Руководящий принцип 4: Уголовное законодательство и исправительные системы
Государствам следует пересмотреть и реформировать их уголовное законодательство и исправительные системы, с тем чтобы они соответствовали международным обязательствам в области прав человека, не использовались недобросовестно в контексте ВИЧ/СПИДа и не были направлены против уязвимых групп населения.
В уголовном законодательстве и/или законодательстве в области общественного здравоохранения следует не предусматривать специальные составы преступления для случаев умышленной и намеренной передачи ВИЧ, а использовать в этих исключительных случаях состав общеуголовных преступлений. Это должно обеспечить четкое и законное определение таких элементов, как предвидимость, преднамеренность, причинность и согласие, для обоснования обвинительного приговора и/или более суровых мер наказания.
Уголовное законодательство, запрещающее половые акты (в том числе прелюбодеяние, содомию, блуд и сводничество) между согласными на них взрослыми лицами в рамках частной жизни, следует пересмотреть с целью отмены. В любом случае не следует допускать, чтобы оно препятствовало предупреждению и лечению ВИЧ/СПИДа.
Что касается работы взрослых в сфере сексуальных услуг, не влекущей за собой причинение вреда, то вначале следует пересмотреть уголовное законодательство с целью его декриминализации, а затем посредством введения мер правового регулирования обеспечить соблюдение правил гигиены и безопасности в целях защиты работающих в сфере сексуальных услуг и их клиентов, включая поддержку безопасного сексуального поведения при оказании сексуальных услуг. Уголовное законодательство не должно препятствовать тому, чтобы лица, работающие в сфере сексуальных услуг и их клиенты пользовались услугами по профилактике и лечению ВИЧ/СПИДа. Уголовное законодательство должно обеспечивать работающим в этой сфере детям и взрослым, которые оказались втянутыми в нее в результате их продажи или применения других форм принуждения, защиту от принудительного вовлечения в индустрию секса и освобождение от ответственности за участие в такой деятельности; напротив, оно должно обеспечивать их уход из сферы сексуальных услуг и предоставление им медицинской и социально-психологической помощи, в том числе связанной с ВИЧ.
Уголовное законодательство не должно препятствовать государствам использовать меры, уменьшающие риск передачи ВИЧ среди шприцевых наркоманов и обеспечивающие уход и лечение таких лиц с ВИЧ-инфекцией. При пересмотре уголовного законодательства необходимо учитывать следующие аспекты:
- разрешение или легализация и поощрение программ по обмену игл и шприцев,
- отмена законов, объявляющих противозаконными хранение, распространение и раздачу игл и шприцев.
e) Тюремные власти должны принимать все необходимые меры для защиты заключенных от изнасилований, сексуального насилия и принуждения, в том числе путем укомплектования штата с достаточным числом сотрудников, осуществления эффективного надзора и принятия надлежащих дисциплинарных мер. Тюремные власти также должны обеспечивать заключенным (и в соответствующих случаях персоналу тюрем) доступ к информации о профилактике заражения ВИЧ, просветительским мероприятиям, добровольному медицинскому освидетельствованию и консультированию, профилактическим средствам (презервативы, дезинфицирующие средства и чистые шприцы), уходу и лечению и добровольному участию в клинических испытаниях в связи с ВИЧ, сохраняя при этом конфиденциальность; они должны запрещать обязательное медицинское освидетельствование и изоляцию заключенных, инфицированных ВИЧ, а также отказ в доступе в те или иные помещения тюрьмы, к каким-либо льготам и программам помощи. Следует рассмотреть возможность досрочного освобождения заключенных, больных СПИДом, исходя из чувства сострадания.
- Управление Верховного комиссара Организации
- I. Руководящие принципы для государств
- Институциональные ответственности и процессы Руководящий принцип 1: Национальная база
- Руководящий принцип 2: Поддержка партнерских отношений
- В. Пересмотр законодательства, реформа и вспомогательные службы Руководящий принцип 3:Законодательство в области общественного здравоохранения
- Руководящий принцип 4: Уголовное законодательство и исправительные системы
- Руководящий принцип 5: Антидискриминационные охранительные законы
- Руководящий принцип 6: Нормативное регулирование применительно к товарам, услугам и информации
- Руководящий принцип 7: Службы правовой поддержки
- Руководящий принцип 8: Женщины, дети и прочие уязвимые группы
- Руководящий принцип 9: Изменение дискриминационных подходов через образование, профессиональную подготовку и средства массовой информации
- Руководящий принцип 10: Разработка стандартов поведения в государственном и частном секторах и механизмов претворения в жизнь этих стандартов
- Руководящий принцип 11: Государственный контроль и обеспечение уважения прав человека
- Руководящий принцип 12: Международное сотрудничество
- II. Рекомендации в отношении распространения и осуществления руководящих принципов
- А. Государства
- В. Система Организации Объединенных Наций и региональные межправительственные органы
- С. Неправительственные организации
- III. Международные обязательства в области прав человека и вич/спид Введение: вич/спид, права человека, общественное здравоохранение
- А. Стандарты в области прав человека и характер обязательств государств
- В. Ограничения и изъятия
- С. Применение конкретных прав человека в контексте эпидемии вич/спиДа
- 1. Недискриминация и равенство перед законом
- 2. Права человека женщин
- 3. Права человека детей
- 4. Право вступать в брак и основывать семью и право на защиту семьи
- 5. Право на личную жизнь
- 6. Право на пользование результатами научного прогресса и их практическое применение
- 7. Право на свободу передвижения
- 8. Право искать убежище и пользоваться этим убежищем
- 9. Право на свободу и личную неприкосновенность
- 10. Право на образование
- 11. Свободное выражение мнения и пользование информацией
- 12. Свобода собраний и ассоциаций
- 13. Право на участие в политической и культурной жизни
- 14. Право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья
- 15. Право на достаточный жизненный уровень и необходимое социальное обеспечение
- 16. Право на труд
- 17. Свобода от жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство видов обращения