Вид собственности
Государственная Муниципальная Частная Общественная
Федеральная Районная
Государственная собственность - формасобственности,при которой имущество, в том числесредстваипродуктыпроизводства, принадлежатгосударству полностью либо на основе долевой или совместной собственности.
Муниципальная собственность - имущественный комплекс муниципального образования, в который входят земельные участки, движимое и недвижимоеимущество. В категорию «недвижимое имущество» входят жилой и нежилой фонд, коммунальные сети, различного рода сооружения и так далее.
Собственность – это отношение между человеком и группой или сообществом субъектов с одной стороны, и объектом, с другой стороны, заключающееся в постоянном или временном, частичном или полном отсоединении, присвоении объекта собственности. Реализация права собственности предполагает выделение субъекта и объекта этого процесса. Субъект собственности – активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладания объектом собственности. Объект собственности – пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, имущества, вещества, информации, духовных и интеллектуальных ценностей.14
Распоряжение муниципальной собственностью от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправленияв рамках их компетенции.
Рассмотрим управление государственной и муниципальной собственностью на примерах зарубежных стран. Разберем несколько примеров из них.
Финляндия — это конституционная республика, в административном плане – унитарное государство. Система высших органов власти, в том числе их компетенция по разным вопросам, разграничение полномочий и правила взаимодействия друг с другом определяется Конституцией страны. Здесь недвижимость подразделяется на земельные участки и жилые или коммерческие помещения. Есть принцип, в соответствии с которым все земли, расположенные внутри государственных границ, должны иметь своего владельца. Если у земли не было владельца, то она считалась государственной. Финляндия это страна, положившая в основу приватизационной политики сохранение «решающей роли компаний, находящейся в государственной... собственности»
В Испании государство может экспортировать или реквизировать необходимое ему
имущество. Например, среди способов приобретения права собственности, используемых государством, в Законе о государственном имуществе 1964 год названы возмездное приобретение, дарение, экспроприация, захват. В большинстве развитых капиталистических стран в рамках государственной собственности выделяется так называемая публичная собственность.
Публичная собственность является непременным спутником любой государственности, а ее масштаб в целом отражает объем и характер возложенных на государство функций и задач. Наличие публичного имущества с необходимостью требует эффективного управления им. При этом повышение эффективности управления государственной и муниципальной собственностью называется в качестве едва ли не основной задачей государственной политики в рассматриваемой сфере. Однако решение данной задачи в первую очередь должно базироваться на оптимизации состава публичного имущества, в том числе на его четком распределении, исходя из целей использования между РФ, субъектами РФ и муниципалитетами.
В Великобритании ей соответствует "имущество короны" К публичной собственности относятся: территориальные воды, морские берега, наиболее ценные полезные ископаемые. Статья 132 Конституции Испании ( 1978 ) гласит, что "государственной собственностью является имущество, определенное законом, а также во всех случаях: прибрежная зона, пляжи, территориальные воды, природные ресурсы экономической зоны и континентальный шельф. Использование, защита и сохранность государственной и национальной собственности регулируется законом ".15
Гражданский кодекс Испании (1889 год) устанавливает, что к имуществу, находящемуся в общем пользовании, относятся дороги, каналы, реки, водопады, порты и мосты, построенные государством, берега, пляжи, и редуты. Помимо указанных выше объектов, Закон о государственном имуществе 1964 года относит к государственной собственности:
- имущество, находящееся в собственности государства и предназначенное
для общего пользования;
- вещные права, вытекающие из аренды, принадлежащих государству объектов;
- все иные права, вытекающие из владения государственным предприятием;
- имущество, предназначенное для какой-либо государственной службы или
для развития национального богатства;
- права на совместную собственность, принадлежащую государству.16
Во Франции в состав исключительной собственности государства французский гражданский кодекс включает:
- дороги и улицы, за состоянием которых следит государство,
- реки, судоходные и сплавные речки, берега, морские наплывы, порты,
гавани, рейды и любые участки территории Франции, которые не могут
находиться в частной собственности;
- ворота, стены, рвы, оборонительные сооружения укреплений и крепостей.
Бесхозное имущество, то есть имущество, никем не освоенное, и имущество лиц умерших без наследников, также принадлежит государству. Исключительной собственностью государства являются большие озера Ле-Берте и Линесен.
Французское законодательство относит к числу объектов государственной собственности воздушное пространство, недра земли, шахты и недвижимое имущество, предназначенные для их эксплуатации.17
Объекты российской государственной собственности за рубежом представлены следующими видами собственности: земля, имущество (движимое и недвижимое), денежные средства, имущественные и неимущественные права. Они расположены более чем в ста двадцати странах мира. Данные объекты собственности могут принадлежать на праве собственности Российской Федерации.
Наряду с этим объекты государственной собственности Российской Федерации, находящиеся за рубежом, могут принадлежать на праве хозяйственного ведения — юридическим лицам, по договору безвозмездного пользования - религиозным и другим организациям, а также оперативного управления — федеральным органам исполнительной власти, учреждениям и организациям. При этом такие объекты собственности могут находиться под двойной юрисдикцией: Российской Федерации и иностранного государства.
Таким образом, для государственной собственности Российской Федерации, находящейся- за рубежом характерно значительное число объектов, отличающихся организационным и правовым многообразием.
Обобщенно государственную собственность, находящуюся за рубежом можно разделить на следующие группы, обуславливающие ее видовую классификацию
по историческому принципу (в зависимости от исторического периода существования страны)
по управлению или степени обоснованности прав на управление в странах размещения собственности
по степени применения, предполагающей разделение собственности на защищенную дипломатическим иммунитетом и находящуюся в коммерческом обороте.
В результате можно выделить проблемы, связанные с вопросами управления государственной собственностью за рубежом:
противоречие в нормативно - правовых актах, устанавливающих полномочия федеральных органов исполнительной власти по управлению государственным имуществом, расположенного за рубежом, препятствующие эффективному управлению этим имуществом;
отсутствие координирующего органа, способного согласовать интересы участников процесса управления, а также осуществлять функции контроля за состоянием и оценкой эффективности работы данного сегмента федеральной собственности;
отсутствие исполнителей функции планирования в области управления государственной собственностью за рубежом, которая имеет важнейшее значение в повышении эффективности управления объектами государственной собственности;
отсутствие нормативной классификации объектов государственной собственности Российской, Федерации за рубежом;
нарушение действующего законодательства при сдаче в аренду объектов недвижимого имущества, относящегося, к объектам государственной собственности за рубежом;
отсутствие единой методики инвентаризации учета и мониторинга объектов государственной собственности за рубежом.
Можно сделать вывод что управление государственной собственностью в России является не совсем эффективным, так например существует неэффективная структура управления государственной собственностью за рубежом, затрудняющая взаимодействие субъектов управления с целью достижения общенациональных интересов, отсутствует координирующий орган, который в силу своих полномочий осуществлял контроль и управление всеми процессами, связанными с государственной собственность за рубежом. Эффективно контролировал все действия связанные с собственностью, разрабатывал определенный регламент работы, положения дел и выдвигал новые задачи по повышению эффективности процесса управления государственной собственностью.
Я считаю, что к недостаткам системы управления можно отнести несоблюдение порядка ведения государственных баз данных в части занесения в них объектов учета и данных об этих объектах. Это отрицательно сказывается на процессе управлении государственной собственностью и тормозит развитие, в результате этого происходит не своевременное обновление данных об объектах учета и их исключения из баз данных государственной собственности.
Применительно к управлению государственной и муниципальной собственностью необходимо говорить о реформировании отношений государственной и местной властей, а именно о необходимости пересмотра и распределения вопросов ведения муниципальных образований и государственной власти при согласованном учёте мнения каждого.
Долгое время опыт ведущих мировых стран в управлении государственной собственность служил объектом изучения отечественных экономистов, практический опыт последних лет по переносу в российскую практику системы, хорошо работающей в той или иной стране, показывает, что в силу особенностей и традиций в наших условиях такие системы или не приживаются или не дают ожидаемого результата, как планировалось изначально.
Если затронуть вопрос о приватизации, как показывает опыт зарубежных стран, опыт вполне может быть использован и учтен в российской практике.
Это относится прежде всего к индивидуальному подходу к приватизации многих крупных государственных объектов, разнообразия способов передачи государственной собственности в частные руки, стремления сохранить существующие хозяйственные связи, нацеленность не на быструю смену собственника, а на рост эффективности предприятия, организацию процесса приватизации государственным аппаратом. Западный опыт может стать хорошим подспорьем, когда главной задачей становится поиск эффективного собственника. Для улучшения работы в области управления государственным имуществом в целом, необходимо кардинально изменить методы и политику проводимую органами государственной власти является долгой и трудной работой.
Вывод по главе? В т.ч. твои мысли, что можно использ.из зарубеж.опыта в РФ!!
- Министерство образования и науки российской федерации
- Глава 1. Теоретические аспекты управления государственной собственностью в рф и за рубежом.
- 1.1 Обзор фз и нпа по управлению государственной собственностью в рф
- 1.2. Правовые полномочия куги Санкт-Петербурга
- Структура куги Санкт-Петербурга
- Деятельность Комитета управления городским имуществом Санкт-Петербурга
- 1.3. Управление государственной и муниципальной собственностью за рубежом
- Вид собственности
- Глава 2. Анализ работы комитета управления городским имуществом Санкт-Петербурга
- 2.1. Анализ эффективности деятельности куги Санкт-Петербурга и агентств куги в 2-3х районах сПб по реализации задач управления собственностью и Административной реформы
- § 2.2. Сравнительный анализ куги Санкт-Петербурга с куги Москвы
- Направление деятельности Департамента имущества Москвы
- § 2.3. Административный регламент и анализ реализации административной реформа в куги Санкт-Петербурга
- Глава 3. Разработка рекомендаций по повышению эффективности работы куги Санкт-Петербурга
- § 3.1. Рекомендации по эффективности работы куги и агентств куги в районах Санкт - Петербурга
- 1. Указ Президента рф от 28 апреля 2008 г. N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов"