Французская научная школа государственного управления
Французская школа государственного управления имеет свою специфику, выразившуюся в доминировании до 50-х годов ХХ в. теории институтов (М.Прело и М.Дюверже).
Заслугой французской школы явилась институциональная концепция государства, которая пришла на смену трактовке государства как юридического лица. Государство стало рассматриваться как институт, в котором воплощается власть. На первый план при таком подходе выдвигалось «общее дело», задача, цель, которым служит государство. В результате такого подхода существенно изменялось место правящей элиты в государственном управлении: она являлась лишь агентом высшей власти и это означало, что ее действия ограничены правовым полем. М.Дюверже подчеркивал, что теория должна быть полезна президенту, премьер-министру, государственным и политическим деятелям.
Одной из серьезных проблем Франции была жесткая централизация власти, поэтому ученые (П.Авриль, Э.Фор) занимались поиском повышения эффективности государственного управления посредством ее децентрализации. Рассредоточение государственной власти между различными ее уровнями, значительное расширение полномочий местных органов власти, особенно муниципалитетов и коммун, наделение оппозиции определенными правами и полномочиями при условии неприкосновенности государственных институтов – таковы в обобщенном виде рекомендации большинства французских ученых.
Радикальная теория государственного управления нового типа была разработана М.Понятовским. Организация управления в государстве, по его мнению, должна быть иерархической. Государству следует уступить часть своих полномочий компетентным органам или организациям. Например, вопросы энергетики или транспорта могут регулироваться специально созданной третьей палатой парламента, состоящей частично из избираемых представителей, и частично из лиц, назначенных властью. Он солидарен с П.Аврилем и Э.Фором в вопросе о необходимости проведения децентрализации государственного управления. Деятельность современной французской администрации он оценивал критически. В противовес ему, Алэн, подчеркивал, что в современном государстве подлинной властью располагают не политики, а высокопоставленные чиновники из аппарата управления: начальники главных управлений Министерства финансов, члены Высшего совета обороны и послы. Кроме того, Алэн высоко оценивал компетентность французских чиновников, ибо они проходили жесткий конкурсный отбор на государственную службу. Но вместе с тем, он констатировал, что бюрократия образуют корпоративную закрытую группу. Главное, что их объединяет, – это сохранение приобретенного положения и привилегий. Кроме того, характер выполняемой работы, круг людей, с которыми происходит общение, постепенно развивают в государственных служащих ряд специфических качеств, таких как крайняя осторожность, склонность к секретности, скептицизм, язвительность, расположенность к интригам, презрительное отношение к людям.
По мнению Алэна, госаппарат работает неэффективно, там царит круговая порука, бюрократизм. Перерасходы ассигнований, плохо разработанные государственные программы, упущения, невыполнение работы в срок – все это тщательно скрывается от посторонних глаз. Единственным эффективным средством против злоупотребления властью Алэн считал создание действенной системы контроля со стороны избирателей, парламента, министров.
Ученый также излагал свою точку зрения на те качества, которыми должен обладать руководитель ведомства. По его мнению, современный министр не обязательно должен быть специалистом в соответствующей области управления. Главное состоит в том, чтобы у него было постоянное желание эффективно противодействовать превышению власти бюрократией.
Классиком теории государственного управления во Франции является Анри Файоль. Он первым поставил задачу организованного обучения менеджменту во Франции. В книге «Общее и промышленное управление» (1916 г.) он дал классическое определение научному управлению: «Управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать, контролировать.
Его заслуга также в том, что он сформулировал принципы управления, которые являются универсальными и применимы практически повсюду: в экономике, в правительственных службах и учреждениях, в армии и на флоте. Управление любой организацией, по его мнению, включает шесть групп функций: технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные и административные. Административные функции являются определяющими. Ни в одну из предыдущих функций не входит задача выработки общей программы работы учреждения, подбора его рабочего состава, координированных усилий, гармонизации действий. Именно поэтому административным функциям принадлежит лидирующая роль.
Следует отметить вклад бывшего президента Франции В.Ж. де’Эстена в развитие французской школы государственного управления. Свои взгляды на эту проблему он изложил в работе «Французская демократия», в которой предлагает собственную концепцию «социального государства», а также основные принципы государственного управления.
- Академия управления при Президенте Республики Беларусь
- Система открытого образования
- Теория и методология государственного управления
- Содержание
- Тема 1. Понятие, сущность и предмет теории и методологии государственного управления 10
- Тема 2. Методологические основы государственного управления 37
- Тема 1. Понятие, сущность и предмет теории и методологии государственного управления Лекция 1. Понятие, сущность и предмет теории и методологии государственного управления
- Понятие и диалектика управления, современная управленческая парадигма
- Объективная необходимость, понятие, сущность и отличительные особенности государственного управления
- Свобода и ответственность в государственном управлении
- Виды и уровни государственного управления
- Представительство интересов в государственном управлении
- Предмет и задачи курса «Теория и методология государственного управления»
- Контрольные вопросык теме 1
- Тема 2. Методологические основы государственного управления Лекция 2. Методологические основы государственного управления
- Понятие и основные элементы методологии государственного управления
- Субъекты и объекты государственного управления
- Цели и задачи государственного управления
- Функции государственного управления
- Принципы государственного управления
- Методы государственного управления
- Контрольные вопросык теме 2
- Тема 3. Система государственного управления Лекция 3. Система государственного управления
- Понятие и характеристика системы управления
- Система государственного управления
- Структура системы государственного управления
- Прямые и обратные связи в системе государственного управления
- Контрольные вопросык теме 3
- Тема 4. Становление и развитие теории государственного управления Лекция 4. Становление и развитие теории государственного управления
- Основные этапы эволюции теории государственного управления
- Американская научная школа государственного управления
- Развитие теории государственного управления в Великобритании
- Французская научная школа государственного управления
- Развитие теории государственного управления в Германии
- Контрольные вопросык теме 4
- Тема 5. Обеспечение государственного управления Лекция 5. Обеспечение государственного управления
- Правовое обеспечение государственного управления
- Информационное обеспечение государственного управления
- Кадровое обеспечение государственного управления
- Контрольные вопросык теме 5
- Тема 6. Государственная служба в системе государственного управления Лекция 6. Государственная служба в системе государственного управления
- Государственная служба как публично-правовой институт
- Правовой статус и классификация государственных служащих
- Профессионально-культурное обеспечение государственной службы
- Контрольные вопросык теме 6
- Тема 7. Бюрократия, коррупция и конфликты в системе государственного управления Лекция 7. Бюрократия, коррупция и конфликты в системе государственного управления
- Место и роль бюрократии в системе государственного управления
- Коррупция в системе исполнительной власти
- Конфликты в сфере государственного управления
- Контрольные вопросык теме 7
- Тема 8. Эффективность государственного управления Лекция 8. Эффективность государственного управления
- Понятие и виды эффективности государственного управления
- Критерии и показатели эффективности государственного управления
- Оценка эффективности государственного управления
- Контрольные вопросык теме 7
- Литература
- Экзаменационные вопросы
- Теория и методология государственного управления
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.