logo
Ответы на вопросы к экзамену по теориии методол

1 Место и роль методологии науки на современном этапе общественного развития.

Хорошо известна та огромная и все возрастающая роль, которую играет наука в современном общественном прогрессе. В общеисторическом плане особенно важное значение имеет развитие науки в обществе, ибо здесь результаты научно-технической революции служат интересам всего общества. В современную эпоху наука стала непосредственной производительной силой. Все усложняющееся переплетение материального и духовного в общественной практике, растущая потребность в комплексном решении все большего числа стоящих перед обществом задач породили и отчетливо проявляющиеся интегративные тенденции в науке, одним из показателей которых является и наметившееся сближение естественно-технических и общественно-гуманитарных наук. Видную роль в обществознании всегда играла историческая наука. Как наиболее широкая из других конкретных общественно-гуманитарных наук, она имеет важные социальные функции. Значимость исторического знания в социалистическом обществе быстро возрастает, это связано в частности с тем, что в развитии других общественно-гуманитарных наук все большее место занимает исторический подход. Многие проблемы современности, которыми занимаются экономисты, социологи, политологи, демографы и другие специалисты, могут быть успешно решены лишь: на основе исторического анализа. Все это, естественно, повышает требования к исторической науке. Способность той или иной науки углублять познание в соответствующей области и на этой основе решать задачи, выдвигаемые как потребностями общественной практики, так и ходом развития самой науки, определяется многими факторами. Важное значение имеет та, если можно так сказать, инфраструктура, в условиях которой развивается наука. С одной стороны, это — наличие, система подготовки и квалификация кадров, материальная база, возможности введения в научный оборот и внедрения в практику результатов научных исследований, организация науки и т. п., с другой — факторы, определяющие сам исследовательский процесс. Всем ходом развития науки доказано, что решающее значение здесь принадлежит теории и методологии научного познания. Но конкретным средством, которое, реализуя потенции теории и методологии, движет познание вперед и дает возможность получать новое знание, являются методы научного исследования. Методы исследования являются тем наиболее динамичным компонентом науки, который движет ее вперед. Вместе с тем они имеют в науке непреходящее значение. Появление новых методов, как правило, приводит к изменению соотношения и роли старых и новых методов, а не к утрате первыми всякого значения. Поэтому в отличие от конкретно-фактического арсенала науки и содержательно-концептуальных представлений об объекте познания, подверженных, особенно в современную эпоху, быстрому обновлению, методы исследования отличаются наибольшей «живучестью».

Существуют различные определения научной методологии. Резюмируя их, сущность методологии можно выразить следующим образом. Методология есть теория научно-познавательной деятельности, направленная на изучение и разработку методов научного познания. В этом плане методология, несомненно, должна рассматриваться как составная часть гносеологии, на что и указывается в ряде исследований. В гносеологии методология выступает как учение о методах познания, т. е. как теория методов, ибо именно она, опираясь на онтологическое и гносеологиче- ское знание, преобразуя и перенося его в исследовательскую сферу, определяет и характер постановки проблемы, и выбор адекватных путей (подходов) и принципов ее решения, и перевод этих принципов в систему нормативных и регулятивных требований.

В философской литературе вызывает споры вопрос об уровнях методологии. Одни исследователи полагают, что существует «единая научная, диалектико-материалистическая методология как система общих принципов подхода к изучению окружающего мира и как учение об общих методах познания, которая своеобразно, специфически применяется и преломляется в каждой конкретной науке». Другая точка зрения сводится к тому, что наряду с диалектико-материалистической, философской методологией, выступающей в качестве общеметодологической основы познания и практической деятельности, существует и «методология конкретно-научная, т. е. система методологических принципов, исходящая из содержания самой конкретной теории», т. е. знания, отражающего те или иные явления реальности. Поскольку методология основывается на знании о реальности, а это знание отражает разные ее (реальности) сферы и на разных уровнях, то очевидна справедливость второй точки зрения.

Надо лишь добавить, что основой выделения уровней методологии должен быть уровень теоретического знания о действительности. Применительно к общественным явлениям, как указыва- лось, существуют четыре таких уровня: общефилософский, философско-социологический, специально-научный и конкретно-проблемный. В методологии, как и вообще в теории, эти уровни тесно взаимосвязаны и ведущим из них, оказывающим определяющее воздействие на другие, является общефилософский. В свою очередь, он синтезирует результаты развития других уровней методологии. Философским уровнем методологии является материалистическая диалектика. Ее принципы (законы) требуют рассмотрения всех явлений в развитии, во взаимосвязи и внутренней закономерности, в единстве и борьбе противоположностей, в обусловленности изменений внутренними противоречиями.

При объяснении же явлений общественной жизни основополагающим принципом, выражающим методологическую функцию исторического материализма, является признание первичности бытия и вторичности общественного сознания. Все эти принципы выступают определяющими при разработке требований и норм, имеющих как регулятивно-нормативный (т. е. обеспечивающий объективный ход исследовательского процесса), так и конструктивный (т. е. позволяющий получить адекватное знание) характер научного метода.

Если говорить о регулятивных требованиях принципов материалистической диалектики, то к числу важнейших из них принадлежат следующие. Объект познания должен рассматриваться во всем реальном многообразии/и постановка научной проблемы не должна иметь никаких ограничений. Никакой метод научного познания не может быть абсолютным. Для успешного решения исследовательской задачи необходимо применение различных, адекватных ее сути методов. При материалистической основе интерпретации конкретно- научных фактов и раскрытии сути исследуемых явлений должно учитываться воздействие на них других факторов, т. е. подход к объяснению должен быть самым широким.

Конструктивные требования принципов материалистической диалектики применительно к познанию общественных явлений предполагают раскрытие: 1) материальной обусловленности возникновения и функционирования соответствующего явления; 2) его места в целостном социальном организме; 3) присущих ему закономерностей, особенностей и специфических черт; 4) его социальных функций и роли в развитии социального целого.

Очевидно, что указанные методологические подходы, принципы и требования философского уровня должны учитываться при разработке любых методов. Но эти подходы, принципы и требования не покрывают собой всей методологии, не исключают ее специального и конкретного научного уровня, ибо они играют роль лишь общей исследовательской стратегии, не определяя ни конкретного содержания, ни этапов исследования. Эти последние могут быть выработаны лишь при учете сути исследуемых явлений и специфики их познания, т. е. на основе теории и методологии познания соответствующего уровня.

Наконец, следует отметить, что методология, как и теория, - играет важную роль в мировоззрении, особенно на общефилософском уровне. Это вполне закономерно, ибо основной задачей философской методологии выступает общетеоретический анализ общих подходов, принципов и методов познания, их возможностей и ограниченности, ведущих направлений и тенденций научного познания, выработки общей стратегии научно-исследовательской деятельности и т. д. Поэтому история науки — это борьба не только теорий, отражающих знание о мире, но и теорий, направленных на получение этого знания. Рубежом всемирно- исторического значения здесь было возникновение марксизма, теории диалектического и исторического материализма, которая и является единственной последовательно научной, объективной теорией, методологией и логикой научного познания.

Таким образом, методология выступает как теория методов научного познания. Но в методе теория приводится в действие посредством методики, которая принципы и требования методологии переводит в логические правила и процедуры.

Следовательно, существует объективная возможность и реальность построения правильного метода исследования и на уровне его теории, и на уровне его методики. Что касается техники научного метода, то ее базой являются материальные и духовные достижения общественной практики. Общественная прак- тика либо непосредственно дает необходимые орудия и инструменты научного исследования, либо они специально конструируются на основе ее достижений.