logo
Osnova_otvety

61.Понятие и виды судебных актов в гражданском и арбитражном процессе.

В судебных актах реализуются цели судебной власти: обеспечение реализации прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, иных субъектов права; посредством судебных актов устраняется правовая неопределенность, в результате чего права, свободы и законные интересы получают своевременную защиту. Через судебные акты судебная власть не только содействует нормальному развитию гражданского оборота, но и оказывает превентивное, воспитательное воздействие. В гражданском и арбитражном процессе судебные акты выносятся в различных правоприменительных циклах, они завершают стадии движения дела, сопровождают всю деятельность по осуществлению правосудия от ее возбуждения, до вынесения заключительного судебного акта. Несмотря на свои различия судебные решения, судебные определения, судебные приказы, судебные постановления имеют много общих черт, обусловленных правоприменительной природой правосудия, что предопределяет необходимость их изучения как в рамках отдельной отрасли гражданского, процессуального, арбитражного процессуального права, так и в их совокупности. В гражданском судопроизводстве, в т.ч. в арбитражном процессе, суд принимает С.а. в форме решения, определения, постановления.

-

ggggggggggggggggggggggggggggggggggggggggggggggggggggggggg

Арбитражный суд осуществляет судебную власть при разрешении экономических споров, возникающих из гражданских, административных и иных отношений.

В соответствии со статьей 1 федерального закона Российской Федерации «Об арбитражных судах в Российской Федерации» арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. В статье 5 того же закона изложены основные задачи арбитражных судов в Российской Федерации. Основными задачами арбитражных судов в РФ при рассмотрении и принятиии решения по подведомственным им спорам являются:

защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Организация, компетенция и порядок деятельности арбитражных судов регулируются Конституцией РФ, законом РФ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и Арбитражно-процессуальным кодексом.

Арбитражные суды, как и суды общей юрисдикции, осуществляют правосудие. Поэтому порядок рассмотрения и разрешения дел в арбитражном суде имеет много общего с гражданским процессом. Однако, задачи арбитражного судопроизводства обуславливают и его определенную специфику. Арбитражный суд осуществляет правосудие в сфере хозяйственных (экономических) отношений между организациями различных форм собственности, органами государственной власти и управления, а также гражданами-предпринимателями при осуществлении ими предпринимательской деятельности.

Особенностью хозяйственных (экономических) споров является то, что они выходят за рамки правоотношений между сторонами, в них присутствуют и интересы других лиц, причем эти интересы гораздо шире, чем интересы третьих лиц в гражданском процессе. В ходе судебного разбирательства нередко приходиться рассматривать целый ряд вопросов, не являющихся правовыми, например, технические, финансовые и производственные и другие проблемы.

3. Система арбитражных судов

Согласно статье 3 закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

Высший арбитражный суд Российской Федерации;

федеральные арбитражные суды округов;

арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов;

Низшим звеном системы арбитражных судов в РФ являются арбитражные суды субъектов РФ. Такой суд состоит, как правило, из президиума, во главе которого стоит председатель. В арбитражных судах могут быть образованы коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных отношений и коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных отношений.

В соответствии со статьей 36 закона «Об арбитражных судах в РФ», арбитражные суды субъектов федерации:

рассматривают по первой инстанции дела, отнесенные к компетенции арбитражных судов, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего арбитражного суда;

рассматривают в апелляционной инстанции повторно дела,

рассмотренные этим судом в первой инстанции;

пересматривают по вновь открывшимся обстоятельствам принятые ими и вступившие в законную силу судебные акты;

обращаются в Конституционный суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению по делу, рассматриваемому в любой инстанции;

изучают и обобщают судебную практику;

подготавливают предложения по совершенствованию законов и других нормативных актов;

анализируют судебную практику.

Втором звеном системы арбитражных судов в РФ являются федеральные арбитражные суды округов. Данное звено появилось в системе арбитражных судов с введением в силу федерального закона «Об арбитражных судах в РФ» и Арбитражно-процессуального кодекса. Это звено арбитражных судов до сих пор было неизвестно арбитражному процессу России. Основной задачей федеральных арбитражных судов округов является пересмотр судебных актов, вступивших в законную силу, в кассационной инстанции. С этой целью в Российской Федерации создаются десять федеральных арбитражных судов округов:

1) Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа;

2) Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа;

3) Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа;

4) Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа;

5) Федеральный арбитражный суд Московского округа;

6) Федеральный арбитражный суд Поволжского округа;

7) Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа;

8) Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа;

9) Федеральный арбитражный суд Уральского округа;

10) Федеральный арбитражный суд Центрального округа; Федеральные арбитражные суды состоят из президиума, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных отношений и судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных отношений.

В соответствии со статьей 26 закона «Об арбитражных судах в РФ», федеральный арбитражный суд округа:

проверяет в кассационной инстанции законность судебных решений и постановлений, принятых арбитражными судами субъектов федерации в первой и апелляционной инстанции;

пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона или иного нормативного акта, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом деле;

изучает и обобщает судебную практику;

подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов;

анализирует судебную статистику.

И наконец, третьим звеном системы арбитражных судов в Российской Федерации является Высший арбитражный суд РФ. Он является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, подведомственных арбитражным судам.

В соответствии со статьей 10 закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» основными полномочиями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации являются: 1) рассмотрение в первой инстанции:

дел о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, не соответствующих закону и нарушающие права и законные интересы организаций и граждан.

экономических споров между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации;

2) рассмотрение дел в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов Российской Федерации;

3) пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов.

4) обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности указанных в части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации законов, иных нормативных актов.

5) изучение и обобщение практики применения арбитражными судами законов, регулирующих отношения в сфере экономической деятельности, дача разъяснения по вопросам судебной практики.

6) разработка предложений по совершенствованию законов и нормативных актов, регулирующих отношения в сфере экономики и предпринимательства.

7) ведение судебной статистики и организация работы по ведению ее в арбитражных судах.

Высший арбитражный суд Российской Федерации имеет в своем составе:

пленум Высшего арбитражного суда РФ;

президиум Высшего арбитражного суда РФ;

судебную коллегию по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных отношений;

судебную коллегию по рассмотрению споров, возникающих из административных отношений.

Для решения организационных, кадровых и финансовых вопросов при Высшем арбитражной суде РФ создан и действует также Совет председателей арбитражных судов РФ, который является совещательным органом.

Кроме того, при Высшем арбитражном суде РФ действует Научноконсультативный совет, задачей которого является подготовка научнообоснованных рекомендаций по применению законов и разработке предложений по их совершенствованию.