3.3.2. Понятие и виды государственных органов
Государственный орган – звено механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями. Являясь относительно самостоятельной, структурно обособленной частью государственного аппарата, государственный орган в процессе осуществления своих функций опирается на организационную, материальную и принудительную силу государства. Каждый орган государства осуществляет управление конкретными социальными объектами, сферой общественной жизни – предмет ведения.
В зависимости от своего назначения (по принципу разделения властей) органы государства подразделяются на:
законодательные (представительные);
исполнительные;
судебные.
По сфере действия (объему властных полномочий) государственные органы различаются:
высшие (центральные);
местные.
По порядку принятия решений выделяются:
коллегиальные – решения принимаются большинством голосов, составляющих соответствующий орган;
единоличные государственные органы – решения принимаются единолично руководителем.
По широте компетенции:
общей компетенции – органы, в компетенцию которых входят рассмотрения и принятие решений по всем вопросам, относящимся к их компетенции (президент, правительство);
специальной компетенции – органы, осуществляющие свою деятельность в какой-либо узкой сфере (министерства, комитеты, ведомства).
По порядку образования классифицируются на:
первичные (выборные) – органы, члены которых избираются населением;
- производные (вторичные) – органы, в образовании которых население непосредственного участия не принимает.
По срокам полномочий государственные органы подразделяются на:
постоянные;
временные.
Каждый государственный орган формально обособлен от других органов государства, но при этом связан с ними как с составляющими частями единого целого государственного механизма. Взаимосвязь органов государства носит характер соподчинения либо координации.
Признаки государственного органа:
1. Формируется по воле государства и от его имени осуществляет свои функции.
2. Выполняет строго определенные, установленные в законодательном порядке виды деятельности.
3. Имеет юридически закрепленную организационную структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности, специальное положение, определяющее его место и роль в государственном аппарате, а также порядок его взаимоотношений с другими государственными органами.
4. Получает определенные материальные средства (здания, сооружения, транспорт, оргтехника и т. д.).
5. Наделяется полномочиями государственно-властного характера, прежде всего вправе издавать различные правовые акты и обеспечивать их реализацию.
Организация и деятельность современных государств базируется на следующих принципах:
1. Народовластие – принцип организации и деятельности государствен-ного аппарата, в соответствии с которым единственным источником власти в государстве признается население страны – граждане, а полномочия отдельных государственных органов считаются производными от власти народа и осуществляются по его поручению.
Формами народовластия признаются прямая и представительная демократия.
Прямая (непосредственная) демократия представляет собой принятие решений по тем или иным государственным вопросам населением страны или ее части, не требующих утверждения каким-либо властным органом. Непосредственная демократия в основном представлена референдумом – всенародным голосованием по отдельным политическим вопросам и выборами органов государственной власти.
Посредством представительной демократии различные слои населения реализуют свои интересы через представителей – депутатов, должностных лиц, избранных на основе всеобщего равного прямого голосования. Население контролирует деятельность своих представителей через общественные объединения, средства массовой информации и т. д.
2. Законность деятельности государственного аппарата – состоит в точ-ном, строгом и неукоснительном соблюдении всеми государственными органа-ми и должностными лицами всей совокупности нормативно-правовых актов.
3. Гласность при осуществлении полномочий органов государства – обеспечивает информированность субъектов права (граждан, общественных объединений, юридических лиц и т.д.) о практической деятельности конкретного государственного органа.
4. Подотчетность государственных органов – обязательность нижестоя-щего органа давать отчеты вышестоящему органу о своей деятельности.
5. Сочетание коллегиальности и единоначалия в деятельности государственных органов – предполагает коллективное обсуждение вопросов, но индивидуальное принятие решений, с индивидуализированной ответственностью за их реализацию.
6. Демократизм – выражается в широком участии населения в формировании и организации деятельности государственных органов, в последующем функционирующих на основе принципа разделения властей; в наличии, законодательном закреплении и гарантировании со стороны государства широкого спектра прав и свобод человека и гражданина.
7. Разделение властей как одна из демократических основ представляет собой принцип организации и деятельности государственного аппарата, определяющий распределение всех органов государства между тремя самостоятельными по предметам ведения ветвям власти: законодательной, исполнительной и судебной.
- «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» Институт открытого дистанционного обучения
- Теория государства и права
- Нижний Новгород - 2005
- © Румянцев ф.П., 2005, © Румянцева о.А., 2005,
- 1. Теория государства и права как фундаментальная наука правоведения: понятие, предмет, метод и система
- 1.1. Предмет исследования теории государства и права
- 1.2. Метод теории государства и права
- 1.3. Система науки «Теория государства и права»
- 2. Происхождение государства и права
- 3. Теория государства
- 3.1. Понятие и признаки государства. Типология государств
- 3.1.1. Понятие, признаки государства
- 3.1.2. Типология государств
- 3.2. Форма государства
- 3.2.1. Форма государственного правления
- 3.2.2. Форма государственного устройства
- 3.2.3. Политический (государственно-правовой) режим государства
- 3.3. Функции и механизм государства
- 3.3.1. Функции государства
- 3.3.2. Понятие и виды государственных органов
- 3.3.3. Представительные органы государственной власти
- 3.3.4. Исполнительные органы государственной власти
- 3.3.5. Органы судебной власти государства
- 4. Теория права
- 4.1. Понятие, принципы и функции права
- 4.1.1. Понятие и признаки права
- 4.1.2. Принципы права: понятие, виды
- 4.1.3. Функции права: понятие, виды
- 4.2. Норма права
- 4.2.1. Норма права: понятие, признаки
- 4.2.2. Структура юридической нормы
- 4.2.3. Виды норм права
- 4.3. Источники (формы) права
- 4.3.1. Источник права в материальном, идеальном и специальном юридическом смыслах
- 4.3.2. Формы права: понятие, виды, характеристика
- 4.3.3. Законодательный процесс и его стадии
- 4.3.4. Действие нормативно-правового акта во времени, пространстве и по кругу лиц
- 4.4. Правовая система, система права и система законодательства
- 4.4.1. Правовая система: понятие, элементы, типология
- 4.4.2. Понятие и элементы системы права
- 4.4.3. Соотношение системы права и системы законодательства
- 4.4.4. Систематизация законодательства: понятие, характеристика видов
- 4.5. Правовые отношения
- 4.5.1. Правоотношение: понятие, виды, структура (элементы)
- 4.5.2. Понятие, виды субъектов правоотношений. Правосубъектность
- 4.5.3. Понятие и виды объектов правоотношения
- 4.5.4. Понятие и виды юридических фактов как основания возникновения правоотношений
- 4.5.5. Юридические презумпции и фикции
- 4.6. Реализация норм права
- 4.6.1. Понятие и формы реализации норм права
- 4.6.2. Правоприменение: понятие, признаки, необходимость
- 4.6.3. Акты применения норм права: понятие и виды
- 4.6.4. Пробелы в праве и способы их восполнения
- 4.7. Толкование норм права
- 4.7.1. Понятие и необходимость толкования норм права
- 4.7.2.Способ толкования норм права
- 4.7.3. Акты официального толкования норм права: понятие, особенности и виды
- 4.8. Правомерное поведение и правонарушение
- 4.8.1. Понятие и виды правомерного поведения
- 4.8.2. Понятие и виды правонарушений
- 4.8.3. Состав правонарушения: понятие и характеристика элементов
- 4.9. Юридическая ответственность
- 4.9.1. Понятие и признаки юридической ответственности
- 4.9.2. Виды юридической ответственности
- 4.9.3. Освобождение и исключение юридической ответственности
- 4.9.4. Понятие и виды государственного принуждения
- 4.10. Законность и правопорядок
- 4.10.1. Понятие и принципы законности
- 4.10.2. Правопорядок как разновидность общественного порядка
- 4.11. Правосознание и правовая культура
- 4.11.1. Правосознание: понятие и виды
- 4.11.2. Правовая культура
- 4.12. Правовое государство
- Примерные вопросы для подготовки к экзамену
- Литература