Уголовное наказание
Уголовное наказание — это мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключающаяся в предусмотренном законом лишении или ограничении прав и свобод этого лица (ст. 43 УК). Признаки наказания:
оно предусмотрено в уголовном законе;
назначается и применяется государством;
содержит отрицательную со стороны государства морально-политическую оценку содеянного и личности виновного;
применяется только по приговору суда за совершение преступления;
может повлечь за собой особое правовое состояние — судимость, которая может быть снята или погашена при определенных условиях.
Цели наказания: восстановление социальной справедливости — косвенное возмещение и заглаживание причиненного преступлением вреда, охраняемым уголовным законом материальным и духовным ценностям; исправление осужденных — предполагает формирование у осужденного уважительного отношения к другим людям, обществу, правилам человеческого общежития; предупреждение совершения новых преступлений.
Система наказаний — это установленный уголовным законом, соответствующий понятию наказания и его целям, обязательный для судов и не подлежащий расширительному толкованию перечень видов наказания, расположенных в соответствующей норме УК в определенном порядке по степени тяжести.
Предусмотренные уголовным законом наказания в зависимости от того, в каком сочетании они применяются, подразделяются на: основные, дополнительные, а также на те, которые могут назначаться как в качестве основных, так и в качестве дополнительных. Все предусмотренные УК 13 видов наказания можно разделить на 3 группы: наказания, не связанные с лишением свободы; наказания, связанные с лишением свободы; исключительная мера наказания. Виды наказаний (ст. 44 УК):
штраф (о+д);
лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (о+д);
лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (д);
обязательные работы (о);
исправительные работы (о);
ограничение по военной службе (о);
ограничение свободы (о);
арест (о);
содержание в дисциплинарной воинской части (о);
лишение свободы на определенный срок (о);
пожизненное лишение свободы (о);
смертная казнь (о).
Уголовная ответственность по ст. 184 УК.
ЛЕКЦИЯ № 11 ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
План
Понятие и система административного права.
Административные правоотношения.
Органы исполнительной власти, их система.
Административная ответственность.
Административное правонарушение.
Административное право — самостоятельная отрасль в системе права, отличающаяся собственным предметом и специфическим методом правового регулирования общественных отношений. Предметом регулирования норм административного права являются отношения в сфере публичного управления. Публичное (государственное) управление есть основанная на законе и осуществляемая в административно-правовых формах организующая деятельность органов исполнительной власти (аппарата государственного управления) по непосредственному руководству социально-политическим, социально-культурным и хозяйственным строительством. Нормы административного права регулируют порядок создания, реорганизации и ликвидации органов исполнительной власти, их систему, компетенцию, предметы ведения, полномочия и другие особенности правового статуса. Нормами административного права регулируются также организация органов местного самоуправления и порядок взаимодействия этих органов с исполнительными органами государственной власти. Административно-правовыми нормами регулируются государственная служба, порядок ее прохождения, правовой статус государственных служащих и служащих муниципальных органов власти.
Другими словами, административное право регулирует общественные отношения, которые возникают и прекращаются в сфере государственного управления и связаны с процессом осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного и муниципального управления по руководству экономическим, социально-культурным и административно-политическим строительством. Правовое регулирование общественных отношений в сфере государственного управления осуществляется через нормы права (правила поведения), обязательные для всех субъектов регулируемых отношений, если их участниками являются соответствующие органы государственного управления (должностные лица), осуществляющие управленческую деятельность.
Таким образом, административное право есть совокупность правовых норм, регулирующих, во-первых, взаимоотношения исполнительно-распорядительных органов государственного управления с гражданами, во-вторых, внутриаппа-ратные управленческие отношения.
Система административного права — это совокупность правовых норм административного права, объединенных в институты. Нормы административного права в зависимости от содержания регулируемых ими общественных отношений подразделяются на нормы:
регулирующие управленческие отношения общего характера, т.е. общие для всего управления;
регулирующие общественные отношения в той или иной сфере или отрасли управления;
регулирующие общественные отношения в сфере ад-министративно-юрисдикционной деятельности.
Источниками административного права выступают федеральные законы, основным из которых является КоАП, законы субъектов федерации, акты органов государственной власти, местного самоуправления, подзаконные акты органов управления — министерств, ведомств, государственных комитетов, служб и других государственных органов.
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ
Административные правоотношения — это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления. Их особенности:
одной из сторон отношений всегда является орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенное управленческими полномочиями государственно-властного характера;
субъектом выступает должностное лицо, государственный орган, а объектом — гражданин;
стороны отношений находятся в неравном положении (одна сторона может принимать решения, применять принуждения в отношении другой);
некоторые органы исполнительной власти обладают правом издания нормативных актов;
правоотношения чаще всего возникают по инициативе одной из сторон, причем согласие второй стороны необязательно;
любые споры, возникающие между участниками правоотношений, могут решаться в судебном порядке, однако рассматриваются в большинстве случаев в административном или в несудебном порядке;
— в случае нарушения, допущенного одной из сторон, она несет ответственность перед государством в лице его органов исполнительной власти.
ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ИХ СИСТЕМА
Орган исполнительной власти (орган государственного управления, администрации) — целостное, структурно оформленное образование, обладающее функциональной самостоятельностью и осуществляющее исполнительную деятельность в сфере государственного управления.
Органы исполнительной власти имеют следующие особенности:
входят в структуру государственных органов и относятся к их числу, обладают чертами, присущими государственному органу;
осуществляют специфическую по содержанию и методам государственную деятельность — государственное управление;
наделены государственно-властными полномочиями;
наделены правом издавать правовые акты и обеспечивать их выполнение;
имеют свою компетенцию;
их деятельность не может противоречить требованиям законодательства;
находятся на бюджетном финансировании;
являются юридическими лицами.
Компетенция органа исполнительной власти — это система прав и обязанностей органа власти по осуществлению его исполнительной власти.
Система органов исполнительной власти (виды организационно-правовых форм):
федеральные органы исполнительной власти РФ (Правительство РФ, Президент), Министерства РФ (федеральные министерства), государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры, а также Управление делами Президента РФ;
органы исполнительной власти субъектов РФ (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов).
Органы исполнительной власти классифицируются:
по компетенции — органы общей компетенции — руководят на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер управления, обеспечивают экономическое и социально-культурное развитие территорий (правительство и администрации); органы отраслевой компетенции — осуществляют руководство подведомственными им отраслями (министерства, госкомитеты); органы межотраслевой компетенции — выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер управления; органы внутриотраслевой компетенции — руководят в рамках отраслей порученными им участками работ (территориальные органы федеральных министерств);
по специализации функций -- контрольные, надзорные органы, а также органы, выполняющие специфические функции государства;
по порядку разрешения вопросов — коллегиальные — принимают решения большинством членов в сочетании с персональной ответственностью за исполнение (правительство, многие госкомитеты); единоличные — решающие полномочия по всем вопросам компетенции принадлежат возглавляющему данный орган руководителю;
4) по сферам деятельности:
а) сфера экономики и финансов;
б) социальная сфера;
в) сфера науки, культуры и образования;
г) сфера природопользования и охраны окружающей среды;
д) сфера обеспечения законности, общественной и госу- дарственной безопасности, обороны;
е) сфера внешней политики и международных отноше- ний.
Министерство — федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных законодательством, деятельность иных федеральных органов исполнительной власти в этой сфере.
Государственный комитет РФ, федеральная комиссия России — федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности.
Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор России — федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и другие) функции в установленных сферах ведения.
Государственное управление физической культурой и спортом в РФ осуществляет Государственный комитет РФ по физической культуре и спорту.
- Лекция № 1 предмет, методы и задачи курса «правоведение»
- Лекция № 2 общество и государство
- Понятие и признаки государства
- Государственная власть
- Форма государства
- Понятие и структура гражданского общества
- Правовое государство, его признаки
- Лекция № 3 право: понятие, нормы, отрасли
- Понятие права, его признаки
- Функции права
- Норма права
- Нормативно-правовой акт
- Источники права
- Система права
- Лекция № 4 правовые отношения и их участники
- Субъекты правоотношений
- Юридические факты
- Реализация правовых норм
- Правомерное поведение
- Правонарушение
- Юридическая ответственность
- Лекция № 5 конституционная основа правовой системы
- Конституция рф принята народом и от имени народа.
- Конституция рф как основной закон государства характеризуется стабильностью, которая обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения.
- Лекция № 6 основы гражданского права
- Гражданские правоотношения
- Право собственшн III
- Обязательства
- Гражданско-правовой договор
- Наследственное право
- Лекция № 7 основы трудового права
- Трудовой договор
- Рабочее время и время отдыха
- Заработная плата
- Трудовые споры
- Лекция № 8 основы семейного права
- Отношения, регулируемые семейным правом
- Права и обязанности супругов
- Права и обязанности родителей и детей
- Экологическое право и его источники
- Правовая охрана п ри роды
- Экологическое правонарушение
- Понятие преступления и его признаки
- Категории преступлений
- Состав преступления
- Уголовная ответственность
- Уголовное наказание
- Административная ответственность
- Административное правонарушение