80. Защита прав потребителей в торговом обслуживании
Проблемы гражданско-правовой защиты прав потребителей достаточно далеко выходят за рамки правового регулирования отношений по купле-продаже. Однако с учетом однотипности правовых механизмов, обеспечивающих защиту их прав, представляется возможным проанализировать специфику гражданско-правового регулирования защиты прав потребителей в рамках настоящей главы. Это позволит избежать необходимости возвращаться к данным вопросам при рассмотрении других видов договорных (обязательственных) отношений с участием потребителей
Закон о защите прав потребителей урегулировал систему фундаментальных прав потребителей, установленных Руководящими принципами в защиту интересов потребителей, единогласно принятыми Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 году. Вместе с тем в данном Законе содержатся правовые механизмы реализации указанных прав. В преамбуле Закона перечислены наиболее важные, признанные во всем мире права потребителей: - право на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества; - право на безопасность товаров (работ, услуг) для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды; - право на информацию о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах); - право на просвещение потребителей и компетентный выбор необходимых товаров (работ, услуг); - право на государственную и общественную защиту прав потребителей; - право на объединение потребителей в добровольные общественные организации. Все перечисленные права реализуются через механизмы, закрепленные в конкретных статьях Закона о защите прав потребителей и иных нормах российского законодательства. Разумеется, не все права и далеко не в одинаковой степени получают гражданско-правовую охрану. В связи с этим в дальнейшем будут рассмотрены только те гражданско-правовые конструкции, которые призваны обеспечить повышенную охрану прав потребителей как участников договорных отношений вообще. Пунктом 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей предусматривается общее правило, по которому условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Данное положение Закона корреспондирует и п. 1 ст. 422 ГК, согласно которой договор должен соответствовать законам и иным правовым актам (императивным нормам), действующим в момент его заключения. При этом необязательно весь договор в целом должен признаваться недействительным. Если договор мог быть исполнен и без включения в него недействительной части, недействительная часть сделки (договора) не влечет недействительность прочих ее частей (ст. 180 ГК). Недействительными могут быть признаны не только условия договора, прямо противоречащие законодательству, но и условия, ущемляющие права потребителей в целом, т.е. ухудшающие положение потребителя, делающие его менее благоприятным по сравнению с предусмотренным законодательством. Убытки, возникшие у потребителя вследствие исполнения договора, в котором имеются условия, нарушающие действующее законодательство или являющиеся менее благоприятными, чем установленные в нем, подлежат возмещению изготовителем (продавцом) в полном объеме. В п. 2 и п. 3 ст. 16 Закона о защите прав потребителей приводятся варианты возможного нарушения (ущемления) прав потребителей, которые влекут недействительность договорных условий. Прежде всего, запрещается обусловливать приобретение одних товаров обязательным приобретением иных товаров. Имеется в виду навязывание потребителю товаров в наборе, заказе и т.п. Продавец не вправе навязывать потребителю приобретение товара, не являющегося единой ассортиментной единицей - комплектом согласно п. 1 ст. 479 ГК (набор посуды или мебели). Комплектность товара должна соответствовать условиям договора о комплектности (п. 1 ст. 478 ГК), в противном случае присоединение иного дополнительного товара к необходимому потребителю фактически приводит к увеличению цены одних товаров за счет других, не пользующихся спросом и не могущих быть реализованными иным способом. Подобные действия и составляют ущемление прав потребителей. Устанавливается запрет обусловливать удовлетворение требований потребителей, предъявляемых в течение гарантийного срока, условиями, не связанными с недостатками товаров. Наконец, продавцу запрещается без согласия потребителя предоставлять дополнительные работы и услуги за плату. Закон в данном случае дает право потребителю отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца возврата уплаченной суммы. Согласно ст. 13 Закона о защите прав потребителей за нарушение прав потребителей продавец (изготовитель, уполномоченная организация, уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором. Убытки, причиненные потребителю в связи с нарушением его прав, подлежат возмещению в полном объеме и взыскиваются сверх неустойки (пени), установленной законом или договором. Таким образом, установленная законом неустойка в данном случае имеет штрафной характер. Возмещение убытков и уплата неустойки не освобождает продавца (изготовителя, уполномоченную организацию, уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) от выполнения в натуре возложенных на него обязательств перед покупателем (ст. 505 и п. 3 ст. 13 Закона о защите прав потребителей). Согласно ст. 23 Закона о защите прав потребителей за нарушение сроков, предусмотренных ст. ст. 20, 21 и 22 данного Закона, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация, уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара. Цена товара определяется, исходя из его цены, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией, уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было. Кроме того, в случае невыполнения требований потребителя в сроки, предусмотренные ст. ст. 20 - 22 Закона о защите прав потребителей, потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, установленные ст. 18 этого Закона. В этом случае неустойка (пеня) за нарушение названных сроков взыскивается до предъявления потребителем нового требования из числа предусмотренных ст. 18 Закона. При этом следует иметь в виду, что в случае просрочки выполнения нового требования также взыскивается неустойка (пеня), предусмотренная п. 1 ст. 23 данного Закона. Последняя взыскивается с ответчика по день фактического исполнения судебного решения. В случае, когда нарушены сроки устранения недостатков товара или сроки замены товара с недостатками, а также не выполнено либо несвоевременно выполнено требование потребителя о предоставлении во временное пользование аналогичного товара длительного пользования, неустойка (пеня) взыскивается за каждое допущенное нарушение. Вместе с тем суд в соответствии со ст. 333 ГК вправе уменьшить размер неустойки, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательств. Согласно п. 1 ст. 13 Закона о защите прав потребителей законодательством Российской Федерации, а также договором между потребителем и продавцом может предусматриваться ответственность за нарушение последним обязательств, за которые Законом о защите прав потребителей ответственность не предусмотрена или установлен более высокий размер ответственности.
Право потребителей на информацию
В соответствии со ст. ст. 8 - 10 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах. Эта информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации . Информация об изготовителе (продавце) включает фирменное наименование (наименование) организации, место ее нахождения и режим работы. Эти сведения продавец должен размещать на вывеске. Если изготовителем (продавцом) является индивидуальный предприниматель, то он обязан предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Если деятельность, осуществляемая изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию, потребителю также должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также сведения об органе, выдавшем эту лицензию. Информация об изготовителе (продавце) должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля осуществляется вне постоянного места нахождения продавца. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. При этом по отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. Информация о товарах в обязательном порядке должна содержать (п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей): - наименование технического регламента или иное обозначение, установленное законодательством о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара; - сведения об основных потребительских свойствах товаров; - гарантийный срок, если он установлен; - указания на цену и условия приобретения товаров; - правила и условия эффективного и безопасного использования товаров; - срок службы или срок годности товаров, установленный в соответствии с Законом о защите прав потребителей; - адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера; - информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя; - информацию о правилах продажи товаров. Кроме того, если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), то потребителю должна быть предоставлена информация об этом. Информация о товарах доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров, а информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей. Гражданско-правовые последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения рассматриваемых обязанностей предусмотрены ГК и Законом о защите прав потребителей. Согласно ст. 495 ГК покупатель, которому не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте продажи необходимую информацию о товаре, вправе потребовать от продавца возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора розничной купли-продажи (п. 4 ст. 445 ГК), а если договор заключен, в разумный срок отказаться от исполнения договора, потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. Продавец, не предоставивший покупателю возможность получить соответствующую информацию о товаре, несет ответственность и за недостатки товара, возникшие после его передачи покупателю, в отношении которых покупатель докажет, что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации. В ст. 12 Закона о защите прав потребителей ответственность изготовителя (продавца) за ненадлежащую информацию о товаре установлена в зависимости от вида правонарушения. Если потребителю при заключении договора не предоставлена возможность незамедлительно получить информацию о товаре, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков, возвратив товар, если это возможно по его характеру, продавцу. Если продавец не предоставил покупателю полной и достоверной информации о товаре, он несет ответственность, предусмотренную п. п. 1 - 4 ст. 18 Закона о защите прав потребителей, за недостатки товара, возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации. Если непредоставление полной и достоверной информации о товаре повлекло причинение вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя, он вправе требовать от изготовителя (продавца) возмещения вреда в порядке, предусмотренном гл. 59 ГК и ст. 14 Закона о защите прав потребителей.
- Право оперативного управления
- По способу закрепления волеизъявления- вербальные( устные) и литеральные( письменные)
- 2 Вида условных сделок (с условиями):
- 31.Прекращение права собственности
- 32.Понятие и виды бесхозяйного имущества
- Статья 226 гк рф - Движимые вещи, от которых собственник отказался
- Статья 227 гк рф - Находка
- Статья 230 гк рф - Безнадзорные животные
- Статья 233 гк рф - Клад
- 33.Виндикационный иск как способ защиты права собственности и других вещных прав.
- В Российском гк : Статья 301 гк рф - Истребование имущества из чужого незаконного владения
- 34.Негаторный иск как способ защиты права собственности и других вещных прав.
- 35.Иск об исключении имущества из описи
- 36.Право хозяйственного ведения и право оперативного управления
- Статья 295 гк рф - Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении
- Статья 296 гк рф - Право оперативного управления
- 37.Право собственности некоммерческих организаций.
- 38 И 39. Право совместной и долевой собственности.
- 40.Понятие и содержание авторского права Статья 1255 гк рф - Авторские права
- 41.Субъекты авторских прав
- 42.Объекты авторских прав.
- 43.Личные неимущественные авторские права
- 44.Исключительные права на результаты творческой деятельности.
- 45. Содержание и пределы авторских прав
- 46. Понятие и содержание патентного права Понятие патентного права
- 47. Объекты патентного права
- 48. Права субъектов патентного права
- 49. Право на товарный знак, знак обслуживания и наименование места происхождения товаров
- 50. Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации.
- 51. Понятие и система обязательств в гп.
- 52. Долевые и солидарные обязательства
- 53. Обязательства с участием третьих лиц
- 54. Уступка требований и перевод долга в обязательствах
- 55.Понятие, принципы и способы исполнение обязательства
- 58.Договор залога и его особенности
- 59. Банковская гарантия
- 60. Неустойка как способ обеспечения исполнения обязательств.
- 61 Поручительство как способ обеспечения исполнения обязательств
- 62. Понятие и виды гражданско-правовой ответственности
- 63. Причинение вреда, как основание гражданско-правовой ответственности
- 64. Вина, как основание гражданско-правовой ответственности
- 65. Определение размера гражданско-правовой ответственности.
- 66. Ответственность предпринимателя в гп
- 67. Соотношение гражданско-правовой ответственности и других видов юридической ответственности
- 68. Понятие и значения гражданско-правового договора
- 69. Понятие и значения гражданско-правового договора
- 70. Классификация гражданско-правовых договоров.
- 1) По своей юридической природе договоры могут быть консенсуальными и реальными.
- 2) По характеру отношений между сторонами договоры делятся на возмездные и безвозмездные. (ст.423 гк)
- 3.) В зависимости от наличия у сторон прав и обязанностей договоры разделены на односторонние и двусторонние (взаимные, синаллагматические).
- 4) В зависимости от того, в чьих интересах они заключены, договоры делятся на:
- 5) В зависимости от влияния на действительность договора основания его возникновения договоры можно разделить на абстрактные и каузальные.
- 6) По содержанию регулируемой договорами деятельности выделяют два основных типа договоров: имущественные и организационные.
- 7) В зависимости от основания заключения договоры делят на свободные и обязательные.
- 8) На основе наличия или отсутствия юридической связи одного договора с другим выделяются основные (главные) и дополнительные договоры.
- 9) В зависимости от юридической направленности различают основные и предварительные договоры
- 10) В зависимости от количества участников в договоре различают двустронние и многосторонние договоры.
- 11) Взаимосогласованные договоры и договоры присоединения
- 12) В зависимости от объекта договоры делятся на вещные и обязательственные.
- 71. Публичный договор
- 72. Предварительный договор.
- 73. Соотношение договора и закона
- 74. Условия договора
- 75. Заключение договора
- 76. Торги: понятие , виды, особенности заключения
- 77. Изменение и расторжение договоров.
- 78. Договор купли-продажи: понятие.Виды.Содержание.
- 79.Договор розничной купли-продажи: понятие, виды, особенности
- 80. Защита прав потребителей в торговом обслуживании
- 81. Ответственность продавца по договору купли-продажи
- 82. Договор мены
- 83. Договор дарения
- Форма договора дарения
- Регистрация договора дарения
- 84. Договор поставки
- 85. Договор аренды.
- 86. Договор лизинга
- 88. Договор найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилом фонде
- 89. Договор социального найма жилых помещений: понятие, основание заключения, участники, содержание
- 90. Изменение и прекращение договоров найма жилых помещений
- 1. Понятие и предмет договора продажи недвижимости
- 2. Стороны договора продажи недвижимости
- 3. Форма договора продажи недвижимости
- 1. Понятие договора подряда
- 1. Понятие потребителя
- 2. Права граждан-потребителей и особенности их гражданско-правовой защиты
- 3. Право потребителей на информацию
- 1. Понятие и виды авторских договоров
- 1. Система договорных обязательств по перевозке
- 2. Источники правового регулирования обязательств по перевозке
- 97. Договор транспортной экспедиции.
- 1. Понятие договора транспортной экспедиции
- 2. Содержание договора транспортной экспедиции
- 3. Ответственность за нарушение обязательств из договора транспортной экспедиции
- 98. Содержание и виды страхового обязательства.
- 1. Понятие и виды обязательств по страхованию
- 2. Формы страхования и основные виды обязательств по страхованию
- 1. Понятие и юридическая природа договора банковского счета
- 2. Субъекты договора банковского счета
- 101. Договор банковского вклада.
- 1. Понятие договора банковского вклада (депозита)
- 2. Юридическая природа договора банковского вклада
- 3. Стороны договора банковского вклада
- 102. Вексельные правоотношения.
- 103. Кредитный договор- понятие и виды
- 1. Понятие кредитного договора
- 2. Содержание и исполнение кредитного договора
- 3. Отдельные разновидности кредитного договора
- 104. Вексель и облигация как разновидности договора займа.
- 1. Понятие договора займа
- 105. Договор возмездного оказания услуг.
- 1. Понятие договора возмездного оказания услуг
- 2. Условия договора возмездного оказания услуг
- 106. Договор поручения.
- 107. Договор комиссии
- 1. Понятие договора комиссии
- 2. Содержание договора комиссии
- 108. Обязательства, возникающие из односторонних действий.
- 1. Понятие обязательств из односторонних сделок
- 2. Виды обязательств из односторонних сделок
- 109. Деликтные обязательства
- 110. Условия деликтной ответственности
- 1. Понятие основания деликтной ответственности
- 111. Компенсация морального вреда в деликтных обязательствах.
- 112. Ответственность за вред, причиненный в состоянии необходимой обороны.
- 113. Ответственность за вред, причиненный в состоянии крайней необходимости.
- 114. Ответственность юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником.
- 115. Компенсация морального вреда.
- 116. Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих.
- 117. Ответственность за совместно причиненный вред.
- 118. Возмещение вреда в деликтных обязательствах.
- 119. Вина причинителя вреда и вина потерпевшего в деликтных обязательствах.
- 120. Принятие наследства и отказ от наследства.
- 121. Наследственное право: понятие, субъекты, объекты, наследственное правопреемство.
- Субъекты наследственного правопреемства
- Наследственная масса
- 122. Наследование по завещанию.
- 1. Понятие завещания
- 2. Содержание завещания
- 3. Изменение, отмена и исполнение завещания
- 123. Задаток: понятие и функции.
- 1. Понятие и функции задатка
- 2. Доказательственная функция задатка
- 3. Обеспечительная функция задатка
- 124. Доверенность в Гражданском праве.
- 3. Понятие доверенности
- 4. Форма доверенности
- 125. Компетенция общего собрания ооо. Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" (ооо)
- 126. Договор строительного подряда.
- Договор строительного подряда
- 127. Договор коммерческой концессии.
- Договор n ______ коммерческой концессии (франчайзинг)
- 1. Предмет договора
- 2. Обязанности сторон
- 3. Ответственность правообладателя по требованиям,
- 4. Право пользователя заключить настоящий договор
- 5. Действие договора
- 6. Заключительные положения
- 7. Адреса и банковские реквизиты сторон: