logo
Гос

Тема 2. Методологические основы государственного управления 37

Лекция 2. Методологические основы государственного управления 37

Понятие и основные элементы методологии государственного управления 37

Субъекты и объекты государственного управления 40

Цели и задачи государственного управления 46

Функции государственного управления 55

Принципы государственного управления 59

Методы государственного управления 67

Контрольные вопросы к теме 2 71

ТЕМА 3. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 73

Лекция 3. Система государственного управления 73

Понятие и характеристика системы управления 73

Система государственного управления 77

Структура системы государственного управления 81

Прямые и обратные связи в системе государственного управления 88

Контрольные вопросы к теме 3 91

ТЕМА 4. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 93

Лекция 4. Становление и развитие теории государственного управления 93

Основные этапы эволюции теории государственного управления 93

Американская научная школа государственного управления 103

Развитие теории государственного управления в Великобритании 109

Французская научная школа государственного управления 113

Развитие теории государственного управления в Германии 116

Контрольные вопросы к теме 4 120

ТЕМА 5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 122

Лекция 5. Обеспечение государственного управления 122

Правовое обеспечение государственного управления 122

Информационное обеспечение государственного управления 127

Кадровое обеспечение государственного управления 131

Контрольные вопросы к теме 5 134

ТЕМА 6. Государственная служба в системе государственного управления 136

Лекция 6. Государственная служба в системе государственного управления 136

Государственная служба как публично-правовой институт 136

Правовой статус и классификация государственных служащих 147

Профессионально-культурное обеспечение государственной службы 159

Контрольные вопросы к теме 6 168

ТЕМА 7. БЮРОКРАТИЯ, КОРРУПЦИЯ И КОНФЛИКТЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 169

Лекция 7. Бюрократия, коррупция и конфликты в системе государственного управления 169

Место и роль бюрократии в системе государственного управления 169

Коррупция в системе исполнительной власти 191

Конфликты в сфере государственного управления 197

Контрольные вопросы к теме 7 209

ТЕМА 8. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 212

Лекция 8. Эффективность государственного управления 212

Понятие и виды эффективности государственного управления 212

Критерии и показатели эффективности государственного управления 219

Оценка эффективности государственного управления 226

Контрольные вопросы к теме 7 234

ЛИТЕРАТУРА 235

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ 238

ВВЕДЕНИЕ

Ключевую роль в жизнедеятельности общества играет государство. Оно обеспечивает упорядочение и регулирование протекающих процессов и явлений в социальной, экономической, политической, духовной и в других сферах общественной жизни. В той или иной степени государственное воздействие затрагивает интересы всего общества, отдельных социальных групп, слоев, организаций, объединений, общественно-политических движений и каждого гражданина. При этом государство воздействует не только на развитие процессов и явлений, протекающих в обществе, но и на общественные отношения, на проблемы, касающиеся ценностей, мировоззренческих установок, идей, политической самоорганизации сообществ, их жизнеспособности и эффективного функционирования.

На современном этапе своего развития Республика Беларусь переживает достаточно сложный период, связанный с формированием правовых, экономических, социальных основ нашего общества. Республика продвигается по пути укрепления конституционного строя, государственности, развития народовластия, утверждения принципов гражданского общества и главным условием происходящих в стране успешных преобразований является сильная, дееспособная государственная власть. Исходя из критериев общественного блага, государственная власть может и должна: не допускать нарушения правопорядка в обществе, норм и правил поведения на рынке, определять общие условия эффективного хозяйствования, темпы экономического роста, предотвращать криминализацию хозяйственной деятельности внутри страны, расслоение общества, стремление развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать складывающуюся в республике ситуацию в своих экономических и политических целях, способствовать утверждению цивилизованных отношений между деловым миром, обществом и властными структурами. С сильной, дееспособной государственной властью народ Республики Беларусь связывает свои надежды на защиту жизни, здоровья, свободы, достоинства.

Сегодня можно отметить определенную консолидацию позиций самых разных общественных и политических сил страны в отношении необходимости формирования эффективной системы государственного управления.

Разнонаправленность государственного управления определяет междисциплинарный характер этой области научных знаний и практической деятельности. Вопросы теории государства и его воздействие на различные стороны жизни общества рассматриваются в государствоведении, политологии (точнее, политических науках, так называется эта дисциплина практически во всем мире), конституционном праве, экономической теории, социологии и других науках. Поэтому, несомненно, она является результатом совместного творчества представителей различных научных дисциплин.

Вместе с тем, на сегодняшний день назрела объективная необходимость отделения науки государственного управления (именно управления) от других дисциплин, которые применительно к ней следует рассматривать как смежные.

На Западе в теории государственного управления выделено государственное администрирование, («publicadministration»), которое в большей мере носит управленческий характер и имеет и другое название – административно-государственное управление.

Сам термин «Государственное администрирование» характеризует как научную дисциплину, так и обширнейшую область практической деятельности, занимающуюся всеми вопросами государственного управления. Его можно рассматривать в узком и широком смысле. В узком смысле – он означает профессиональную деятельность государственных чиновников. В широком смысле – «publicadministration» включает всю систему административных институтов, подчиненных друг другу снизу доверху, каждый из которых выполняет свой, строго ограниченный круг функций.

С теоретической точки зрения административно-государственное управление базируется на общих концепциях научного управления и специфических для этой области знаниях (например, теории государственной бюрократии). Оно рассматривает вопросы организации, теорию и методологию (научные подходы, принципы государственного управления, его цели, задачи, функции, протекающие в системе государственного управления процессы, методы управления, с помощью которых решаются задачи государства и его структур различного уровня, обеспечивается достижение целей и задач развития страны), процесс принятия управленческих решений и технологии управления.

Отталкиваясь от такого понимания государственного управления, определены научные дисциплины, которые находят отражение в учебных планах подготовки специалистов в области государственного управления.

Изучение основ государственного управления предполагает выделение трех самостоятельных, но в то же время тесно взаимосвязанных разделов, которые сформировались в самостоятельные курсы: «Теория и методология государственного управления», «Организационная структура государственного управления» и «Управленческие процессы и технологии».

С 2003 года кафедра Теории и практики государственного управления начала выпускать тексты учебных курсов малыми тиражами, предназначенными исключительно для студентов Академии управления при Президенте Республики Беларусь. В перспективе мы предполагаем выпуск учебных пособий, рассчитанных на более широкие категории читателей – студентов и слушателей управленческих специальностей, управленцев-практиков, стремящихся повысить свой профессиональный уровень.

Н.Б. Антонова