35 Виды исторических объяснений.
Предложен ряд вариантов классификации исторических объяснений. Выделяются такие их виды: объяснение через закон, объяснения причинные (каузальные), генетические, структурные и функциональные. Деление это условное, ибо чаще всего объяснение имеет комплексный характер, т. е. в нем применяются различные его виды.
Наиболее фундаментальным видом исторических объяснений является объяснение через закон. Именно законы генезиса, функционирования и развития общественно-исторической реальности наиболее глубоко выражают ее сущностную природу. Подчеркивая это, В. И. Ленин, как указывалось, отмечал, что «закон есть прочное (остающееся) в явлении», «закон и сущность понятия однородные (однопорядковые) или вернее, одностепенные», «закон есть отражение существенного в движении универсума». Через законы объясняют прежде всего объективные и по своему характеру массовые явления и процессы.
Широкое распространение в исторической науке имеют причинно-следственные объяснения, вытекающие из всеобщности взаимосвязей, объективно присущих исторической реальности. Они прежде всего применяются при раскрытии тех или иных результатов человеческой деятельности, исторических событий и ситуаций, в которых ярко выражается активная роль человеческого, т. е. субъективного, фактора. Разумеется, за этим фактором лежат и определенные объективные обстоятельства, но они проявляются в характере субъективных действий.
Генетические объяснения необходимы в тех случаях, когда стоит задача объяснения сути исторических явлений или процессов в их определенном временном выражении. Допустим, мы хотим понять сущностное содержание разночинского этапа в освободительном движении в России, который, как известно, наступил после падения крепостничества. В полной мере понять эту суть, в частности то, что во главе освободительного движения стояли разночинцы и объективно борьба велась за буржуазно-демократические преобразования, осуществляемые путем народной, крестьянской революции, можно только с учетом того, что разночинскому этапу предшествовал этап дворянский, когда во главе освободительного, революционного движения стояли передовые представители дворянства, которые были страшно далеки от народа, боялись народа и потому боролись за интересы народа без народа.
Структурное объяснение, т. е. раскрытие сущности через анализ структуры соответствующих общественно-исторических систем, может применяться при изучении любых из этих систем. Основная задача объяснения здесь состоит в выявлении основных, системообразующих признаков, присущих элементам системы, и в установлении характера их взаимосвязи. Выявление сис- темообразующих признаков связано с анализом содержательной, субстанциональной природы системы.
Анализ структурных взаимосвязей системообразующих признаков раскрывает те основные закономерности, которые свойственны изучаемой системе, ибо «закон есть отношение» и «если тот или иной вид связи элементов существен и необходим для данной системы, то он имеет характер закона ее структуры». Тем самым структурное объяснение, «выявление сущности через структурный анализ систем наиболее эффективны, ибо приводят к непосредственному раскрытию законов, присущих исторической реальности.
Функциональное объяснение представляет собой разновидность объяснения структурного. Как указывалось, при функциональном анализе характеризуемая система рассматривается как подсистема или даже элемент общественной системы более высокого уровня. Анализ структуры последней позволяет выявить взаимосвязи изучаемой системы с той средой, в которой она на- ходится, и тем самым раскрыть закономерности ее функционирования. Функциональное объяснение является эффективным средством выявления сущности различных общественных систем на различных уровнях их функционирования.
Существует несколько видов объяснения единичных актов деятельности. Основным является мотивационное объяснение. Оно состоит в том, что суть действия объясняется побудительным мотивом, который обычно выражает определенный интерес и преследует соответствующую цель. Другим видом выступает объяснение через нормативность. Характер действий субъекта здесь обусловлен общепринятыми в соответствующей социальной среде нормами и традициями поведения. Еще один вид составляет психологически-эмоциональное объяснение. Характер действия здесь зависит от психологически-эмоциональных черт исторической личности (твердость, мягкость, боязливость, сострадание, уважение, любовь, ненависть и т. д.).
Таким образом, существует целая совокупность исторических объяснений. Все они имеют цель раскрыть сущность исследуемой исторической реальности. Однако сами по себе виды историче- ских объяснений не раскрывают всего сложного механизма познания внутренней сущности изучаемой исторической реальности, который является прерогативой теоретического уровня познания. Раскрытие этого механизма тем более важно, что он представляет собой сложный творческий процесс, в котором применяются различные научные методы, а не простое логическое преобразование знания, полученного на эмпирическом этапе.
- Ответы на вопросы к экзамену по «Теории и методологии истории»:
- 1 Место и роль методологии науки на современном этапе общественного развития.
- 2 Структура научного исследования и научно-познавательного процесса.
- 3 Метод, его структура и роль в историческом исследовании. Классификация научных методов.
- 5 Общие тенденции философии истории.
- 6 Теоритико-методологические основы исторических концепций, их эволюция.
- 7 Тенденции развития историографии, основные этапы развития.
- 8 Позитивизм, марксизм, неокантианство, модернизм в исторической науке.
- 10 Нарратив. Постмодернизм.
- 12 Историческое пространство и время.
- 15 Субъективное и объективное в историческом процессе.
- 16 Функции исторической науки.
- 17 Школа «Анналов»
- 19 Историческое познание и его особенности.
- 21 Закономерности возникновения и эволюции типов и видов исторических источников.
- 22 Проблема классификации исторических источников. (23 Различные аспекты рассмотрения информации).
- 25 Проблема повышения информативной отдачи исторических источников.
- 26 Категории исторических фактов.
- 27 Общенаучные методы и их место в историческом исследовании.
- 28 Исторический и логический методы исследования.
- 29 Системный подход в практике исторического исследования.
- 30 Проблемы моделирования в историческом исследовании.
- 31 Историко-генетический метод исследования.
- 32 Историко-сравнительный метод исследования.
- 33 Историко-типологический метод исследований.
- 34. Историко-системный метод исследований.
- 35 Виды исторических объяснений.
- 36 Формационных подход в изучении истории.
- 36 Концепции цивилизационного подхода в изучении истории.
- 38 Постмодернизм о понимании и объяснении в истории.
- 41 Категории и их роль в науке.
- 43 Критерии истинности исторического знания.