основы гражданского права
- Гражданские правоотношения
- Право собственшн III
- Обязательства
- Гражданско-правовой договор
- Наследственное право
- Лекция № 7 основы трудового права
- Трудовой договор
- Рабочее время и время отдыха
- Заработная плата
- Трудовые споры
- Лекция № 8 основы семейного права
- Отношения, регулируемые семейным правом
- Права и обязанности супругов
- Права и обязанности родителей и детей
- Экологическое право и его источники
- Правовая охрана п ри роды
- Экологическое правонарушение
- Понятие преступления и его признаки
- Категории преступлений
- Состав преступления
- Уголовная ответственность
- Уголовное наказание
- Административная ответственность
- Административное правонарушение