1. Анализ регулирования бюджетных правоотношений в Московской области
Бюджетные правоотношения между органами государственной власти Московской области и органами местного самоуправления регулируются Законом Московской области от 2 октября 2007 г. № 171/2007-ОЗ «О межбюджетных отношениях в Московской области» (далее – Закон области о межбюджетных отношениях) и построены на основных принципах, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ).
В Московской области принято 47 нормативных правовых актов, регламентирующих предоставление в 2009 году средств в виде субсидий и субвенций, причем ряд методик утверждены не отдельными нормативными правовыми актами, а включены в положения отраслевых нормативных правовых актов, что снижает эффективность осуществления главными распорядителями средств областного бюджета возложенных на них полномочий по предоставлению указанных средств получателям – муниципальным образованиям области.
Законом Московской области от 4 декабря 2008 г. № 187/2008-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 год» (далее - Закон об областном бюджете на 2009 год) и другими нормативными правовыми актами области уровень бюджетной обеспеченности поселений (городских округов) и уровень бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), определенные в качестве критериев выравнивания уровня расчетной бюджетной обеспеченности, не установлены, что снижает прозрачность бюджетного процесса в части расчета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Следует отметить, что наделение полномочиями 35 муниципальных районов из 36 свидетельствует об отсутствии единого подхода к межбюджетному регулированию в Московской области в 2009 году и несоответствии в полной мере положениям пункта 2 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс). Вместе с тем нормы Федерального закона № 131-ФЗ наделяют муниципальные образования (в том числе поселения) полномочиями по самостоятельному исполнению собственных бюджетов.
Для определения размера дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (далее - МР (ГО) Московской области на очередной финансовый год, распределяемой на втором этапе, при расчете налогового потенциала кроме налоговых доходов учитываются неналоговые доходы и доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Аналогичные показатели (по видам доходов) для расчета налогового потенциала МР (ГО) определены Методикой расчета налогового потенциала МР (ГО), утвержденной Законом об областном бюджете на 2009 год (приложение 7), что является нарушением пункта 3 статьи 138 Бюджетного кодекса, где указано, что при расчете уровня бюджетной обеспеченности применяются только показатели налоговых доходов.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка эффективности межбюджетных отношений в Московской области и ее муниципальных образованиях»
- 1. Анализ регулирования бюджетных правоотношений в Московской области
- 2. Механизм распределения межбюджетных трансфертов, анализ и оценка уровня бюджетной обеспеченности, сбалансированности местных бюджетов по типам муниципальных образований
- 3. Структура налоговых и неналоговых доходов, межбюджетных трансфертов, их сравнительный анализ в разрезе муниципальных образований
- 4. Уровень дотационности и проблемы формирования доходного потенциала муниципальных образований
- 5. Использование бюджетных средств по утвержденным расходным обязательствам в части полноты, своевременности и достоверности