Место и роль средств массовой информации в обществе. Правовая регламентация их деятельности.
Для информации характерны следующие признаки:
- она есть явление социальное, общественное;
- предполагает наличие двух сторон - субъекта, передающего информацию (субъект информации) и субъекта, воспринимающего информацию (объект информации);
- представляет собой определенные сведения;
- сведения должны адекватно отражать реальность;
- сведения должны иметь значение для объекта информации, представлять для него интерес.
Средства массовой информации призваны осуществлять: а) поиск; б) получение; в) передачу; г) производство; д) распространение информации.
При этом они могут решать пропагандистские, идеологические, агитационные, воспитательные задачи.
Итак, с учетом сказанного, можно сделать следующие выводы относительно места и роли СМИ в политической системе общества:
1. СМИ не являются ветвью государственной власти («четвертой властью»). Представление о них как о ветви государственной власти ошибочно, а реализация его на практике может нанести серьезный вред обществу. Такое представление вредно хотя бы потому, что в демократическом обществе, основанном на принципе политического плюрализма, СМИ должны быть рассредоточены, разделены между государственной властью и негосударственной, между государством и обществом, между различными политическими силами. Иное может привести к диктатуре СМИ, а точнее - тех, кто за ними стоит. СМИ - это орудие власти. Такое же орудие власти, как, например, пушки (только «стреляют» они информационными, идеологическими зарядами). Однако никому не приходит в голову называть артиллерию «четвертой» (или «пятой», «шестой» и т. д.) ветвью государственной власти.
2. Природа СМИ как орудия власти не позволяет рассматривать их не только как ветвь государственной власти, но и как самостоятельный компонент политической системы общества. СМИ могут и должны находиться в руках различных политических сил (общества, государства, партий и др.). И именно эти силы, а не сами СМИ, являются элементами политической системы. О СМИ можно говорить как об общественном институте (и, следовательно, об их институализации), но в смысле особого общественного явления, а не особого, самостоятельного элемента политической системы общества. В какой-то мере на политическую самостоятельность могут претендовать лишь публично-правовые СМИ. СМИ обособлены как организации (компании), но это лишь с точки зрения их внешнего, организационного оформления.
3. Функции СМИ определяются их политической и финансовой принадлежностью, а также природой общества в целом. СМИ являются не создателем той или иной идеологии, а лишь ее распространителем. В тоталитарном обществе СМИ пропагандируют официальную идеологию, воспитывают массы в духе приверженности официальной доктрине, критикуют идеологических противников. В демократическом обществе частные (коммерческие) СМИ преимущественно занимаются рекламой товаров и услуг. Партийные СМИ (печатные органы политических партий) осуществляют агитационную и пропагандистскую функции. Их задача состоит в распространении политических программ, идей, лозунгов среди населения. Общественные (публично-правовые) СМИ должны быть «зеркалом», адекватно отражающим процессы общественного бытия. Государственные СМИ должны выполнять функцию информационного посредника между обществом и государством: с одной стороны, информировать общественность о процессах, происходящих в государственном механизме, а с другой - адекватно отражать общественное мнение. Таким образом, содержание функций СМИ в демократическом обществе определяется положением их учредителей в политической системе общества.
- Предмет и объекты теории государства и права.
- Методология теории государства и права как науки.
- Функции теории государства и права как науки.
- Теория государства и права в системе наук.
- Зарождение общей теории права в России. Видные представители российской общеправовой мысли.
- Становление науки о праве и государстве в дореволюционной Росссии.
- Власть и ее виды. Особенности государственной власти.
- Понятие государства.
- Понятие формы государства.
- Формы государственного правления.
- Формы государственного устройства.
- Политический режим: понятие и виды.
- Функции государства: понятие и виды.
- Типология государства.
- Геополитические факторы в развитии государства.
- Происхождение государства.
- Происхождение и смысловые значения термина “право”. Использование термина “право” в неюридическом смысле.
- Понятие (признаки) и определение права (объективного права).
- Субъективное юридическое право. Взаимосвязь субъективного юридического и субъективной юридической обязанности.
- Объективное право и субъективное юридическое право: соотношение и взаимосвязь.
- Сущность и содержание права. Воля в праве.
- Естественное право и позитивное право.
- Право и государство.
- Формы (источники) права: понятие и виды.
- Нормативно-правовой акт: понятие и виды.
- Право и закон.
- Право в системе социальных норм.
- Право и мораль.
- Право и справедливость.
- Право и экономика.
- Право и политика.
- Право и религия.
- Социальные нормы первобытного общества. Происхождение права.
- Предмет и методы правового регулирования.
- Система права.
- Материальное и процессуальное право. Юридические процедуры.
- Частное и публичное право.
- Система права и система законодательства в их соотношении.
- Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды.
- Правотворчество: понятие и виды. Правотворчество и правообразование.
- Стадии законодательной деятельности. Юридическая техника.
- Порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов в рф.
- Действие нормативно-правовых актов во времени.
- Действие нормативно-правовых актов в пространстве и по кругу лиц.
- Прямое действие конституции (на примере Конституции рф).
- Нормы права: понятие и виды.
- Строение нормы права.
- Норма права и статья нормативно-правового акта. Способы изложения норм права в нормативно-правовых актах.
- Правоотношение: понятие и виды.
- Правосубъектность, правовой статус, правовое положение. Виды правосубъектности.
- Субъекты права: понятие и виды. Субъект права и субъект правоотношения.
- Юридические факты: понятие и классификация.
- Объекты правоотношения.
- Реализация права: понятие и формы.
- Применение права: понятие, стадии, виды. Акты применения права.
- Правовые акты: понятие и виды. Общие черты и различия в нормативно-правовых актах и актах применения права.
- Пробелы в праве и способы их восполнения в процессе правоприменения.
- Толкование нормативно-правовых актов: понятие и способы.
- Виды толкования нормативно-правовых актов.
- Юридические презумпции и фикции.
- Законность и правопорядок.
- Правосознание: понятие, строение, виды.
- Правовой нигилизм: понятие и формы. Пути преодоления.
- Правовая культура. Право как социальная ценность.
- Правонарушение: понятие и виды.
- Правовое принуждение: понятие и виды.
- Юридическая ответственность: понятие и виды.
- Основание юридической ответственности. Вина и ее формы. Казус.
- Правомерное поведение: понятие, виды и механизмы формирования.
- Злоупотребление правом.
- Правовая система: понятие, элементы, типы.
- Соотношение внутригосударственного и международного права.
- Преемственность и обновление в праве. Рецепция права.
- Основные черты естественно-правовой теории.
- Социологическая школа права.
- Психологическая теория права.
- Нормативистская теория права.
- Общая характеристика марсистско-ленинской теории государства и права.
- Эволюция представлений о праве в отечественной юриспруденции.
- Современное правопонимание: основные концепции.
- Принцип разделения властей (ветвей государственной власти).
- Правовое государство.
- Права человека. Международная защита прав человека.
- Гражданское общество и правовое государство.
- Социальное государство.
- Государство и политические партии.
- Государство и церковь.
- Место и роль средств массовой информации в обществе. Правовая регламентация их деятельности.
- Теория общественного договора.
- Анорхизм в государстве и праве.