Принцип разделения властей (ветвей государственной власти).
В Конституции, Основном Законе государства, закрепляется базовый принцип организации власти. В Российской Федерации им является принцип разделения властей. Он был выработан в процессе развития демократических государств, всей мировой практикой.
Суть его содержится в том, что:
1) демократический политический режим может установиться в определенном государстве лишь при условии соблюдения разделения функций власти между независимыми государственными органами;
2) выделяют три основные функции государственной власти: законодательную, исполнительную, судебную;
3) каждая из данных функций должна осуществляться самостоятельно соответствующими органами государственной власти, так как соединение законодательных, исполнительных и судебных функций в работе одного государственного органа непременно приводит к ее чрезмерному сосредоточению, что создает возможность установления в стране диктаторского политического режима;
4) каждый государственный орган в процессе реализации одной из трех функций государственной власти взаимодействует с государственными органами других ветвей власти. Это взаимодействие проявляется в ограничении ими друг друга. Данная схема взаимоотношений получила название системы сдержек и противовесов. Она является единственно возможной для организации государственной власти в современном демократическом государстве.
В частности, на федеральном уровне организации государственной власти в Российской Федерации система сдержек и противовесов в соответствии с Конституцией имеет следующую структуру.
1. Законодательный орган – Федеральное Собрание – принимает законы, а также определяет нормативную основу для деятельности всех органов государственной власти, оказывает влияние парламентскими способами на работу органов исполнительной власти. Важным инструментом влияния на них является возможность постановки вопроса о доверии Правительству. Федеральное Собрание в той или иной степени участвует в формировании Правительства и судебных органов Российской Федерации.
2. Исполнительный орган – Правительство Российской Федерации – реализует исполнительную власть в государстве. Правительство отвечает за приведение к исполнению законов, а также, взаимодействуя с законодательными органами различными способами, влияет на законодательный процесс в государстве. Например, оно обладает правом законодательной инициативы. Если законопроекты требуют для исполнения привлечения дополнительных федеральных средств, то они должны получить обязательное заключение Правительства. Президент РФ имеет возможность распустить законодательный орган государства, что является противовесом, при наличии права постановки вопроса о недоверии Правительству со стороны Федерального Собрания.
3. Судебные органы – Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды Российской Федерации – обладают правом законодательной инициативы в сфере их ведения. Эти суды разбирают конкретные дела в границах своей компетенции, сторонами которых становятся федеральные органы других ветвей государственной власти. В системе разделения властей на федеральном уровне главную роль играет Конституционный Суд Российской Федерации.
- Предмет и объекты теории государства и права.
- Методология теории государства и права как науки.
- Функции теории государства и права как науки.
- Теория государства и права в системе наук.
- Зарождение общей теории права в России. Видные представители российской общеправовой мысли.
- Становление науки о праве и государстве в дореволюционной Росссии.
- Власть и ее виды. Особенности государственной власти.
- Понятие государства.
- Понятие формы государства.
- Формы государственного правления.
- Формы государственного устройства.
- Политический режим: понятие и виды.
- Функции государства: понятие и виды.
- Типология государства.
- Геополитические факторы в развитии государства.
- Происхождение государства.
- Происхождение и смысловые значения термина “право”. Использование термина “право” в неюридическом смысле.
- Понятие (признаки) и определение права (объективного права).
- Субъективное юридическое право. Взаимосвязь субъективного юридического и субъективной юридической обязанности.
- Объективное право и субъективное юридическое право: соотношение и взаимосвязь.
- Сущность и содержание права. Воля в праве.
- Естественное право и позитивное право.
- Право и государство.
- Формы (источники) права: понятие и виды.
- Нормативно-правовой акт: понятие и виды.
- Право и закон.
- Право в системе социальных норм.
- Право и мораль.
- Право и справедливость.
- Право и экономика.
- Право и политика.
- Право и религия.
- Социальные нормы первобытного общества. Происхождение права.
- Предмет и методы правового регулирования.
- Система права.
- Материальное и процессуальное право. Юридические процедуры.
- Частное и публичное право.
- Система права и система законодательства в их соотношении.
- Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды.
- Правотворчество: понятие и виды. Правотворчество и правообразование.
- Стадии законодательной деятельности. Юридическая техника.
- Порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов в рф.
- Действие нормативно-правовых актов во времени.
- Действие нормативно-правовых актов в пространстве и по кругу лиц.
- Прямое действие конституции (на примере Конституции рф).
- Нормы права: понятие и виды.
- Строение нормы права.
- Норма права и статья нормативно-правового акта. Способы изложения норм права в нормативно-правовых актах.
- Правоотношение: понятие и виды.
- Правосубъектность, правовой статус, правовое положение. Виды правосубъектности.
- Субъекты права: понятие и виды. Субъект права и субъект правоотношения.
- Юридические факты: понятие и классификация.
- Объекты правоотношения.
- Реализация права: понятие и формы.
- Применение права: понятие, стадии, виды. Акты применения права.
- Правовые акты: понятие и виды. Общие черты и различия в нормативно-правовых актах и актах применения права.
- Пробелы в праве и способы их восполнения в процессе правоприменения.
- Толкование нормативно-правовых актов: понятие и способы.
- Виды толкования нормативно-правовых актов.
- Юридические презумпции и фикции.
- Законность и правопорядок.
- Правосознание: понятие, строение, виды.
- Правовой нигилизм: понятие и формы. Пути преодоления.
- Правовая культура. Право как социальная ценность.
- Правонарушение: понятие и виды.
- Правовое принуждение: понятие и виды.
- Юридическая ответственность: понятие и виды.
- Основание юридической ответственности. Вина и ее формы. Казус.
- Правомерное поведение: понятие, виды и механизмы формирования.
- Злоупотребление правом.
- Правовая система: понятие, элементы, типы.
- Соотношение внутригосударственного и международного права.
- Преемственность и обновление в праве. Рецепция права.
- Основные черты естественно-правовой теории.
- Социологическая школа права.
- Психологическая теория права.
- Нормативистская теория права.
- Общая характеристика марсистско-ленинской теории государства и права.
- Эволюция представлений о праве в отечественной юриспруденции.
- Современное правопонимание: основные концепции.
- Принцип разделения властей (ветвей государственной власти).
- Правовое государство.
- Права человека. Международная защита прав человека.
- Гражданское общество и правовое государство.
- Социальное государство.
- Государство и политические партии.
- Государство и церковь.
- Место и роль средств массовой информации в обществе. Правовая регламентация их деятельности.
- Теория общественного договора.
- Анорхизм в государстве и праве.