logo
Введение в страховое право (Фогельсон-2001)

Б. Доверие - один из главных элементов страховых отношений

Относительно организации у нас взаимного страхования можно сказать лишь очень немного, так как в современной России, в отличие, кстати сказать, от дореволюционной, этот вид страхования совершенно не развивается. Причины этого просты - отсутствие взаимного доверия.

В Англии, например, наивысшее доверие, как принцип, закреплено прямо в законе и если будет установлено, что кто-то из участников нарушил этот принцип, закон отказывает ему в защите и даже применяет санкции. Это, действительно, можно понять. Ведь только страхователь имеет информацию о том интересе, который он страхует и о том риске, которому подвергается этот интерес и у него много возможностей ввести в заблуждение страховщика и добиться снижения страхового взноса. С другой стороны, профессиональные вопросы страхования бывают весьма сложными. Страховщик владеет ими гораздо лучше страхователя и может так составить договор, что отказ в выплате станет практически неминуем при любом положении дел, хотя внешне договор может выглядеть стандартным.

Доверие - вообще один из главных элементов страховых взаимоотношений. Если в обычном хозяйственном обороте товаров говорят о взаимной добросовестности и добросовестность предполагается, пока не доказано противоположное, то считается, что в страховании простой добросовестности недостаточно. Требования, которые предъявляют друг к другу участники этих взаимоотношений носят красивое латинское название uberrimae fide - наивысшее доверие Особенно вопрос о доверии касается взаимного страхования. Ведь взаимное страхование - это накопление взносов членов общества взаимного страхования и их инвестирование, причем занимается этим аппарат общества, а проценты на капитал используются на выплаты самим членам общества, деятельность же самого общества носит некоммерческий, бесприбыльный характер, в отличие о деятельности страховщика, которая всегда нацелена на прибыль.

Доверие - вообще один из главных элементов страховых взаимо- отношений.

 Т.е. если страховщик, за счет повышения цен и получения большей прибыли может как-то компенсировать отсутствие того доверия, которое необходимо в страховании, то общество взаимного страхования этого не может - интерес аппарата общества взаимного страхования составляет только зарплата, которую получают сотрудники. Имеют же дело они с огромными суммами накоплений и могут практически бесконтрольно ими распоряжаться.

Автор, например, ни копейки не отдал бы в распоряжение подобного общества, так как не испытывает доверия к уважаемым российским гражданам ввиду полного отсутствия у многих из них моральных сдерживающих факторов. Напротив, древние граждане Рима доверяли друг к другу и, как мы увидим, первыми юридическими лицами, которые они создали были общества взаимного страхования. У жителей Западной Европы взаимное страхование весьма развито, как было оно развито и в дореволюционной России. Но в современной России, по моему мнению, пока, к сожалению, нельзя рассчитывать на скорое развитие этой, очень полезной, формы страхования.