Принципы государственного управления
Реализация государственного управления базируется на принципах – фундаментальных положениях, проверенных теорией и практикой.
Принцип (от лат. – «principium» – первоначало, первооснова) отражает закономерности, отношения, взаимосвязи между элементами системы государственного управления.Принципы государственного управления – это фундаментальные, научно обоснованные и в большинстве случаев законодательно закрепленные положения, на основе которых строится и функционирует система государственного управления.
Анри Файоль писал, что для того, чтобы осуществлять управленческую деятельность, надо опираться на принципы, т.е. на признанные истины, считающиеся доказанными» (Файоль А. Общее промышленное управление. М., 1923, с. 24-25).
Файоль А. сформулировал 14 общих принципов управления:
Разделение труда, позволяющее повысить производительность труда.
Власть, означающая право отдавать распоряжения и сила, принуждающая им подчиняться. Власть немыслима без ответственности.
Дисциплина– повиновение, усердие, деятельность. Манера держать себя, внешние знаки уважения, т.е. соблюдение установленных правил между служащими и организацией.
Единство распорядительства– служащему может давать два приказания относительно какого-либо действия только один начальник.
Единство руководства– один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель.
Подчинение частных интересов общим– в организации интересы служащего или группы служащих не должны ставиться выше интересов предприятия; интересы государства должны быть выше интересов гражданина или группы граждан.
Справедливое вознаграждение персонала– по возможности должно удовлетворять персонал и предприятие, нанимателя и служащего; поощрять усердие, компенсируя полезное усилие.
Централизация, степень которой определяется в каждом конкретном случае в зависимости от условий конкретной организации, учреждения, предприятия.
Иерархия руководящих должностей, предусматривающая неукоснительное соблюдение распоряжений вышестоящих должностных лиц нижестоящими.
Порядок– определенное место каждого лица, его полномочий и функций.
Справедливость, предусматривающая сочетание благожелательности с правосознанием и правосудием.
Постоянство состава персонала, исключающее текучесть кадров.
Инициатива работников, означающая свободу предложений и осуществления планов.
Единение персонала, состоящее в использовании способностей всех, вознаграждении заслуг каждого.
Сформулированные Файолем принципы в течение нескольких десятилетий были общепринятыми, преподавались в школах по подготовке кадров, использовались на практике.
В системе государственного управления принципы выступают в качестве основных и исходных положений управленческой деятельности, выработанных наукой и сформулированных государством. Они являются надежным средством организации и регулирования целенаправленногопроцесса воздействия на общество и одновременно на функционирование субъекта управления. По своей природе принципы объективны, познаваемы и функциональны. Они реализуются в результате сознательной деятельности людей, что не исключает субъективизм. Для того чтобы этого избежать, они находят соответствующее правовое закрепление.
Отступление от того, или иного принципа может вызвать серьезные сбои во всей системе.
К классификации и систематизации принципов государственного управления существуют различные подходы. Можно выделить следующие подсистемы принципов управления:
общие (общесистемные)–общеметодологические принципы, сформулированные на основе познания общих законов социального и государственного управления, закрепленные в политических и правовых нормах, или применяемые в качестве научно-практических рекомендаций;они определяют содержание государственного управления и раскрывают общецелевую направленность управления;
организационно-технологические– раскрывают организационную и технологическую стороны;
частные– касаются главным образом непосредственного руководства деятельностью людей – участников управленческого процесса.
Ведущим принципом управления можно считать принцип системности. В зависимости от степени открытости общества, управление может осуществляться либо принципомдирективного управления (для закрытых систем), либо принципомтерминального управления (для открытых систем). Директивное управление было характерно для советской плановой системы. При использовании данного принципа цель задается произвольно (нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме), определяется направление движения, которое корректируется различными директивными указаниями. Несмотря на то, что планирование носило тотальный характер, субъект управления не обладал всей полнотой достоверной информации и, в результате, директивно-плановая экономика оказалась крайне неэффективной.
Принцип терминального управления предполагает свободное программирование движения к намеченной цели. В зависимости от изменяющейся ситуации и информации корректируется и курс. В случае использования этого принципа система самоорганизуется. В настоящее время, в зависимости от характера решаемых задач, умелое сочетание этих принципов повышает эффективность управления.
Принцип научности состоит в том, что в основе всех управленческих действий лежат научные подходы и методы.
Принцип гуманизматесно связан спринципом социальной направленностиуправления. Суть принципа гуманизма состоит в том, что во всей деятельности органов государственной власти учитываются интересы человека. А если человек социально защищен, не нарушаются его права и свободы, то он активен, деятелен и эффективность управления неизмеримо возрастает. В ст. 1 Конституции Республики Беларусь указывается на социальную ориентированность нашего государства. Из этого следует, что и государственное управление должно иметь в своей основе такую направленность.
Принцип демократизмапозволяет учитывать интересы граждан и объединять их усилия в достижении целей государственного управления. Следует подчеркнуть, что применение принципа демократизма не исключает использованияпринципа централизма, ибо только их единство способно уберечь общество как от административного произвола, так и от хаоса и анархии.
Принцип законности предполагает, что государственное управление в процессе своего осуществления строго основывается на действующем законодательстве. Значение законов в жизни общества было понято в глубокой древности. Так, Цицерон, опытный администратор Древнего Рима утверждал: «Государство – это общество Закона... Без закона и правительства ни дом, ни город, ни нация, ни раса, ни природа, ни сама Вселенная не могут существовать». Нельзя не согласиться с этим утверждением. Таким образом, в процессе осуществления государственного управления в Республике Беларусь должны строго соблюдаться Конституция, законы и нормативно-правовые акты Президента и правительства. Если для достижения целей государственного управления какая-либо правовая норма стала серьезным препятствием, она должна быть в законном порядке либо отменена, либо изменена. Применение на практике этого принципа требует от руководителей всех уровней всесторонней правовой подготовки.
Принцип гласностиозначает, что граждане должны быть информированы о целях и задачах органов государственного управления. С.34 Конституции Республики Беларусь гарантирует своим гражданам право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов.
Надежность системе государственного управления, гибкость и динамизм в кризисных ситуациях придает принцип разделения власти. С.6 Конституции Республики Беларусь закрепляет этот принцип.
Принцип объективностипредполагает познание объективно существующих закономерностей и создание управленческой парадигмы с их учетом. Причем, важно соизмерять поставленные цели с возможностями их достижения. Например, нельзя ставить цель без анализа имеющейся ресурсной базы для ее достижения. Ошибаются и те, кто считает, что можно, только путем принятия хороших законов решать сложнейшие социальные проблемы, не имея на это ресурсного обеспечения. Однако и абсолютизировать объективную закономерность, сводя ее до уровня фатальности, нельзя.
Принцип оптимальностинаправлен на достижение максимального результата при минимальных затратах. Для оптимальности управления необходимо:
наличие функционально соответствующих управляемому объекту органов управления;
принятие управленческих решений на основе объективной информации, адекватно отражающей состояние объекта управления;
наличие достаточных ресурсных возможностей для решения поставленных задач;
наличие хорошо отлаженного механизма обратной связи.
На основе блока организационно-технологических принципов управления реализуется организационно-распорядительная и административно-исполнительная деятельность органов государственной власти. Среди этой группы можно выделить принципы:
разделения труда;
иерархичности;
оптимального сочетания централизма и децентрализации;
субсидиарности;
сочетания единоначалия и коллегиальности.
Принцип разделения труда– это дифференциация трудовой деятельности, приводящая к наделению соответствующего органа или должностного лица определенными конкретными правами и обязанностями.
Принцип иерархичностиозначает ответственность нижестоящих структур управления перед вышестоящими структурами, причем каждый служащий административной иерархии отвечает за вверенный ему участок работы и подчиненный ему коллектив.
Принцип оптимального сочетания централизма и децентрализации позволяет, с одной стороны, избежать анархии, ибо определяет пределы самостоятельности органов власти на местах. Централизмозначает, прежде всего, распространение государственного управления на территорию всего государства.Децентрализацияв государственном управлении – это передача компетенции и полномочий из центра органам местного управления и самоуправления. К этому принципу тесно примыкаетпринцип субсидиарности(от лат.subsidiarius– резервный, вспомогательный.
Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности позволяет повысить уровень ответственности должностных лиц и вовлечь в выработку решений руководящих работников разных уровней.
Организационно-технологические принципы в соответствии с их назначением можно разделить на 4 группы:
структурно-целевые: согласованность, непротиворечивость, взаимодополняемость, иерархия целей; последовательность в достижении всей совокупности целей;
структурно-функциональные: правовое закрепление управленческих функций в компетенции соответствующих органов государственного управления; исключение дублирования и параллелизма в работе органов государственного управления;
структурно-организационные: единство системы государственной власти при разделенности ее по горизонтали (на законодательную, исполнительную и судебную) и вертикали (центральная, региональная и местная), что обеспечивает ее целостность, согласованность и последовательность принимаемых решений;
структурно-процессуальные: соответствие методов, форм, стадий управленческой деятельности их функциям и организации; конкретизация управленческой деятельности и личная ответственность за ее результаты.
Частные принципы управления способствуют активизации человеческого фактора. Их классический вариант сформулировал в 1912 г. американский ученый Г.Эмерсон. Это:
точно поставленные идеалы или цели;
здравый смысл;
компетентная консультация;
дисциплина;
справедливое отношение к персоналу;
быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет;
диспетчеризация;
нормы и расписания;
нормализация условий;
нормирование операций;
писаные стандартные инструкции;
вознаграждение за производительность.
Блок частных принципов можно разделить на 2 группы:
Принципы, применяемые в различных подсистемах или сферах общества. Например, в экономической сфере используются три принципа маркетинга по Ф.Котлеру: отыщите потребности и удовлетворите их; производите то, что можете продать, вместо того, чтобы пытаться продать то, что можете производить; любите клиента, а не товар.
Принципы функционирования различных институтов, например, принципы государственной службы, принципы подбора кадров и т.д.
- Академия управления при Президенте Республики Беларусь
- Система открытого образования
- Теория и методология государственного управления
- Содержание
- Тема 1. Понятие, сущность и предмет теории и методологии государственного управления 10
- Тема 2. Методологические основы государственного управления 37
- Тема 1. Понятие, сущность и предмет теории и методологии государственного управления Лекция 1. Понятие, сущность и предмет теории и методологии государственного управления
- Понятие и диалектика управления, современная управленческая парадигма
- Объективная необходимость, понятие, сущность и отличительные особенности государственного управления
- Свобода и ответственность в государственном управлении
- Виды и уровни государственного управления
- Представительство интересов в государственном управлении
- Предмет и задачи курса «Теория и методология государственного управления»
- Контрольные вопросык теме 1
- Тема 2. Методологические основы государственного управления Лекция 2. Методологические основы государственного управления
- Понятие и основные элементы методологии государственного управления
- Субъекты и объекты государственного управления
- Цели и задачи государственного управления
- Функции государственного управления
- Принципы государственного управления
- Методы государственного управления
- Контрольные вопросык теме 2
- Тема 3. Система государственного управления Лекция 3. Система государственного управления
- Понятие и характеристика системы управления
- Система государственного управления
- Структура системы государственного управления
- Прямые и обратные связи в системе государственного управления
- Контрольные вопросык теме 3
- Тема 4. Становление и развитие теории государственного управления Лекция 4. Становление и развитие теории государственного управления
- Основные этапы эволюции теории государственного управления
- Американская научная школа государственного управления
- Развитие теории государственного управления в Великобритании
- Французская научная школа государственного управления
- Развитие теории государственного управления в Германии
- Контрольные вопросык теме 4
- Тема 5. Обеспечение государственного управления Лекция 5. Обеспечение государственного управления
- Правовое обеспечение государственного управления
- Информационное обеспечение государственного управления
- Кадровое обеспечение государственного управления
- Контрольные вопросык теме 5
- Тема 6. Государственная служба в системе государственного управления Лекция 6. Государственная служба в системе государственного управления
- Государственная служба как публично-правовой институт
- Правовой статус и классификация государственных служащих
- Профессионально-культурное обеспечение государственной службы
- Контрольные вопросык теме 6
- Тема 7. Бюрократия, коррупция и конфликты в системе государственного управления Лекция 7. Бюрократия, коррупция и конфликты в системе государственного управления
- Место и роль бюрократии в системе государственного управления
- Коррупция в системе исполнительной власти
- Конфликты в сфере государственного управления
- Контрольные вопросык теме 7
- Тема 8. Эффективность государственного управления Лекция 8. Эффективность государственного управления
- Понятие и виды эффективности государственного управления
- Критерии и показатели эффективности государственного управления
- Оценка эффективности государственного управления
- Контрольные вопросык теме 7
- Литература
- Экзаменационные вопросы
- Теория и методология государственного управления
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.