В. Ограничения и изъятия
Согласно международному праву прав человека государства при строго определенных обстоятельствах могут вводить ограничения на некоторые права, если такие ограничения необходимы для обеспечения важнейших благ, например здоровья населения, прав других лиц, нравственности, общественного порядка, всеобщего благосостояния в демократическом обществе и национальной безопасности. Некоторые права являются неотчуждаемыми, и не могут ограничиваться ни при каких обстоятельствах.
К ним относятся право на жизнь, свободу от пыток, свободу от рабства или кабалы, защиту от тюремного заключения за долги, свободу от ретроактивного применения уголовного законодательства, право на признание правосубъектности и право на свободу мысли, совести и религии человека носили законный характер, государства должны быть уверены в том, что эти ограничения:
предусмотрены и вводятся в соответствии с законом, т.е. в соответствии с конкретными законодательными положениями, которые являются доступными, понятными и четкими, что должно предполагать, что отдельные лица будут соответствующим образом вести себя;
основываются на законных интересах, которые определены в документах, гарантирующих конкретные права,-
соразмерны с этими интересами, подразумевают наименьшее нарушение и ущемление прав и фактически влекут за собой отстаивание законных интересов в демократическом обществе, т.е. устанавливаются в рамках процесса принятия решений, согласующегося с нормами права.
В первую очередь в качестве основания для ограничения прав человека в контексте ВИЧ/СПИДа государства приводят доводы, связанные с общественным здравоохранением. Однако многие такие ограничения представляют собой нарушение принципа недискриминации, например в тех случаях, когда инфицирование ВИЧ используется в качестве основания для применения различного режима в области доступа к образованию, занятости, медицинского обслуживания, социального обеспечения, жилья и убежища. Право на личную жизнь, как известно, ограничивается вследствие существования системы обязательного тестирования и опубликования данных об инфицированности ВИЧ, а право на свободу личности нарушается в тех случаях, когда ВИЧ служит оправданием для лишения свободы или сегрегации. Хотя такие меры могут быть эффективными применительно к заболеваниям, которые передаются посредством случайного контакта и поддаются излечению, они не эффективны для ВИЧ/СПИДа, поскольку ВИЧ не передается случайным образом. Кроме этого, такие принудительные меры не являются наименее ограничительными и зачастую дискриминационно вводятся против уже уязвимых групп. Наконец, как отмечалось выше, эти принудительные меры отталкивают людей от программ профилактики и лечения, тем самым, снижая эффективность здравоохранительных мероприятий. Поэтому связанные с общественным здравоохранением причины редко служат законными основаниями для ограничения прав человека в контексте ВИЧ/СПИДа.
- Управление Верховного комиссара Организации
- I. Руководящие принципы для государств
- Институциональные ответственности и процессы Руководящий принцип 1: Национальная база
- Руководящий принцип 2: Поддержка партнерских отношений
- В. Пересмотр законодательства, реформа и вспомогательные службы Руководящий принцип 3:Законодательство в области общественного здравоохранения
- Руководящий принцип 4: Уголовное законодательство и исправительные системы
- Руководящий принцип 5: Антидискриминационные охранительные законы
- Руководящий принцип 6: Нормативное регулирование применительно к товарам, услугам и информации
- Руководящий принцип 7: Службы правовой поддержки
- Руководящий принцип 8: Женщины, дети и прочие уязвимые группы
- Руководящий принцип 9: Изменение дискриминационных подходов через образование, профессиональную подготовку и средства массовой информации
- Руководящий принцип 10: Разработка стандартов поведения в государственном и частном секторах и механизмов претворения в жизнь этих стандартов
- Руководящий принцип 11: Государственный контроль и обеспечение уважения прав человека
- Руководящий принцип 12: Международное сотрудничество
- II. Рекомендации в отношении распространения и осуществления руководящих принципов
- А. Государства
- В. Система Организации Объединенных Наций и региональные межправительственные органы
- С. Неправительственные организации
- III. Международные обязательства в области прав человека и вич/спид Введение: вич/спид, права человека, общественное здравоохранение
- А. Стандарты в области прав человека и характер обязательств государств
- В. Ограничения и изъятия
- С. Применение конкретных прав человека в контексте эпидемии вич/спиДа
- 1. Недискриминация и равенство перед законом
- 2. Права человека женщин
- 3. Права человека детей
- 4. Право вступать в брак и основывать семью и право на защиту семьи
- 5. Право на личную жизнь
- 6. Право на пользование результатами научного прогресса и их практическое применение
- 7. Право на свободу передвижения
- 8. Право искать убежище и пользоваться этим убежищем
- 9. Право на свободу и личную неприкосновенность
- 10. Право на образование
- 11. Свободное выражение мнения и пользование информацией
- 12. Свобода собраний и ассоциаций
- 13. Право на участие в политической и культурной жизни
- 14. Право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья
- 15. Право на достаточный жизненный уровень и необходимое социальное обеспечение
- 16. Право на труд
- 17. Свобода от жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство видов обращения