logo
UMK_MChP

Методика решения учебных дел (задач)

ПО МЧП

1. Под методикой решения учебных дел (задач) понимается система методических положений и приемов разбора конкретно­го учебного дела (задачи), которая должна обеспечить: а) пра­вильное решение дела по существу; б) юридическую обосно­ванность решения со ссылкой на конкретные правовые нормы; в) учет сложившейся судебной практики; г) логичность и пос­ледовательность изложения доводов, каждый из которых дол­жен отталкиваться от предыдущего (базироваться на нем, быть связанным с ним и т.п.); д) максимально краткую и точную формулировку промежуточных выводов и итогового решения (ответов на поставленные вопросы).

2. К основным методическим положениям и приемам, необходимым для решения учебного дела, относятся следующие:

  1. Прежде чем приступать к решению дела, установите ха­рактер возникших правоотношений.

  2. С учетом характера и видов правоотношений определите круг нормативных правовых актов, подлежащих применению.

2.3.Определите круг материалов судебной практики поданной категории дел по принципу: «если не нашел ответ в за­коне - попытайся найти его в судебной практике; если закон требует пояснений — поясни его примером из судебной практики».

2.4.Определите теоретические основы решения дела. Сос­тавьте перечень литературных источников, минимально необхо­димых для усвоения теоретических положений для правильного решения учебного дела.

2.5.Сформулируйте основные положения в обоснование ка­ждого этапа решения дела и ответов на поставленные вопросы. Обоснуйте их ссылками на закон и судебную практику. Логиче­ски правильно расположите их.

  1. Кратко и четко сформулируйте промежуточные выводы (по отдельным вопросам), а затем итоговые (как правило, они должны совпадать с ответами на поставленные в учебном деле во­просы).

  2. Подготовьте материалы, оформляющие (завершающие) решение учебного дела (задачи), а именно проекты актов органов исполнительной власти, судебной власти.

2.8.Составьте перечень основных нормативных правовых актов, минимально необходимых для решения учебного дела (за­дачи).

Каждый преподаватель вправе сформировать иную (свою) систему методических положений и приемов решения учебного дела (задачи) при условии, что ее использование позволяет дос­тичь цели и задач практического занятия.

3. Применение методики к решению «пробного» учебного дела (задачи).

Для первого применения методики целесообразно подобрать «пробное» учебное дело (задачу), в основу которого положено ре­альное дело из практики судов, арбитражных судов, международных коммерческих арбитражных судов, решение по которому из­вестно, не оспаривается, опирается на общепризнанные теорети­ческие положения.

Условия «пробного» учебного дела (задачи) лучше заранее довести до студентов в качестве домашнего задания (через инспе­ктора курса, лектора и т.п.).

Прежде чем применять методику к решению «пробного» учебного дела (задачи), нужно предоставить студентам возмож­ность: а) предложить свое решение этого дела (задачи); б) сфор­мулировать основные методические правила (приемы), которые они при этом использовали. В дальнейшем это поможет нагляд­но сравнивать различные подходы к решению учебных дел (за­дач), иллюстрировать наиболее типичные ошибки.

3.2. Практикум

ЗАНЯТИЕ 1

Тема: Предмет и система международного частного права.

Доктрины международного частного права.

ВОПРОСЫ:

  1. Понятие и предмет международного частного права. Его место в системе права.

  2. Субъекты международного частного права.

  3. Объекты международного частного права.

  4. Отечественная доктрина международного частного права.

Рекомендованные источники:

  1. Ануфриева Л.П. Соотношение международного публичного и международного частного права. // Журнал российского права. 2001. № 5-6.

  2. Ануфриева Л.П. Некоторые проблемы нового российского регулирования по международному частному праву. // Журнал российского права. 2003. № 3.

  3. Звеков В.П. Часть первая ГК РФ и некоторые вопросы международного частного права // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика. /отв. Ред. А.Л. Маковский. – М. 1998.

  4. Зимненко Б.Л. Комплексная норма как элемент правовой системы России. Международное публичное и частное право. 2005. № 6; 2006, № 1.

  5. Мюллерсон Р.А. О соотношении международного публичного, международного частного и национального права. // Советское государство и право.1982. № 2.

ЗАДАНИЕ 1.

Обосновать (распространенно и связно изложить не менее 4 аргументов) точку зрения:

А) МЧП – органичная часть территориального (национального) права

Выполняют студенты с фамилиями, начинающимися с букв А-Д

Б) МЧП – единое наднациональное право, примыкающее к международному праву

Выполняют студенты с фамилиями, начинающимися с букв Е-Л

В) МЧП – комплексное явление, не относящееся ни к национальному, ни к международному праву

Выполняют студенты с фамилиями, начинающимися с букв М-Я

ЗАДАНИЕ 2.

Составить письменную таблицу сравнительной характеристики международного частного и публичного права

ЗАДАНИЕ 3.

Сформулировать (письменно) по 3 примера с различными иностранными элементами для трех групп отношений МЧП:

А) гражданские;

Б) семейные;

В) трудовые.

Всего 9 примеров.