logo
шпоры по уп

Общие и специальные начала назначения наказания несовершеннолетним(ст. 116)

Законодатель в ст. 116 УК определил, что при назначении наказания несовершеннолетнему учитываются :

1) общие начала назначения наказания, предусмотренные ст.ст. ст. 62-64 УК;

2) характер и степень участия несовершеннолетнего в преступлении, совершённом в соучастии (ст. 66 УК);

3) степень осуществления преступного намерения при неоконченном преступлении и обстоятельства, в силу которых преступление не было доведено до конца (ст. 67 УК);

4) правила назначения наказания при наличии смягчающих ответственность обстоятельств (ст. 69 УК);

5) условия жизни и воспитания;

6) степень психического развития;

7) состояние здоровья;

8) иные особенности личности;

9) влияние других лиц.

При определении меры наказания несовершеннолетнему смягчающие обстоятельства должны иметь большую, а отягчающие - меньшую силу. В рамках установленных для несовершеннолетних мер наказания необходим дифференцированный подход к определению размера наказания в зависимости от конкретного возраста несовершеннолетнего.

Прежде всего следует указать, что, руководствуясь общими началами назначения наказания, суд должен назначить наказание с учетом положений Общей части УК в пределах, установленных в санкции соответствующей статьи Особенной части УК. При этом суд исходит из принципа индивидуализации наказания, который реализуется посредством учета судом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, мотивов и целей содеянного, личности виновного, характера нанесенного вреда и размера причиненного ущерба, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, мнения потерпевшего по делам частного обвинения.

Важнейшей предпосылкой индивидуализации наказания является всестороннее изучение личности обвиняемого. Поэтому, рассматривая дела по обвинению подростков в совершении преступлений, суд должен изучить ряд обстоятельств, которые хотя и лежат за рамками состава преступления, однако, характеризуют социально-нравственные качества личности виновного, повышают либо понижают её общественную опасность и существенно влияют на ответственность и наказание.

Очевидно, что в формировании нравственного облика ребенка большая роль отводится созданию надлежащих условий для его жизни и воспитания. В поведении подростка как в зеркале отражается морально-психологический климат окружающей его среды. Суд обязан изучить и тщательно взвесить:

- материальные условия его жизни (уровень доходов семьи, жилищные условия и т.п.);

- взаимоотношения между родителями, отношение родителей (воспитателей) к ребёнку, степень их влияния на ребёнка, их способности контролировать его поведение и т.д.;

- условия обучения в школе, в училищах, техникумах и вузах, отношение подростка к учёбе: регулярность посещения занятий, активность на уроках, качество выполнения домашних заданий, участие в школьных мероприятиях и т.п.;

- конкретные условия работы: содержание труда (умственный или физический, квалифицированный или неквалифицированный), состояние трудовой и производственной дисциплины, морального климата в коллективе, наличие традиций наставничества и т.п.;

- воспитательную работу в сфере досуга;

-роль несовершеннолетнего в группе и влияние группы на его поведение.

- поведение в быту, посещение спортивных или творческих школ и секций и др.

Исключительно принципиальное значение в оценке поведения несовершеннолетнего имеет правильное определение степени его психического развития. Из всего многообразия характеристик уровня психического развития несовершеннолетнего уголовно-правовое значение имеют те, которые определяют:

его способность осознавать фактическую сторону своих деяний и их последствий,

их социальную значимость, т.е. общественную опасность,

а также влияют на возможность исправления подростка конкретными мерами уголовного наказания.

Уровень социального взросления несовершеннолетнего показывает, в какой мере проявилась его самостоятельность в избрании линии поведения, сколь сильно в нём укоренилась установка на нарушение правил человеческого общежития. Это оказывает влияние на избрание вида и размера наказания, необходимого и достаточного для исправления несовершеннолетнего преступника.

На поведение несовершеннолетнего могут оказывать влияние различного рода психосоматические отклонения, не лишающие его, однако, возможности отдавать себе отчёт в своих действиях и руководить ими. При избрании в качестве меры воздействия уголовного наказания наличие умственной отсталости или психических отклонений учитывается как смягчающее ответственность обстоятельство, если появление указанных недостатков не зависело от воли виновного, например, явилось следствием травмы или заболевания (ч. 2 ст.29 и ч.1 ст.116 УК). В ситуации, когда отклонения в умственном и психическом развитии являются следствием пристрастия несовершеннолетнего к наркотикам, алкоголю, токсикомании или других антиобщественных привычек, наказание должно назначаться с учётом необходимости искоренения пагубных пристрастий подростка.

Согласно п. 15 постановления Пленума № 3 от 28. 06. 2002 г. «С целью выяснения, не находился ли несовершеннолетний обвиняемый в состоянии уменьшенной вменяемости во время совершения общественно опасного деяния, в силу ст.ст. 226-228 УПК необходимо назначать судебно-психиатрическую или судебную психолого-психиатрическую экспертизу».

Если судом с учетом данных проведенной экспертизы будет установлено, что несовершеннолетний обвиняемый вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с болезненным психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния был не способен сознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния, то суд, руководствуясь положениями ч.3 ст.27 УК, постановляет оправдательный приговор.

Влияние взрослых как обстоятельство, подлежащее учёту при избрании меры наказания несовершеннолетнему, имеет двоякое значение:

а) влияние взрослых на формирование нравственных черт подростка в процессе его воспитания. В этом смысле данное обстоятельство учитывается так же, как и условия жизни и воспитания несовершеннолетнего;

б) влияние взрослых на формирование у несовершеннолетнего решимости совершить конкретное преступление. Оценка этого обстоятельства как смягчающего ответственность решается в зависимости от способа влияния взрослого (насильственное склонение или простое предложение).

Особенности нравственного и психического развития несовершеннолетних, их материального положения накладывают отпечаток и на учёт смягчающих обстоятельств, указанных в ст. 63 УК. Так, добровольное возмещение нанесённого ущерба или устранение причинённого вреда являются весьма затруднительными для большинства несовершеннолетних ввиду отсутствия у них самостоятельных материальных средств. Поэтому в качестве смягчающего ответственность обстоятельства следует рассматривать добросовестные посильные для подростка действия по устранению последствий своего преступления, даже при не достижении достаточно полного результата.

Неустойчивость формирующейся психики, отсутствие твёрдых волевых качеств подростков усиливают действие таких смягчающих обстоятельств, как совершение преступления под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости, в силу стечения тяжёлых личных или семейных обстоятельств, а также в состоянии аффекта под влиянием противоправных или аморальных действий потерпевшего. Эти же психические качества несовершеннолетних существенно влияют на их способность правильно учитывать условия правомерности необходимой обороны, крайней необходимости, исполнения приказа и т.п.

Следовательно, правовая оценка соотношения вреда предотвращённого и причинённого должна быть несколько иной применительно к несовершеннолетним. Если же всё-таки они привлекаются к уголовной ответственности, то совершение преступления при нарушении условий правомерности причинения вреда при обстоятельствах, исключающих преступность деяния, должно смягчать ответственность несовершеннолетних в большей мере, чем ответственность взрослых лиц.

Между тем, учёт условий жизни несовершеннолетнего и влияния на него взрослых при назначении наказания ни в коей мере не должен создавать у подростка впечатления собственной невиновности, выставлять его жертвой обстоятельств, принижать его собственную вину в содеянном.

Выявление условий жизни и воспитания подростков, влияния на них взрослых лиц учитывается не только при определении меры наказания, но имеет и самостоятельное значение. Прежде всего, выявление причин и условий совершения преступлений несовершеннолетними необходимо для строгого реагирования на недостатки и упущения в воспитании несовершеннолетних в семье, школе, на производстве, на низкую эффективность контроля за несовершеннолетними со стороны правоохранительных и иных органов.

Далее, при наличии соответствующих условий возможна постановка вопроса о привлечении к уголовной ответственности взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступление (ст. 172 УК) или антиобщественное поведение (ст. 173 УК), склоняющих несовершеннолетних к потреблению наркотических средств, психотропных веществ и их препаратов (ст. 331 УК), вербующих несовершеннолетних для сексуальной или иной эксплуатации (ст. 187 УК) и др. Не исключается также применение различных ограничительных и иных мер, предусмотренных гражданским или семейным законодательством.

В случаях, когда минимальные пределы наказания, указанные в санкции статьи Особенной части, превышают максимальные пределы соответствующего вида наказания, предусмотренного статьями 110—115 УК, наказание лицу, совершившему преступление в возрасте до восемнадцати лет, назначается в пределах, установленных специальными статьями без ссылки на ст. 70 УК.

Если же минимальный предел соответствующего вида наказания, предусмотренного санкцией статьи Особенной части УК, ниже максимального предела, установленного для данного вида наказания статьями 110-115 УК, то при назначении виновному наказания ниже низшего предела, предусмотренного за данное преступление, применяются положения ст.70 УК с приведением обоснований принятого решения.