logo
проблемы теории государства и права

Место и роль средств массовой информации в обществе. Правовая регламентация их деятельности.

Для информации характерны следующие признаки:

- она есть явление социальное, общественное;

- предполагает наличие двух сторон - субъекта, передающего информа­цию (субъект информации) и субъекта, воспринимающего информацию (объ­ект информации);

- представляет собой определенные сведения;

- сведения должны адекватно отражать реальность;

- сведения должны иметь значение для объекта информации, представ­лять для него интерес.

Средства массовой информации призваны осуществлять: а) поиск; б) получение; в) передачу; г) производство; д) распространение информации.

При этом они могут решать пропагандистские, идеологические, агитаци­онные, воспитательные задачи.

Итак, с учетом сказанного, можно сделать следующие выводы относитель­но места и роли СМИ в политической системе общества:

1. СМИ не являются ветвью государственной власти («четвертой влас­тью»). Представление о них как о ветви государственной власти ошибочно, а реализация его на практике может нанести серьезный вред обществу. Такое представление вредно хотя бы потому, что в демократическом обществе, ос­нованном на принципе политического плюрализма, СМИ должны быть рас­средоточены, разделены между государственной властью и негосударствен­ной, между государством и обществом, между различными политическими силами. Иное может привести к диктатуре СМИ, а точнее - тех, кто за ними стоит. СМИ - это орудие власти. Такое же орудие власти, как, например, пушки (только «стреляют» они информационными, идеологическими заряда­ми). Однако никому не приходит в голову называть артиллерию «четвертой» (или «пятой», «шестой» и т. д.) ветвью государственной власти.

2. Природа СМИ как орудия власти не позволяет рассматривать их не только как ветвь государственной власти, но и как самостоятельный компо­нент политической системы общества. СМИ могут и должны находиться в руках различных политических сил (общества, государства, партий и др.). И именно эти силы, а не сами СМИ, являются элементами политической си­стемы. О СМИ можно говорить как об общественном институте (и, следова­тельно, об их институализации), но в смысле особого общественного явления, а не особого, самостоятельного элемента политической системы общества. В какой-то мере на политическую самостоятельность могут претендовать лишь публично-правовые СМИ. СМИ обособлены как организации (компании), но это лишь с точки зрения их внешнего, организационного оформления.

3. Функции СМИ определяются их политической и финансовой принад­лежностью, а также природой общества в целом. СМИ являются не создате­лем той или иной идеологии, а лишь ее распространителем. В тоталитарном обществе СМИ пропагандируют официальную идеологию, воспитывают мас­сы в духе приверженности официальной доктрине, критикуют идеологичес­ких противников. В демократическом обществе частные (коммерческие) СМИ преимущественно занимаются рекламой товаров и услуг. Партийные СМИ (печатные органы политических партий) осуществляют агитационную и пропагандистскую функции. Их задача состоит в распространении полити­ческих программ, идей, лозунгов среди населения. Общественные (публич­но-правовые) СМИ должны быть «зеркалом», адекватно отражающим про­цессы общественного бытия. Государственные СМИ должны выполнять функцию информационного посредника между обществом и государством: с одной стороны, информировать общественность о процессах, происходящих в государственном механизме, а с другой - адекватно отражать общественное мнение. Таким образом, содержание функций СМИ в демократическом об­ществе определяется положением их учредителей в политической системе общества.