logo
ГП ОТВЕТЫ

1. Понятие потребителя

Проблемы гражданско-правовой защиты прав потребителей достаточно далеко выходят за рамки правового регулирования отношений по купле-продаже. Однако с учетом однотипности правовых механизмов, обеспечивающих защиту их прав, представляется возможным проанализировать специфику гражданско-правового регулирования защиты прав потребителей в рамках настоящей главы. Это позволит избежать необходимости возвращаться к данным вопросам при рассмотрении других видов договорных (обязательственных) отношений с участием потребителей <1>. --------------------------------

. Потребителем по смыслу закона является только такой гражданин, который приобретает и использует товары, заказывает работы (услуги) именно для целей личного потребления, а не для систематической перепродажи или постоянного использования исключительно с целью извлечения прибыли <1>.

Однако это вовсе не означает, что такой гражданин, приобретая товары, не может использовать их в качестве орудий производительного труда (сенокосилка или трактор, слесарный станок или грузовой автомобиль). Таким образом, для применения законодательства о защите прав потребителей важно лишь, чтобы плоды и доходы, полученные гражданином в результате его производительного труда, не могли рассматриваться как постоянно извлекаемая прибыль. Анализ абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК и понятия "потребитель" в Законе о защите прав потребителей дает основания полагать, что термин "прибыль" используется законодателем не в широком экономическом смысле (как превышение доходов над расходами), а в узком смысле, т.е. как один из существенных признаков предпринимательской деятельности. Это означает, что при применении норм этого закона необходимо лишь определить, не является ли гражданин предпринимателем, поскольку осуществляет с помощью приобретенных товаров самостоятельную, на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от продажи товаров, и зарегистрирован в этом качестве в установленном законом порядке <1>. -------------------------------- <1> Следует иметь в виду, что последний признак предпринимательской деятельности является формальным и не может рассматриваться как существенный для определения предпринимательской деятельности гражданина. Согласно ст. 23 ГК гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Однако при нарушении указанных требований гражданин не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила ГК об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Таким образом, потребителем является и гражданин, который купил товар, и гражданин, который пользуется этим товаром (члены семьи гражданина, купившего товар, гражданин, которому он подарен, и т.п.) <1>. В связи с этим следует иметь в виду, что обязательства между изготовителями, продавцами и потребителями, возникающие по поводу приобретения или использования товаров (работ, услуг) для личных, семейных, домашних и иных нужд, не являются обязательствами строго личного характера (за исключением обязательств, возникающих из причинения вреда жизни и здоровью потребителя товарами, работами или услугами ненадлежащего качества), поэтому, в частности, не прекращаются смертью гражданина-потребителя (ст. 418 ГК).