4.4.4. Систематизация законодательства: понятие, характеристика видов
Вся совокупность правовых норм, облеченных в нормативно-правовые акты, подвергается систематизации (упорядочению) для наиболее эффективного их использования.
Систематизация законодательства – деятельность официальных государственных органов, а также юристов-ученых и практиков по упорядочению нормативных актов с целью их согласования, устранения противоречий, их доступности и лучшей обозримости. Указанная деятельность направлена на совершенствование законодательства.
Особенности систематизации законодательства:
- сопоставляются и анализируются изданные в разное время действующие акты;
- выявляются имеющиеся противоречия в содержании правовых норм, пробелы в праве, множественность актов, посвященных одним и тем же вопросам, обнаруживаются устаревшие нормы, действие которых перекрыто актами, изданными позднее;
- подготавливаются проекты новых актов, предложения об изменении и дополнении действующих;
- вновь принятые нормативно-правовые акты, а также сохраняющие свое значение, группируются по определенной системе и сводятся в собрания, сборники законодательства.
Виды систематизации законодательства:
а) учет – сбор государственными органами, юридическими лицами нормативно-правовых актов, необходимых для их деятельности, и поддержание нормативного материала в контрольном состоянии;
б) инкорпорация – форма систематизации, при которой нормативные акты, обработанные лишь внешне, без изменения их содержания, объединяются в разного рода сборники или собрания.
Виды инкорпорации:
По субъекту:
официальная – это утверждение собраний и сборников инкорпорированных актов органами, издавшими эти акты;
полуофициальная (официозная) – утверждение сборников специально уполномоченными на то государственными органами; неофициальная – создание и издание сборников организациями и отдельными лицами по своей инициативе и без санкции компетентных государственных органов.
По способу упорядочения:
предметная – нормативно-правовые акты располагаются по предмету правового регулирования;
хронологическая – правовые акты располагаются по времени издания.
Виды инкорпорированных актов:
сборник – инкорпорированное издание законов или иных нормативно-правовых актов;
собрание – инкорпорированное издание нормативно-правовых актов высших органов государственной власти и управления;
свод законов – собрание всего действующего законодательства без какого-либо исключения;
в) консолидация – форма систематизации, при которой осуществляется объединение мелких актов, изданных по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам, в один укрупненный акт;
г) кодификация – форма систематизации, при которой осуществляется существенная внутренняя переработка нормативного материала, в результате чего создается принципиально новый акт.
Виды кодификации:
- всеобщая – полная систематизация нормативного материала;
- комплексная – систематизация комплексных отраслей права либо объединение норм различных отраслей права, регулирующих крупные сферы однохарактерных отношений;
- отраслевая – кодификация отдельных отраслей права;
- специальная – кодификация отдельных отраслей правовых институтов.
Виды кодификационных актов:
основы – обеспечивают регулирование наиболее важных и принципиальных вопросов соответствующей отрасли, подотрасли или института права;
кодексы – обеспечивают детальное и по возможности всестороннее правовое регулирование соответствующей группы общественных отношений;
уставы – содержат нормы, регулирующие деятельность определенных ведомств, министерств, организаций в той или иной сфере управления;
положения – содержат нормы, определяющие порядок образования, структуру, задачи, функции и компетенцию определенной системы государственных органов;
регламенты – содержат нормы, регламентирующие вопросы правового статуса того или иного государственного органа, а также процедуры его деятельности.
- «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» Институт открытого дистанционного обучения
- Теория государства и права
- Нижний Новгород - 2005
- © Румянцев ф.П., 2005, © Румянцева о.А., 2005,
- 1. Теория государства и права как фундаментальная наука правоведения: понятие, предмет, метод и система
- 1.1. Предмет исследования теории государства и права
- 1.2. Метод теории государства и права
- 1.3. Система науки «Теория государства и права»
- 2. Происхождение государства и права
- 3. Теория государства
- 3.1. Понятие и признаки государства. Типология государств
- 3.1.1. Понятие, признаки государства
- 3.1.2. Типология государств
- 3.2. Форма государства
- 3.2.1. Форма государственного правления
- 3.2.2. Форма государственного устройства
- 3.2.3. Политический (государственно-правовой) режим государства
- 3.3. Функции и механизм государства
- 3.3.1. Функции государства
- 3.3.2. Понятие и виды государственных органов
- 3.3.3. Представительные органы государственной власти
- 3.3.4. Исполнительные органы государственной власти
- 3.3.5. Органы судебной власти государства
- 4. Теория права
- 4.1. Понятие, принципы и функции права
- 4.1.1. Понятие и признаки права
- 4.1.2. Принципы права: понятие, виды
- 4.1.3. Функции права: понятие, виды
- 4.2. Норма права
- 4.2.1. Норма права: понятие, признаки
- 4.2.2. Структура юридической нормы
- 4.2.3. Виды норм права
- 4.3. Источники (формы) права
- 4.3.1. Источник права в материальном, идеальном и специальном юридическом смыслах
- 4.3.2. Формы права: понятие, виды, характеристика
- 4.3.3. Законодательный процесс и его стадии
- 4.3.4. Действие нормативно-правового акта во времени, пространстве и по кругу лиц
- 4.4. Правовая система, система права и система законодательства
- 4.4.1. Правовая система: понятие, элементы, типология
- 4.4.2. Понятие и элементы системы права
- 4.4.3. Соотношение системы права и системы законодательства
- 4.4.4. Систематизация законодательства: понятие, характеристика видов
- 4.5. Правовые отношения
- 4.5.1. Правоотношение: понятие, виды, структура (элементы)
- 4.5.2. Понятие, виды субъектов правоотношений. Правосубъектность
- 4.5.3. Понятие и виды объектов правоотношения
- 4.5.4. Понятие и виды юридических фактов как основания возникновения правоотношений
- 4.5.5. Юридические презумпции и фикции
- 4.6. Реализация норм права
- 4.6.1. Понятие и формы реализации норм права
- 4.6.2. Правоприменение: понятие, признаки, необходимость
- 4.6.3. Акты применения норм права: понятие и виды
- 4.6.4. Пробелы в праве и способы их восполнения
- 4.7. Толкование норм права
- 4.7.1. Понятие и необходимость толкования норм права
- 4.7.2.Способ толкования норм права
- 4.7.3. Акты официального толкования норм права: понятие, особенности и виды
- 4.8. Правомерное поведение и правонарушение
- 4.8.1. Понятие и виды правомерного поведения
- 4.8.2. Понятие и виды правонарушений
- 4.8.3. Состав правонарушения: понятие и характеристика элементов
- 4.9. Юридическая ответственность
- 4.9.1. Понятие и признаки юридической ответственности
- 4.9.2. Виды юридической ответственности
- 4.9.3. Освобождение и исключение юридической ответственности
- 4.9.4. Понятие и виды государственного принуждения
- 4.10. Законность и правопорядок
- 4.10.1. Понятие и принципы законности
- 4.10.2. Правопорядок как разновидность общественного порядка
- 4.11. Правосознание и правовая культура
- 4.11.1. Правосознание: понятие и виды
- 4.11.2. Правовая культура
- 4.12. Правовое государство
- Примерные вопросы для подготовки к экзамену
- Литература