Правовое обеспечение государственного управления
В истории государственно-правовой мысли право давно понимается как нечто, предшествующее юридическому закону, принятому в установленной форме и по установленной процедуре. Право связано с глубинными потребностями и интересами людей в упорядочении собственной, общественной и частной жизнедеятельности, с их всеобщей волей. Оно содержит в себе элементы прав и свобод личности, гуманизма, социальной справедливости, исторической устойчивости и надежности общественных процессов.
Правовое обеспечениегосударственного управления представляет собой единство социологического, нормативного и практического аспектов. Оно начинается тогда, когда в целях, содержании, требованиях закона или иного правового нормативного акта «охватывается» назревшая общественная потребность в упорядочении взаимосвязей и взаимодействий людей, причем определенным образом (моделью, логической структурой) и в определенном направлении. Правовой документ рассчитан на многократное применение разными людьми в приблизительно подобных обстоятельствах. Здесь всегда имеются сложности, связанные с тем, что формирование норм (правил) поведения осуществляется на основе информации о прошлом (о знаемой потребности), но они должны будут применяться и в будущем, которое неведомо. То есть в социологическом смысле правовое регулирование имеет прогнозный характер.
«Сердцевину», типологический «образ» правового обеспечения составляет нормативный аспект – разработка и юридическое (в актах государственных органов) закрепление норм поведения людей и ведение определенных общественно значимых дел.
Традиционно в норме (правиле) поведения, установленной или санкционированной государственной властью, различаются три основных элемента. Гипотеза– часть нормы, которая указывает условия, обстоятельства, отношение жизни, в которых она действует.Диспозиция– часть нормы, раскрывающая содержание, смысл самого правила поведения, т.е. юридические права и обязанности, возникающие у субъекта поступка или действия.Санкция – часть нормы, характеризующая меры, которые могут быть предприняты государственной властью в случае несоблюдения (нарушения) диспозиции и гипотезы соответствующей нормы (юридические санкции).
Правовое регулирование – это деятельность государства по изданию юридических норм (правил) поведения людей, обязательных для исполнения. Оно необходимо для упорядочения жизнедеятельности общества и государства.
Правовое обеспечение государственного управления – это установление правил функционирования органов государственного управления.
Можно выделить несколько аспектов государственной и общественной реальности правового обеспечения государственного управления:
отношения между государством (его органами) и обществом, гражданами, посредством которых формируются государственно-управляющие воздействия (управление обществом со стороны государственного аппарата); первостепенное значение здесь имеют правовые механизмы объективизации государственного управления;
отношения внутри государства, между его органами по поводу распределения предметов их ведения и государственной власти, необходимой для управления ими (полномочий);
волевые отношения между людьми, вовлеченными в государственно-управленческие процессы, как в государственной службе (кадровый состав государственных органов), так и при обращении граждан в государственные органы при решении каких-либо своих проблем.
центральным вопросом этих отношений выступает определение правового статуса государственных органов вообще и в сфере управления в частности;
Правовой статус государственного органасостоит из трех групп элементов, имеющих юридический смысл.
Во-первых, он включает в себя месторасположение и природу(существующего или предполагаемого)государственного органав ценностной системе государственных органов страны.
Во-вторых «несущим» элементом правового статуса выступает компетенция государственного органа– юридическое выражение совокупности управленческих функций и полномочий государственного органа в отношении отдельных управляемых объектов. Здесь юридически закрепляются: набор управленческих функций для конкретного государственного органа; адекватные (соответствующие им) полномочия; состав полномочий, включающий в себя формы и методы; осуществление управленческих функций; перечень управляемых объектов или определенных вопросов (аспектов) их функционирования, которые и представляют предметы ведения государственного органа.
В-третьих, правовой статус государственного органа предполагает юридическое закрепление его организационной структуры, а также форм, методов и процедур ее функционирования.
Правовое обеспечение государственного управления должно реализовывать ряд требований, соблюдение которых способствует упорядоченности всех явлений, процессов и отношений в обществе. Это, прежде всего, своевременностьпринятия соответствующихправовых норм. Запаздывание в нормативном оформлении возникающих управленческих связей создают большие проблемы. Формы правового обеспечения государственного управления должны бытьустойчивыми истабильными. Многое зависит отполнотыивнутренней согласованностиправовых норм.
Основополагающее значение в правовом обеспечении государственного управления принадлежит Конституции государства как нормативному правовому акту высшей юридической силы в стране. Конституция является отражением определенной системы общественных отношений и задает обществу целевую и ценностную направленность, по которой оно должно развиваться.
Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями 1996 года) является по своей сути общедемократической и призвана выполнять юридические, политические, идеологические функции (основные направления воздействия на общественные отношения).
Все функции Конституции находятся в единстве, сочетаясь и дополняя друг друга.
Важнейшей формой правового обеспечения государственного управления являются законы. Закон– это принятый в особом порядке нормативный правовой акт по основным вопросам жизни государства, непосредственно выражающий общую государственную волю и обладающий высшей юридической силой (после Конституции).Указы Президента Республики Беларусь по предметам ведения имеют нормативный характер. Хотя они и подзаконны по своей юридической природе, но часто в условиях отсутствия необходимых законов играют роль первичных, «установительных» правовых нормативных актов.
Важное значение среди форм правового обеспечения государственного управления отводится подзаконным правовым нормативным актам, представляющим собой нормативный юридический акт компетентного органа, основанный на законе и закону не противоречащий.
Структура правового обеспечения государственного управления должна быть такой, чтобы каждому из элементов государственного управления была придана та правовая форма, которая соответствует его сущности, предназначению и обеспечивает его эффективную реализацию.
- Академия управления при Президенте Республики Беларусь
- Система открытого образования
- Теория и методология государственного управления
- Содержание
- Тема 1. Понятие, сущность и предмет теории и методологии государственного управления 10
- Тема 2. Методологические основы государственного управления 37
- Тема 1. Понятие, сущность и предмет теории и методологии государственного управления Лекция 1. Понятие, сущность и предмет теории и методологии государственного управления
- Понятие и диалектика управления, современная управленческая парадигма
- Объективная необходимость, понятие, сущность и отличительные особенности государственного управления
- Свобода и ответственность в государственном управлении
- Виды и уровни государственного управления
- Представительство интересов в государственном управлении
- Предмет и задачи курса «Теория и методология государственного управления»
- Контрольные вопросык теме 1
- Тема 2. Методологические основы государственного управления Лекция 2. Методологические основы государственного управления
- Понятие и основные элементы методологии государственного управления
- Субъекты и объекты государственного управления
- Цели и задачи государственного управления
- Функции государственного управления
- Принципы государственного управления
- Методы государственного управления
- Контрольные вопросык теме 2
- Тема 3. Система государственного управления Лекция 3. Система государственного управления
- Понятие и характеристика системы управления
- Система государственного управления
- Структура системы государственного управления
- Прямые и обратные связи в системе государственного управления
- Контрольные вопросык теме 3
- Тема 4. Становление и развитие теории государственного управления Лекция 4. Становление и развитие теории государственного управления
- Основные этапы эволюции теории государственного управления
- Американская научная школа государственного управления
- Развитие теории государственного управления в Великобритании
- Французская научная школа государственного управления
- Развитие теории государственного управления в Германии
- Контрольные вопросык теме 4
- Тема 5. Обеспечение государственного управления Лекция 5. Обеспечение государственного управления
- Правовое обеспечение государственного управления
- Информационное обеспечение государственного управления
- Кадровое обеспечение государственного управления
- Контрольные вопросык теме 5
- Тема 6. Государственная служба в системе государственного управления Лекция 6. Государственная служба в системе государственного управления
- Государственная служба как публично-правовой институт
- Правовой статус и классификация государственных служащих
- Профессионально-культурное обеспечение государственной службы
- Контрольные вопросык теме 6
- Тема 7. Бюрократия, коррупция и конфликты в системе государственного управления Лекция 7. Бюрократия, коррупция и конфликты в системе государственного управления
- Место и роль бюрократии в системе государственного управления
- Коррупция в системе исполнительной власти
- Конфликты в сфере государственного управления
- Контрольные вопросык теме 7
- Тема 8. Эффективность государственного управления Лекция 8. Эффективность государственного управления
- Понятие и виды эффективности государственного управления
- Критерии и показатели эффективности государственного управления
- Оценка эффективности государственного управления
- Контрольные вопросык теме 7
- Литература
- Экзаменационные вопросы
- Теория и методология государственного управления
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.