logo
проблемы теории государства и права

Правовые акты: понятие и виды. Общие черты и различия в нормативно-правовых актах и актах применения права.

Среди правовых средств наиболее важное место занимают правовые акты, регулирующие правовые отношения. Правовые акты делятся на нормативные акты и акты индивидуального характера (акты применения права, правоприменительные акты): а) правовые нормативные акты – это официальные документ, принятые уполномоченным государственным органом и обладающий такими свойствами, как общеобязательность, неоднократность и непрерывность действия (применения) и распространенностью на определенный круг лиц, имеющий особую письменную форму (в частности, таковым можно считать Закон «Об образовании», устав Московской области или устав Университета); для всех нормативных актов характерна строгая формальная определенность (логическая структура, последовательность частей и др.); б) акт индивидуального характера – это правовой акт, содержащий властное предписание, имеющее индивидально-направленный характер, действующее однократно и изданный компетентным органом в результате решения конкретного дела (решение суда о лишении свободы гражданина Н.; решение инспектора ГИБДД-ГАИ о наложении штрафа за нарушение водителем скоростного режима на дороге, Указ Президента о награждении гражданина Л. государственной наградой и др.). Таким образом, правоприменительные акты – это персонифицированное правовое воздействие на участников общественных отношений в реальной жизненной ситуации. Правовые нормативные акты также можно классифицировать на различные группы по их юридической силе, а также в зависимости от субъекта правотворчества. В первом случае необходимо говорить о законах и подзаконных актах, а во втором – об актах, принятых населением на референдумах, а также изданных органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами.

Акты применения права имеют общие черты с нормативно-правовыми актами: а) представляют собой письменные акты-документы; б) исходят от государства; в) обладают юридической силой (порождают правовые последствия, защищаются государством). В то же время они существенно различаются: если нормативно-правовые акты содержат государственно-властные предписания общего характера, то содержанием правопримени-тельных актов являются индивидуальные (конкретизированные и по субъектам, и по их правам и обязанностям) властные предписания.