5.1 Постановка на государственный кадастровый учет лесных участков
Первые нормативно-правовые акты, в которых было начато формирование законодательной базы единой системы и технологии ведения государственной регистрации и кадастрового учета земель в Российской Федерации были приняты в 60 – 70-х годах ХХ века. В 90-х годах для юридического закрепления создаваемых объектов земельных отношений постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. были утверждены формы актов, удостоверяющих права собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования, которые были разными для граждан и для предприятий, учреждений, организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств.
В этот период активно совершенствовался Государственный земельный кадастр, расширялись его функции в условиях реформирования земельных отношений, что было отражено в законодательных и директивных документах, в мероприятиях по их реализации. Так, 25 августа 1992 г. постановлением Правительства РФ «О совершенствовании ведения Государственного земельного кадастра» был установлен перечень обязательных сведений о правовом положении земельных участков, определены принципы учета количества и качества земель, предложены методы оценки земель различного назначения и виды земельно-кадастровой документации.
В 1996 г. была принята Федеральная целевая программа «Создание единой автоматизированной системы ведения Государственного земельного кадастра» на 1996 – 2000 гг., которая была затем продлена до 2001 г. Основной итог выполнения данной Программы – создание автоматизированной системы ведения Государственного земельного кадастра по единой методике и технологии в соответствии с нормами российского законодательства, в том числе в области формирования земельно-учетных данных.
В 2002 г. в Российской Федерации начали формировать автоматизированную систему государственного кадастрового учета объектов недвижимого имущества. Одновременно с принятием Земельного кодекса РФ постановлением Правительства РФ (2001 г.) была утверждена новая Федеральная целевая программа «Создание автоматизированной системы ведения Государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 – 2007 годы)», которая является логическим продолжением Федеральной программы на 1996 – 2001 гг. К новой Программе добавлена программа государственного учета объектов недвижимости.
Цель этой Программы – создание автоматизированной системы ведения Государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, обеспечивающей реализацию государственной политики в области эффективного использования земли и иной недвижимости, вовлечения их в гражданский оборот и стимулирования инвестиционной деятельности на рынке недвижимости в целях удовлетворения потребностей общества и граждан.
В результате реализации данной Программы будет сформирована информационная база, обеспечивающая процесс регулирования общественных отношений в сфере недвижимости, при которой вся информация о недвижимом имуществе будет предоставлена в виде единого банка данных – Государственного кадастра недвижимости.
Формируемый Государственный кадастр недвижимости во многом должен опираться на нормативно – правовую и организационно – технологическую основу Государственного земельного кадастра. Это связано с тем, что все объекты недвижимого имущества, находящиеся под и над поверхностью земли, привязаны к земельному участку и идентифицированы кадастровым номером земельного участка. Кроме того, в отличие от других государственных и ведомственных кадастров и реестров земельный кадастр имеет своим объектом земельный фонд страны, т. е. охватывает всю территорию Российской Федерации независимо от ведомственной принадлежности и форм прав на конкретные земельные участки.
Поэтому Государственный кадастр недвижимости - это систематизированный свод документов и сведений на бумажных и электронных носителях, получаемых в результате Государственного кадастрового учета, включающий в себя сведения о территории Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований и территориальных зонах, являющийся федеральным государственным информационном ресурсом.
Государственный кадастровый учет - это юридический акт признания государством вновь созданного (образованного) недвижимого имущества объектом кадастрового учета и подтверждения его существования с характеристиками, отраженными в Государственном кадастре недвижимости.
В Государственном кадастре недвижимости должны содержаться сведения: об объектах учета; о территории Российской Федерации; территориях субъектов Российской Федерации; территориях муниципальных образований; территориальных зонах.
Сведения об объектах вносят по результатам проведения государственного кадастрового учета, а также по результатам учета недвижимого имущества в целях налогообложения.
Законодательно под кадастровым учётом понимается государственный учет, основным предметом которого выступают специфические объекты. Кадастровый учёт по большей части применяется к таким объектам, как земля, недра, воздушное пространство, радиочастотный спектр и недвижимое имущество.
Кадастровый учёт осуществляется в соответствии с федеральным законом «О государственном земельном кадастре». В данном нормативно-правовом акте выделяется понятие «государственный земельный кадастр». Под этой дефиницией понимается источник обмена информацией при проведении государственной регистрации недвижимости, специальной регистрации или осуществления учета недвижимого имущества, различных природных ресурсов и других объектов, которые подлежат обязательной государственной регистрации или учету в рамках законодательства Российской Федерации.
Вся информация о правах на землю и их ограничениях вносится в Единый государственный реестр земель. Основанием для внесения изменения в Единый государственный реестр земель являются сведения, поступающие из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Кадастровым учётом занимаются управомоченные лица (кадастровые инженеры). Кадастровая деятельность распространяется в отношении недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ. Деятельность кадастровых инженеров включает работы, в процессе которых осуществляется подготовка документов, содержащих необходимую информацию для проведения кадастрового учёта недвижимого имущества.
В основе правового регулирования кадастровых правоотношений заложена система нормативно-правовых актов: Конституция Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и другие федеральные законы и соответствующие им нормативные правовые акты Российской Федерации.
Для проведения кадастрового учёта и внесения сведений в государственный кадастр недвижимости создана Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
В основе проведения государственного кадастра недвижимости заложены принципы единой технологии его осуществления на всей территории России, общедоступность и непрерывность актуализации содержащейся в кадастре информации, соответствие кадастровых сведений со сведениями, заложенными в иных информационных ресурсах Российской федерации.
Информация, находящаяся в государственном кадастре недвижимости подлежит обязательному хранению. Уничтожение и изъятие из этих сведения каких-либо частей запрещено законодательством.
Одной из важнейших и сложных задач, решаемых лесной службой, является постановка на кадастровый учет лесных участков, где важным является определение границ. Данная процедура выявила огромное количество спорных ситуаций. Основная их часть порождена наличием недостаточной точности данных либо в кадастре недвижимости, либо в лесных картографических материалах. Это тормозит процесс постановки лесных участков на кадастровый учет.
Сложившаяся ситуация требует изменения процедуры постановки на кадастровый учет земель лесного фонда, так как эти земли принадлежат Российской Федерации на праве собственности и занимают две трети нашего государства. А ведь на лесных землях ведутся добыча нефти, газа и других очень ценных ископаемых. Кроме того, на них закладываются магистральные трубопроводы, строятся магистральные дороги, линии электропередачи и другие линейные сооружения. А без кадастра и регистрации прав это делать невозможно, как и без лесоустройства невозможно ведение самого кадастра.
Государственный лесной реестр заполняется при государственном учете лесных участков в составе земель лесного фонда органами государственной власти в пределах их полномочий по внесению в данный реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, указанными в ч. 1 ст. 69 Лесного кодекса РФ.22 Порядок проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Лесным кодексом РФ, при проведении государственного кадастрового учета следует руководствоваться Федеральным законом № 221-ФЗ и подзаконными актами в сфере ведения государственного кадастра недвижимости. И если при государственном учете ведение лесного реестра основывается на описании лесного участка как объекта природы, то при кадастровом учете - только как объекта недвижимого имущества.
Внесение сведений о лесном участке в государственный кадастр недвижимости имеет большое юридическое значение.
С 1 января 2010 г. земельный участок в составе земель лесного фонда может быть предоставлен только после постановки на кадастровый учет.
Технологически процедура внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений о лесных участках идентична процедуре учета любого иного земельного участка.
До обращения в орган кадастрового учета следует определить границы лесного участка в соответствии с земельным законодательством: с использованием материалов межевания или иной землеустроительной документации либо материалов лесоустройства.
Определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, населенных пунктов, особо охраняемых природных территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству и землеустройству.
В настоящее время значительные площади лесных земель, находящиеся в государственной собственности и предоставленные когда-то сельскохозяйственным предприятиям за границами поселений на праве постоянного (бессрочного) пользования, входят в состав категории земель сельскохозяйственного назначения и поставлены в этом статусе на кадастровый учет.
Проектирование лесных участков осуществляется в ходе проведения лесоустройства.23 При проектировании осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади, определенных по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков).24
Границы лесных участков, смежных с земельными участками, границы которых определяются в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.06.2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве», устанавливаются в соответствии с земельным законодательством. Границы иных лесных участков определяются с точностью соответствующего масштаба дежурной кадастровой карты с использованием материалов лесоустройства. Документы о межевании земельного участка оформляются с учетом лесоустройства в соответствии с приказом Росземкадастра от 02.10.2002 г. № П/327.
При этом в документах о межевании земельного участка должны быть указаны реквизиты утвержденной проектной документации лесоустройства.
В соответствии с п.2 ст. 17 Федерального закона «О государственном земельном кадастре» (в редакции Федерального закона от 04.12.2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации») материалы лесоустройства, также как материалы иных обследований и изысканий, могут являться основанием для внесения в документы государственного земельного кадастра сведений о земельном участке.
На основании материалов лесоустройства в Единый государственный реестр земель вносятся сведения о количественных, качественных, экономических и иных характеристиках земельного участка, например, сведения о виде разрешенного использования, установленного в соответствии с лесохозяйственным регламентом.
- Глава 1. Порядок перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда………………………………………………………………………...9
- Глава 1. Теоретические и правовые основы процесса перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда
- 1.1 Общие сведения о землях сельскохозяйственного назначения
- 1.2 Организационно-правовые основы перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли других категорий
- 1.3 Правовой режим земель лесного фонда
- Глава 2. Природные и социально-экономические условия Бельского района
- 2.1 Природные и экологические условия
- 2.2 Социально-экономические условия
- 2.3 Земельный фонд Бельского района и перспективы его использования
- 2.4 Нормативно-правовая база перевода лесных участков земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда в Бельском районе
- Глава 3. Основные материалы, используемые при межевании земельных участков, занятых лесами
- 3.1 Использование материалов лесоустройства
- 3.2 Проект землеустройства (перераспределения земель)
- 3.3 Материалы кадастрового зонирования территории
- 3.4 Кадастровый план территории
- 2.1 Штриховые светокопии на жесткой основе масштаба 1:10000 и ортофотопланы
- Глава 4. Межевание лесных участков, в границах спк «им. Королева» Бельского района для постановки на кадастровый учет
- 4.1 Межевание земель и требования к межевому плану
- 4.2 Подготовительные работы при межевании лесных участков, в границах спк «им. Королева» Бельского района
- 4.3 Камеральные работы при межевании лесных участков, в границах спк «им. Королева» Бельского района
- 4.4 Формирование межевого плана лесных участков, в границах спк «им. Королева» Бельского района
- Глава 5. Кадастровый учет и регистрация лесных участков Бельского района
- 5.1 Постановка на государственный кадастровый учет лесных участков
- 5.2 Кадастровый паспорт участка
- 5.3 Государственная регистрация прав на лесные участки Бельского района
- Глава 6. Безопасность жизнедеятельности
- 6.1 Законодательные акты об охране труда
- 6.2 Техника безопасности при камеральных работах
- 6.3 Техника безопасности при работе с компьютером
- 6.4 Требования безопасности в аварийных ситуациях