5.3 Государственная регистрация прав на лесные участки Бельского района
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.
Государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа, если иное не установлено Федеральным законом № 122-ФЗ.26
При переводе участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:
Прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;
Правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;
Установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
Внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
Совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.27
Государственная регистрация прав проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для регистрации.
После проведения всех необходимых процедур государственная регистрационная служба (регистрационная палата) сообщает органу государственного кадастрового учета (кадастровой палате), что право федеральной собственности на земельные участки зарегистрировано.
Пока государственная регистрационная служба не прислала в орган государственного кадастрового учета уведомление о регистрации права федеральной собственности на земельный участок, постановка данного земельного участка (участков) на кадастровый учет имеет временный характер.
Лесной кодекс Российской Федерации требует осуществлять государственную регистрацию прав на лесные участки и сделок с ним в соответствии с Федеральным законом № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Данная норма предполагает корректирование, а отнюдь не кардинальный пересмотр правового регулирования отношений, связанных с признанием и подтверждением государством возникновения, ограничения (обременения), прекращения прав на лесные участки.
Впервые необходимость осуществления указанной государственной регистрации была предусмотрена в Лесном кодексе 1997 г. Этим законодательным актом устанавливалось, что государственной регистрации подлежат договоры аренды, безвозмездного пользования и концессии участков лесного фонда.
Правовую основу государственной регистрации прав на участки лесного фонда и сделок с ним составляли:
Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним »;
Постановление Правительства Российской Федерации от.18.02.1998 № 219 «Об утверждении правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
Приказ Министерства юстиции Российской Федерации 23.01.2002 № 18 «Об утверждении инструкции о порядке государственной регистрации договоров аренды, безвозмездного пользования, концессии участков лесного фонда (леса) и прав на участки лесного фонда (леса)» (утратил силу).
Главной особенностью государственной регистрации прав на участки лесного фонда и сделок с ними являлось то, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним они отграничивались от земельных участков.
Такой подход соответствовал идеологии действующего в тот период лесного законодательства. Разница между земельным участком и участком лесного фонда, например, выражалась в том, что неодинаково проводился государственный учет данных участков. В связи с этим при государственной регистрации прав на земельные участки и сделок с ними требовалось представить кадастровый план земельного участка, подготавливаемый в результате проведения государственного кадастрового учета земельного участка. Что касается участка лесного фонда, то представлялся лесной план, а также документ, содержащий описание участка.
Установлено, что право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними.
Внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей о праве собственности Российской Федерации на лесные участки , об ограничениях (обременениях) этого права и о сделках с ними осуществляется на основании заявлений заинтересованных лиц и документов, ранее предоставленных для государственной регистрации этого права, этих ограничений (обременений) прав на участки лесного фонда и сделок с ними и, помещенных в дела, правоустанавливающих документов.
Государственная регистрация договоров аренды лесных участков и договоров безвозмездного срочного пользования лесными участками в составе земель лесного фонда приведенных в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, осуществляется без представления кадастровых планов или кадастровых паспортов лесных участков (при условии, что государственный кадастровый учет таких лесных участков не проводился).
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке,, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшем в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
свидетельства о праве на наследство;
судебные акты, вступившие в законную силу;
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав, служат кадастровый план земельного участка, план участка недр и (или) план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера. Представление кадастрового плана земельного участка не требуется, если кадастровый план данного земельного участка ранее уже представляли и он был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.
При государственной регистрации прав возможно осуществление процедуры приостановления и отказа в регистрации прав.
Государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Заявители вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности указанных в них сведений.
Государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем месяц. Если в течение этого срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать сторонам договора в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов.
Государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на три месяца на основании заявления в письменной форме правообладателя, стороны (сторон) сделки либо уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него надлежаще оформленной доверенности. В заявлении указываются причины, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации прав, и срок, необходимый для такого приостановления. Государственная регистрация прав может быть приостановлена государственным регистратором на срок не более чем месяц на основании заявления в письменной форме одной из сторон договора о возврате документов без проведения государственной регистрации прав в случае, если другая сторона договора не обращалась с указанным заявлением. Если в течение этого срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать сторонам договора в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов.
В порядке, установленном законодательством, государственная регистрация прав может быть приостановлена на основании определения или решения суда. Приостановление государственной регистрации прав сопровождается внесением соответствующей отметки в Единый государственный реестр прав.
Если в течение срока, установленного для рассмотрения заявления о государственной регистрации сделки и (или) перехода права, но до внесения записи в Единый государственный реестр прав или принятия решения об отказе в государственной регистрации прав в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, поступит решение (определение, постановление) о наложении ареста на объект недвижимого имущества или запрета совершать определенные действия с объектом недвижимого имущества либо об избрании в качестве меры пресечения залога, государственная регистрация прав приостанавливается до снятия ареста или запрета, возврата залога залогодателю или до решения вопроса об обращении залога в доход государства в порядке, установленном законодательством.28
Регистратор обязан в срок не более чем пять рабочих дней со дня приостановления государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях приостановления государственной регистрации прав.
В государственной регистрации прав может быть отказано:
право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом;
с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;
документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;
лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;
лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;
правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;
правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества;
не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав;
имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
При принятии решения об отказе в государственной регистрации прав заявителю в письменной форме в срок не более 5 дней после окончания срока, установленного для рассмотрения, направляют сообщение о причине отказа и копию указанного сообщения помещают в дело правоустанавливающих документов. Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суде, арбитражном суде.
До внесения в Единый государственный реестр прав записи о сделке, о праве или об ограничении (обременении) права либо до принятия решения об отказе в государственной регистрации права рассмотрение заявления (заявлений) о государственной регистрации права и иных представленных на государственную регистрацию прав документов может быть прекращено на основании заявлений сторон договора. Государственный регистратор обязан в письменной форме уведомить заявителей о прекращении государственной регистрации права с указанием даты принятия решения о прекращении государственной регистрации права.
При отказе в государственной регистрации права внесенную плату за государственную регистрацию права не возвращают. При прекращении государственной регистрации прав на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращают половину суммы, внесенной в виде платы за государственную регистрацию прав.
При регистрации прав на лесные участки Бельского района основной причиной приостановок являлось наложение участков – образуемого участка леса и участка, уже внесенного в реестр государственного кадастра недвижимости.
Причинами отказов в государственной регистрации права на лесные участки Бельского района являются:
- Оформление межевого плана;
- Кадастровые ошибки (наложение участков – образуемого участка леса и участка, уже внесенного в реестр государственного кадастра недвижимости);
- Двойной учет кадастровых номеров.
- Глава 1. Порядок перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда………………………………………………………………………...9
- Глава 1. Теоретические и правовые основы процесса перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда
- 1.1 Общие сведения о землях сельскохозяйственного назначения
- 1.2 Организационно-правовые основы перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли других категорий
- 1.3 Правовой режим земель лесного фонда
- Глава 2. Природные и социально-экономические условия Бельского района
- 2.1 Природные и экологические условия
- 2.2 Социально-экономические условия
- 2.3 Земельный фонд Бельского района и перспективы его использования
- 2.4 Нормативно-правовая база перевода лесных участков земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда в Бельском районе
- Глава 3. Основные материалы, используемые при межевании земельных участков, занятых лесами
- 3.1 Использование материалов лесоустройства
- 3.2 Проект землеустройства (перераспределения земель)
- 3.3 Материалы кадастрового зонирования территории
- 3.4 Кадастровый план территории
- 2.1 Штриховые светокопии на жесткой основе масштаба 1:10000 и ортофотопланы
- Глава 4. Межевание лесных участков, в границах спк «им. Королева» Бельского района для постановки на кадастровый учет
- 4.1 Межевание земель и требования к межевому плану
- 4.2 Подготовительные работы при межевании лесных участков, в границах спк «им. Королева» Бельского района
- 4.3 Камеральные работы при межевании лесных участков, в границах спк «им. Королева» Бельского района
- 4.4 Формирование межевого плана лесных участков, в границах спк «им. Королева» Бельского района
- Глава 5. Кадастровый учет и регистрация лесных участков Бельского района
- 5.1 Постановка на государственный кадастровый учет лесных участков
- 5.2 Кадастровый паспорт участка
- 5.3 Государственная регистрация прав на лесные участки Бельского района
- Глава 6. Безопасность жизнедеятельности
- 6.1 Законодательные акты об охране труда
- 6.2 Техника безопасности при камеральных работах
- 6.3 Техника безопасности при работе с компьютером
- 6.4 Требования безопасности в аварийных ситуациях