4.3.3. Законодательный процесс и его стадии
Законодательный (правотворческий) процесс – процесс создания закона, включающий в себя несколько стадий:
1. Реализация права законодательной инициативы, то есть права официального внесения законопроекта на рассмотрение в высший представительный орган власти (Государственную Думу).
2. Обсуждение и принятие законопроекта Государственной Думой.
3. Одобрение закона Советом Федерации.
4. Подписание закона Президентом РФ.
5. Официальное опубликование закона производится в «Российской га-зете», «Парламентской газете» и журнале «Собрание законодательства РФ».
Виды законов:
В зависимости от роли, значения в системе нормативно-правовых актов законы подразделяются на:
Конституцию (Основной закон), закрепляющую основы общественного и государственного устройства страны;
Федеральные конституционные законы – вносящие изменения, дополнения в Конституцию;
Федеральные законы – регулирующие текущую деятельность государства.
По признаку федеративного устройства:
федеральные;
субъектов Федерации.
По времени действия:
постоянные;
временные;
чрезвычайные.
По кругу лиц:
общего действия;
специальные.
По сфере действия:
на территории всего государства;
на определенной части территории государства.
Подзаконные нормативные акты – официальные акты, принимаемые различными органами государственной власти во исполнение законов и в соответствии с ними, содержащие общие правила, конкретизирующие нормы законов.
Представляют вторичное звено нормативно-правовых актов. В основном принимаются органами, входящими в исполнительную ветвь власти. Имеют собственную иерархию, определяемую местом принимающего их органа в системе государственной власти.
Виды подзаконных нормативных актов:
нормативно-правовые акты Президента – Указы;
нормативно-правовые акты правительства – постановления и распоряжения;
нормативно-правовые акты министерств и ведомств – приказы, инструкции, положения, указания, уставы, решения коллегий и т. д.
Опубликование подзаконных нормативно-правовых актов. Нормативные акты министерств и государственных комитетов РФ публикуются в Бюллетене нормативных актов министерств и государственных ведомств.
Уставы, кодексы, положения публикуются отдельными изданиями.
Все нормативно-правовые акты имеют определенные временные, территориальные ограничения (пределы) своего существования и действия, а также распространяются на определенные социальные группы (субъектов права).
- «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» Институт открытого дистанционного обучения
- Теория государства и права
- Нижний Новгород - 2005
- © Румянцев ф.П., 2005, © Румянцева о.А., 2005,
- 1. Теория государства и права как фундаментальная наука правоведения: понятие, предмет, метод и система
- 1.1. Предмет исследования теории государства и права
- 1.2. Метод теории государства и права
- 1.3. Система науки «Теория государства и права»
- 2. Происхождение государства и права
- 3. Теория государства
- 3.1. Понятие и признаки государства. Типология государств
- 3.1.1. Понятие, признаки государства
- 3.1.2. Типология государств
- 3.2. Форма государства
- 3.2.1. Форма государственного правления
- 3.2.2. Форма государственного устройства
- 3.2.3. Политический (государственно-правовой) режим государства
- 3.3. Функции и механизм государства
- 3.3.1. Функции государства
- 3.3.2. Понятие и виды государственных органов
- 3.3.3. Представительные органы государственной власти
- 3.3.4. Исполнительные органы государственной власти
- 3.3.5. Органы судебной власти государства
- 4. Теория права
- 4.1. Понятие, принципы и функции права
- 4.1.1. Понятие и признаки права
- 4.1.2. Принципы права: понятие, виды
- 4.1.3. Функции права: понятие, виды
- 4.2. Норма права
- 4.2.1. Норма права: понятие, признаки
- 4.2.2. Структура юридической нормы
- 4.2.3. Виды норм права
- 4.3. Источники (формы) права
- 4.3.1. Источник права в материальном, идеальном и специальном юридическом смыслах
- 4.3.2. Формы права: понятие, виды, характеристика
- 4.3.3. Законодательный процесс и его стадии
- 4.3.4. Действие нормативно-правового акта во времени, пространстве и по кругу лиц
- 4.4. Правовая система, система права и система законодательства
- 4.4.1. Правовая система: понятие, элементы, типология
- 4.4.2. Понятие и элементы системы права
- 4.4.3. Соотношение системы права и системы законодательства
- 4.4.4. Систематизация законодательства: понятие, характеристика видов
- 4.5. Правовые отношения
- 4.5.1. Правоотношение: понятие, виды, структура (элементы)
- 4.5.2. Понятие, виды субъектов правоотношений. Правосубъектность
- 4.5.3. Понятие и виды объектов правоотношения
- 4.5.4. Понятие и виды юридических фактов как основания возникновения правоотношений
- 4.5.5. Юридические презумпции и фикции
- 4.6. Реализация норм права
- 4.6.1. Понятие и формы реализации норм права
- 4.6.2. Правоприменение: понятие, признаки, необходимость
- 4.6.3. Акты применения норм права: понятие и виды
- 4.6.4. Пробелы в праве и способы их восполнения
- 4.7. Толкование норм права
- 4.7.1. Понятие и необходимость толкования норм права
- 4.7.2.Способ толкования норм права
- 4.7.3. Акты официального толкования норм права: понятие, особенности и виды
- 4.8. Правомерное поведение и правонарушение
- 4.8.1. Понятие и виды правомерного поведения
- 4.8.2. Понятие и виды правонарушений
- 4.8.3. Состав правонарушения: понятие и характеристика элементов
- 4.9. Юридическая ответственность
- 4.9.1. Понятие и признаки юридической ответственности
- 4.9.2. Виды юридической ответственности
- 4.9.3. Освобождение и исключение юридической ответственности
- 4.9.4. Понятие и виды государственного принуждения
- 4.10. Законность и правопорядок
- 4.10.1. Понятие и принципы законности
- 4.10.2. Правопорядок как разновидность общественного порядка
- 4.11. Правосознание и правовая культура
- 4.11.1. Правосознание: понятие и виды
- 4.11.2. Правовая культура
- 4.12. Правовое государство
- Примерные вопросы для подготовки к экзамену
- Литература