2. Механизм распределения межбюджетных трансфертов, анализ и оценка уровня бюджетной обеспеченности, сбалансированности местных бюджетов по типам муниципальных образований
В целях реализации Федерального закона № 131-ФЗ на территории Московской области образовано 378 муниципальных образований, в том числе: 36 городских округов, 36 муниципальных районов, 114 городских поселений и 192 сельских поселений.
На территории Московской области образовано три закрытых административно-территориальных образования (далее - ЗАТО), являющихся городскими округами: Восход, Краснознаменск, Молодежный, получающих кроме средств областного бюджета средства федеральных межбюджетных трансфертов. Уточненный объем федеральных средств составил в общей сумме 344 909,0 тыс. рублей, которые были перечислены в бюджеты ЗАТО в полном объеме.
Кроме того, в области образовано 9 городских округов, имеющих статус наукоградов: Дубна, Жуковский, Королев, Протвино, Пущино, Реутов, Троицк, Фрязино, Черноголовка. В ходе исполнения областного бюджета в 2009 году уточненные ассигнования составили 785 114,0 тыс. рублей, которые перечислены в полном объеме.
В Законе об областном бюджете на 2009 год (с учетом внесенных изменений) межбюджетные трансферты в расходной части бюджета утверждены в сумме 73 683 052,0 тыс. рублей, в соответствии с показателями уточненной сводной бюджетной росписи областного бюджета за 2009 год бюджетные ассигнования по межбюджетным трансфертам утверждены в сумме 74 286 575,0 тыс. рублей. Исполнение за 2009 год составило в сумме 68 358 824,0 тыс. рублей, или 92,0 % предусмотренных бюджетных назначений. По сравнению с 2008 годом объем перечисленных межбюджетных трансфертов снизился на 244 796,0 тыс. рублей, или на 4,0 %.
В 2009 году утверждены с дефицитом бюджеты 35 муниципальных районов, 30 городских округов и 109 городских и сельских поселений. Фактически за 2009 год дефицит сложился в бюджетах 25 муниципальных районов, 19 городских округов и 12 городских и сельских поселений. Увеличилось количество муниципальных образований с 55 до 317, бюджеты которых приняты с профицитом. Консолидированный бюджет области за 2009 год исполнен с дефицитом в сумме 12 726 635,0 тыс. рублей (что ниже на 31,8 % утвержденных назначений), в том числе: областной бюджет – с дефицитом в сумме 14 353 112,2 тыс. рублей и бюджеты муниципальных образований области – с профицитом в общей сумме 1 626 477,0 тыс. рублей. При этом бюджеты муниципальных районов исполнены с дефицитом в сумме 2 554 064,0 тыс. рублей, бюджеты поселений – с профицитом в сумме 4 260 385,0 тыс. рублей, бюджеты городских округов – с дефицитом в сумме 79 844,0 тыс. рублей. Следует отметить, что ввиду поступления налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов Московской области за 2009 год в размере 95,7 % уточненных годовых назначений, снижение дефицитности местных бюджетов достигнуто в основном за счет средств межбюджетных трансфертов.
В соответствии с Законом области о межбюджетных отношениях в бюджете Московской области на 2009 год предусмотрен фонд финансовой поддержки поселений (далее – ФФПП (ГО) в целях выравнивания финансовых возможностей поселений и городских округов по осуществлению их полномочий по решению вопросов местного значения поселений. Фонд формируется за счет собственных доходов областного бюджета, а также с учетом субсидий из бюджетов поселений, предоставляемых бюджету Московской области. В представленных минфином области расчетах установлено, что уровень бюджетной обеспеченности, определенный в качестве выравнивания (для поселений), в 2009 году составил 0,5, что значительно ниже, чем в других субъектах Российской Федерации. По итогам расчетов дотации из ФФПП (ГО) в 2009 году получили 5 городских округов из 36 (Восход, Коломна, Красноармейск, Молодежный, Рошаль) и 8 из 12 поселений Сергиево-Посадского муниципального района. В 2009 году в областном бюджете утверждена дотация из ФФПП (ГО) в объеме 98 956,0 тыс. рублей, уточненные ассигнования составили в сумме 59 826,0 тыс. рублей, которые перечислены в местные бюджеты в полном объеме.
В областном бюджете на 2009 год предусмотрен фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (далее – ФФПМР (ГО). Кроме того, Законом об областном бюджете на 2009 год утверждены распределение дотаций из ФФПМР (ГО) и заменяющие их дополнительные нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц. В соответствии с Порядком распределения дотаций из ФФПМР (ГО), утвержденным статьей 9 Закона области о межбюджетных отношениях, распределение средств дотаций из указанного фонда в 2009 году между бюджетами муниципальных районов и городских округов производится исходя из показателей их бюджетной обеспеченности, которая рассчитывается как отношение индекса налогового потенциала к индексу бюджетных расходов. В представленных минфином области расчетах указанный уровень бюджетной обеспеченности, установленный в качестве выравнивания (для МР (ГО), в 2009 году составил 0,77, что ниже, чем в других субъектах Российской Федерации. В результате выравнивания в соответствии с Законом об областном бюджете на 2009 год дотации из ФФПМР (ГО) распределены 52 муниципальным образованиям, в том числе: 31 муниципальному району из 36 и 21 городскому округу из 36 (включая ЗАТО Восход, Краснознаменск, Молодежный) в общей сумме 15 577 882,0 тыс. рублей.
Дотация из ФФПМР (ГО) в 2009 году частично заменена установленными дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц в бюджеты МР (ГО) в сумме 13 298 017,0 тыс. рублей (85,4 % объема дотации до замены) дифференцировано по вышеуказанным 52 муниципальным образованиям. Остаток дотации к распределению (после замены нормативами) составил 2 279 865,0 тыс. рублей. В ходе уточнения в 2009 году показателей дотации ее объем составил 2 229 792,0 тыс. рублей, который был перечислен местным бюджетам в полном объеме. В 2009 году в местные бюджеты поступило по дополнительным нормативам отчислений от налога на доходы физических лиц 10 414 648,0 тыс. рублей, или 92 % утвержденных в местных бюджетах назначений.
На территории Московской области в 2009 году по сравнению с периодом 2008 года до выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований среднедушевые доходы (в среднем по муниципальным образованиям) составляли: по городским округам – 17,9 тыс. рублей, по муниципальным районам – 10,8 тыс. рублей (в 2008 году – 13,3 тыс. рублей и 10 тыс. рублей соответственно). После выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований доходы на 1 жителя (в среднем) увеличились и составили: в 2009 году по городским округам – 20,3 тыс. рублей и муниципальным районам – 15,4 тыс. рублей (в 2008 году – 14,1 тыс. рублей и 12,5 тыс. рублей соответственно).
Величина разрыва в уровнях бюджетной обеспеченности до выравнивания составляла: по городским округам – в 10,9 раза, по муниципальным районам – в 3,5 раза, по городским поселениям – в 5,7 раза и сельским поселениям – в 6,0 раз. После выравнивания величина разрыва по показателям уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований сократились: по городским округам – до 2,4 раза, по муниципальным районам – до 1,5 раза, по городским поселениям – до 2,0 раз и сельским поселениям – до 2,3 раза.
В Законе об областном бюджете на 2009 год утверждена дотация на сбалансированность бюджетов поселений в объеме 170 004,0 тыс. рублей по 6 городским округам области и 7 поселениям Сергиево-Посадского района. Уточненный объем дотации составил в сумме 156 733,0 тыс. рублей, который перечислен в местные бюджеты в полном объеме. Порядок расчета и предоставления дотации утвержден статьей 8 Закона о межбюджетных отношениях. В результате выделения бюджетам муниципальных образований дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, а также проведения выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований бездефицитность местных бюджетов в полном объеме не достигнута.
В целях реализации основных положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации, концепции развития межбюджетных отношений и программы антикризисных мер в Московской области в 2009 году проведены мероприятия по оптимизации расходов областного и местных бюджетов, оптимизирована численность работников учреждений бюджетной сферы и органов государственной власти и местного самоуправления, сокращены расходы на материальные затраты. В то же время следует отметить, что в 2009 году практически не осуществлялись затраты капитального характера, значительная часть расходов бюджета была направлена на погашение кредиторской задолженности прошлых лет, что не соответствует положениям Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 г. № 1123-р.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка эффективности межбюджетных отношений в Московской области и ее муниципальных образованиях»
- 1. Анализ регулирования бюджетных правоотношений в Московской области
- 2. Механизм распределения межбюджетных трансфертов, анализ и оценка уровня бюджетной обеспеченности, сбалансированности местных бюджетов по типам муниципальных образований
- 3. Структура налоговых и неналоговых доходов, межбюджетных трансфертов, их сравнительный анализ в разрезе муниципальных образований
- 4. Уровень дотационности и проблемы формирования доходного потенциала муниципальных образований
- 5. Использование бюджетных средств по утвержденным расходным обязательствам в части полноты, своевременности и достоверности