30 Проблемы моделирования в историческом исследовании.
Как известно, моделирование представляет собой общенаучный метод познания объективной реальности, основанный на изучении моделей, отражающих (или воспроизводящих) эту реальность. Формы моделирования весьма разнообразны и определяются сферами и целями его применения и типами используемых моделей по характеру моделей выделяют предметное (материальное) (знаковое) моделирование. В дальнейшем будет идти речь лишь о последнем.
Хотя все основные проблемы моделирования связаны с понятием моделей, принципами и методами их построения и анализа, а моделирование как метод познания имеет свою уже весьма длительную историю, до сих пор нет единого понимания того, что такое модель.
Наиболее широким является определение модели как системы, «исследование которой служит средством получения информации о другой системе». Уточненным применительно к понятию научной модели можно считать такое определение: «Модель есть созданная или выбранная субъектом система, воспроизводящая существенные для данной цели познания стороны... изу- чаемого объекта и в силу этого находящаяся с ним в таком от- ношении замещения и сходства... что исследование ее служит опосредованным способом получения знания об этом объекте». Говоря проще, модель представляет собой абстрагированное выражение основной сущности объекта моделирования. Она является его аналогом, «заместителем» или квази-объектом. Модель может иметь естественно-языковую или формализованную в той или иной знаковой системе форму. Наиболее формализованными видами моделей являются модели математические.
В основе моделирования лежит теория подобия, а возможность изучения объекта по модели базируется на принципе аналогии.
Основными видами структурно-логической аналогии являются изоморфизм и гомоморфизм. Изоморфизм представляет собой отношения типа одинаковости, равенства двух систем (применительно к моделированию — объекта моделирования и его модели). Это позволяет переносить знания, полученные при изучении одной системы, на другую. Гомоморфизм — отношение не симметричное, а одностороннее, т. е. лишь отношение сходства. Здесь возможен лишь перенос знаний с образа на прообраз, с модели — на объект моделирования.
Изучение исторических явлений и процессов на основе их математических моделей возможно лишь на принципах гомоморфизма. Подобно тому, как знания, полученные из адекватно составленной географической карты, можно переносить на со- ответствующую местность, но не все имеющееся на местности отображено на карте, знания об историческом явлении, получен- ные на основе анализа его модели, можно относить к этому явлению, но не все свойства последнего отражены в его модели.
Смысл построения модели состоит в том, чтобы с ее помощью углубить изучение свойств, функций и развития объекта моделирования. Это становится возможным по двум причинам. Во- первых, анализ теоретически допустимых параметров модели дает информацию о диапазоне возможных состояний рассматриваемых явлений и процессов. Во-вторых, математическая обработка системы количественных показателей, характеризующих конкретное состояние этих явлений и процессов, позволяет получить новую, явно не выраженную в исходных данных (скрытую, структурную) информацию о них. Сущностно-содержательный анализ и той и другой информации значительно углубляет изучение объектов моделирования. Очевидно, что это становится возможным при непременном условии, что модель адекватно выражает суть исследуемых явлений и процессов и применение ее корректно. В целом же успех моделирования обеспечивается соблюдением основных методологических принципов построения моделей: четкостью понимания целей моделирования, его этапов, типов моделей, принципов их построения и анализа. Все это, как хорошо известно, определяется характером той теории и методологии научного познания, на которых базируется исследование.
- Ответы на вопросы к экзамену по «Теории и методологии истории»:
- 1 Место и роль методологии науки на современном этапе общественного развития.
- 2 Структура научного исследования и научно-познавательного процесса.
- 3 Метод, его структура и роль в историческом исследовании. Классификация научных методов.
- 5 Общие тенденции философии истории.
- 6 Теоритико-методологические основы исторических концепций, их эволюция.
- 7 Тенденции развития историографии, основные этапы развития.
- 8 Позитивизм, марксизм, неокантианство, модернизм в исторической науке.
- 10 Нарратив. Постмодернизм.
- 12 Историческое пространство и время.
- 15 Субъективное и объективное в историческом процессе.
- 16 Функции исторической науки.
- 17 Школа «Анналов»
- 19 Историческое познание и его особенности.
- 21 Закономерности возникновения и эволюции типов и видов исторических источников.
- 22 Проблема классификации исторических источников. (23 Различные аспекты рассмотрения информации).
- 25 Проблема повышения информативной отдачи исторических источников.
- 26 Категории исторических фактов.
- 27 Общенаучные методы и их место в историческом исследовании.
- 28 Исторический и логический методы исследования.
- 29 Системный подход в практике исторического исследования.
- 30 Проблемы моделирования в историческом исследовании.
- 31 Историко-генетический метод исследования.
- 32 Историко-сравнительный метод исследования.
- 33 Историко-типологический метод исследований.
- 34. Историко-системный метод исследований.
- 35 Виды исторических объяснений.
- 36 Формационных подход в изучении истории.
- 36 Концепции цивилизационного подхода в изучении истории.
- 38 Постмодернизм о понимании и объяснении в истории.
- 41 Категории и их роль в науке.
- 43 Критерии истинности исторического знания.