36.Порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта.
Конституция Российской Федерации, а именно часть 1 статьи 65, закрепляет наименование всех субъектов Федерации, исключая «возможность выхода какого бы то ни было субъекта из состава Федерации в одностороннем порядке» Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - 5 изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2006. с. 333. Однако Основной Закон не исключает возможности расширения состава субъектов Федерации, о чем говорится в части 2 статьи 65: «Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляется в порядке, установленном федеральным конституционным законом» Конституция Российской Федерации. Государственные символы России. - Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2006. (Кодексы и законы России) с.20. Анализируя данное положение Конституции, следует отметить, что изменения состава субъектов Российской Федерации осуществляются в соответствии с федеральным конституционным законом, и могут происходить двумя способами:
1) принятие в РФ нового субъекта, что означает присоединение к Российской Федерации иностранного государства, либо его части;
2) образование в составе РФ нового субъекта. В этом случае новый субъект, образуется на территории Российской Федерации, входящей в состав какого-либо одного или нескольких из названных в части 1 статьи 65 Конституции субъектов Федерации.
Очевидно, что изменение состава субъектов Российской Федерации ведет к необходимости внесения изменений в часть 1 статьи 65. Однако «изменить эту статью - значит затронуть один из самых чувствительных нервов российского федерализма, связанных с гарантиями конституционно-правового статуса субъектов Федерации» Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - 5 изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2006. с. 767. Именно с целью законодательного регулирования процесса внесения изменений в статью, определяющую состав Российской Федерации, часть 1 статьи 137 Конституции РФ вводит особый порядок изменения статьи 65 Конституции РФ.
Часть 1 статьи 137 гласит: «Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации» Конституция Российской Федерации. Государственные символы России. - Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2006. (Кодексы и законы России) с.44. Таким образом, часть 1 статьи 137 устанавливает, что статья 65 Конституции РФ может быть изменена только федеральным конституционны законом и только в случаях:
- принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта РФ;
- изменения конституционно-правового статуса субъекта РФ.
Оба этих случая взаимосвязаны, поскольку с образованием в составе РФ нового субъекта меняется как статус вновь образованного субъекта, так и статус тех субъектов, на территории которых произошли данные изменения. Изменение статуса субъектов РФ законодательно закреплено в части 5 статьи 66 Конституции Российской Федерации: «Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом» Конституция Российской Федерации. Государственные символы России. - Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2006. (Кодексы и законы России) с.20. Данная статья, кроме самой возможности изменения конституционно-правового статуса субъектов Федерации, оговаривает и необходимые для этого условия. А именно, наличие соответствующего федерального конституционного закона, а так же согласие на изменение статуса субъекта Федерации, как Российской Федерации, так и самого субъекта.
Проанализировав часть 2 статьи 65, часть 1 статьи 137, а также часть 5 статьи 66 Конституции РФ, я отметила то, что в каждом из данных положений Конституции имеется указание на нормативно-правовой акт, в соответствии с которым могут проходить изменения. Речь идет о федеральном конституционном законе. Конституция закрепляет лишь саму возможность изменения состава и статуса субъектов Российской Федерации, а также внесения изменений в статью, определяющую состав Российской Федерации. Федеральный конституционный закон, в свою очередь, устанавливает механизм названных выше изменений. Такой закон в нашей стране был принят 17 декабря 2001 года «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» Справочно-правовая система «Консультант Плюс»/Законодательство/Правовые акты РФ. Этот нормативно-правовой акт является основополагающим, и уже на базе него принимаются конкретные федеральные конституционные законы, которыми оформляется каждый случай изменения состава Российской Федерации. Примером такого закона может быть федерального конституционного закона от 25 марта 2004 года №1-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» Там же.
3. Порядок принятия в Российскую Федерацию нового субъекта
3.1 Условия принятия в Российскую Федерацию нового субъекта
Принятие нового субъекта в Российскую Федерацию - это один из способов изменения ее субъектного состава. Указанный процесс законодательно регулируется федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 года «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» Справочно-правовая система «Консультант Плюс»/Законодательство/Правовые акты РФ, а также международными договорами Российской Федерации и федеральным конституционным законом о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта.
В соответствии с частью 1 статьи 4 ФКЗ от 17 декабря 2001 года новым субъектом Российской Федерации может стать иностранное государство или его часть. Главным условием принятия в Российскую Федерацию нового субъекта является обоюдное желание Российской Федерации и данного иностранного государства (его части), о чем говорится в части 2 статьи 4 указанного закона. Принятие нового субъекта осуществляется в соответствии с международным договором о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части, заключенным между Российской Федерацией и иностранным государством (его частью). В случае принятия в качестве нового субъекта иностранного государства этому субъекту предоставляется статус республики, если международным договором не предусматривается предоставление ему статуса края или области (ч. 3 ст. 4 ФКЗ от 17 декабря 2001 года). Если же в состав Российской Федерации принимается часть иностранного государства, статус нового субъекта определяется международным договором. В соответствии с указанным международным договором новому субъекту может быть предоставлен статус республики, края, области, автономной области или автономного округа, о чем говорится в части 4 статьи 4 рассматриваемого федерального конституционного закона.
3.2 Международный договор, его значение
Международный договор определяет ни только статус нового субъекта, существует целый перечень вопросов, регулируемых международным договором. Им посвящена статья 7 ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». Помимо статуса нового субъекта, о котором уже шла речь, международным договором определяется наименование нового субъекта РФ, порядок приобретения гражданства Российской Федерации, правопреемство в отношении членства иностранного государства в международных организациях, его имущественных активов и пассивов, действие законодательства Российской Федерации на территории нового субъекта РФ, функционирование органов государственной власти и органов местного самоуправления иностранного государства на территории нового субъекта РФ. Международным договором может устанавливаться также переходный период, в течение которого новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы, и систему органов государственной власти Российской Федерации (пункт 2 статьи 7 ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»).
3.3 Ратификация международного договора
После подписания международного договора Президент РФ обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ данного международного договора, затем, в случае если Конституционный Суд признает международный договор соответствующим Конституции, он вносится Президентом РФ на ратификацию в Государственную Думу (пункт 1 статьи 8 ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»). «В соответствии с Конституцией Российской Федерации ратификация международных договоров Российской Федерации осуществляется в форме федерального закона». Процесс рассмотрения предложения о ратификации международного договора «включает в себя:
1) предварительное обсуждение в комитетах и комиссиях Государственной Думы, в том числе с участием уполномоченных Президентом РФ представителей;
2) проведение парламентских слушаний;
3) привлечение экспертов;
4) создание необходимых комиссий».
Принятый Государственной Думой федеральный закон о ратификации международного договора Российской Федерации подлежат в соответствии со статьей 106 Конституции обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Принятый Федеральным Собранием Российской Федерации федеральный закон о ратификации международного договора Российской Федерации направляется Президенту РФ для подписания и обнародования (пункт 2 статьи 17 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации).
3.4 Проект федерального конституционного закона, его содержание, порядок принятия
Проект федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта, согласно пункту 2 статьи 8 ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», вносится на рассмотрение в Государственную Думу одновременно с международным договором. Проект данного закона должен содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта, а также заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки, в течение которых новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации и другие положения, вытекающие из международного договора и протоколов к нему (пункт 3 статьи 8 ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»).
Процесс принятия и вступления в силу федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта регулируется статьей 9 ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». Так в пункте 2 указанной статьи говорится, что федеральный конституционный закон о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта принимается палатами Федерального Собрания в соответствии со статьей 108 Конституции РФ: «Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы» Конституция Российской Федерации. Государственные символы России. - Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2006. (Кодексы и законы России) с.35. В пункте 3 рассматриваемой статьи ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» указано, что федеральный конституционный закон о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта вступает в силу не ранее, чем международный договор вступит в силу и для Российской Федерации и для иностранного государства.
4. Порядок образования в составе Российской Федерации нового субъекта
4.1 Условия образования в составе РФ нового субъекта
Образование в составе Российской Федерации нового субъекта - это второй способ изменения ее субъектного состава. Данный процесс, так же как и принятие в состав Российской Федерации нового субъекта, законодательно регулируется федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 года «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» Справочно-правовая система «Консультант Плюс»/Законодательство/Правовые акты РФ, а также федеральным конституционным законом об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта.
Условия, при которых в составе Российской Федерации может образоваться новый субъект, обозначены в статье 5 указанного выше ФКЗ. Основным условием является объединение двух и более субъектов. «Тем самым такая единственная форма образования нового субъекта исключает возможность применения других форм (разделение, выделение) образования новых субъектов и направлена лишь на укрупнение субъектов РФ» Безруков А.В. Образование нового субъекта РФ: Пермский опыт и перспективы Красноярского края // Конституционное и муниципальное право. 2005. №5 с.42. Впрочем, для нашей страны, как мне кажется, определенный законом единственный способ образования нового субъекта является оптимальным, о чем уже шла речь в главе 1.
В статье 5 отмечено так же, что образование нового субъекта в составе Российской Федерации может повлечь за собой прекращение существования субъектов, территории которых объединились.
Важно так же отметить, что изменение наименования субъекта не является условием, при котором в составе Российской Федерации образуется новый субъект, о чем сказано в пункте 3 статьи 5 рассматриваемого федерального конституционного закона.
4.2 Порядок выдвижения инициативы образования в составе РФ нового субъекта
Инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта, как сказано в пункте 1 статьи 10 федерального конституционного закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», принадлежит субъектам РФ, на территориях которых образуется новый субъект РФ. Примером такой инициативы может быть подписание в Кудымкаре главой Коми-Пермяцкого автономного округа и губернатором Пермской области Договора «О согласованных действиях по образованию нового субъекта Российской Федерации путем объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа»Михайлова Н.А., Парамонов А.Р. Развитие федерализма. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта: теория и практика // Интернет: http://www.ilpp.ru/5591726531 . Затем, в соответствии с пунктом 2 статьи 10 рассматриваемого закона, Президенту РФ направляется совместное предложение законодательных (представительных) органов и руководителей высших исполнительных органов государственной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта. Предложение должно быть обосновано и содержать предполагаемые наименование, статус, границы нового субъекта, прогноз социально-экономических и других последствий образования в составе Российской Федерации нового субъекта. Кроме того, представляются следующие сопроводительные материалы:
- предложения о правопреемстве нового субъекта в отношении собственности субъектов Федерации, на территории которых образуется новый субъект;
- предложения о внесении изменений в федеральный бюджет на текущий год, либо проект федерального бюджета на следующий год - в зависимости от того требует образование нового субъекта Российской Федерации перераспределения бюджетных средств текущего года или нет;
- предложения о функционировании на территории нового субъекта Российской Федерации государственных органов, организаций заинтересованных субъектов; предложения о формировании органов государственной власти нового субъекта РФ;
- предложения о действии законов, нормативно-правовых актов заинтересованных субъектов Российской Федерации на территории нового субъекта РФ;
- сведения о предполагаемых сроках проведения референдумов в заинтересованных субъектах для рассмотрения вопроса об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта с согласованной формулировкой выносимого на них вопроса.
Так, возвращаясь к опыту образования Пермского края, в феврале 2003 года Президенту РФ Владимиру Владимировичу Путину было направлено письмо о необходимости федеральной поддержки процесса объединения субъектов Российской Федерации, подписанное главами субъектов и председателями представительных органов власти Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Михайлова Н.А., Парамонов А.Р. Развитие федерализма. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта: теория и практика // Интернет: http://www.ilpp.ru/5591726531 В качестве сопроводительных материалов Президенту были представлены Договор от 17 февраля 2003 года «О согласованных действиях по образованию нового субъекта Российской Федерации путем объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» и Меморандум «Об образовании нового субъекта Российской Федерации путем объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа». Данные документы важны как прецедентный источник решения в будущем вопроса об объединении любых других субъектов Российской Федерации.
«В указанных документах было закреплено решение основных проблемных вопросов объединения следующим образом:
1) объединение субъектов носит добровольный характер;
2) новый объединенный субъект становится правопреемником Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в отношении их собственности, отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, другими субъектами Российской Федерации;
3) нормативные правовые акты Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа будут действовать на территории нового субъекта в части, не противоречащей его новому уставу;
4) предметы ведения и полномочия органов государственной власти Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа перейдут новому субъекту;
5) территорию нового субъекта составят объединенные территории Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа;
6) первое высшее должностное лицо (губернатор) и первый законодательный (представительный) орган государственной власти нового субъекта будут избраны сроком на пять лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;
7) процесс объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа не предполагает досрочного прекращения полномочий глав администраций и законодательных собраний объединяемых субъектов;
8) статусом нового субъекта является область в составе Российской Федерации;
9) предусматривается, что в г. Кудымкаре (столица Коми-Пермяцкого автономного округа) должны функционировать отдельные структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации;
10) в Федеральном Собрании на переходный период сохраняется представительство населения Коми-Пермяцкого автономного округа;
11) законодательный (представительный) орган нового субъекта должен формироваться способом, гарантирующим обеспечение соблюдения представительства населения Коми-Пермяцкого автономного округа» Михайлова Н.А., Парамонов А.Р. Развитие федерализма. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта: теория и практика // Интернет: http://www.ilpp.ru/5591726531.
4.3 Порядок проведения референдумов по вопросу образования нового субъекта в составе РФ
В случае поддержки Президентом РФ инициативы заинтересованных субъектов вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта подлежит вынесению на референдумы субъектов РФ, на территории которых образуется новый субъект Федерации, что установлено пунктом 1 статьи 11 федерального конституционного закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».
Назначение, подготовка и проведение референдумов по вопросу об образовании в составе РФ нового субъекта осуществляются в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 года «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», федеральными законами, а также законами заинтересованных субъектов Российской Федерации о референдуме.
Основные принципы проведения референдума сформулированы в статье 3 федерального закона от 12 июня 2002 года «Об общих гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Справочно-правовая система «Консультант Плюс»/Законодательство/Правовые акты РФ. Так пункт 2 статьи 3, а так же пункт 1 статьи 5, статьи 6 и 7 указанного выше федерального закона устанавливает, что участие граждан в референдуме осуществляется на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Голосовать на референдуме, а также участвовать в его подготовке и проведении вправе гражданин РФ, достигший 18 лет (п. 1 ст. 4), независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств (п. 2 ст. 4). Исключением являются граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (п. 3 ст. 4). Участие граждан в референдуме свободно и добровольно (п. 3 ст. 3). Граждане, проживающие за пределами РФ, обладают в полном объеме правом на участие в референдуме (п. 4 ст. 3). Референдумы организуют и проводят комиссии, и чье-либо вмешательство в их деятельность не допускается (п. 7 ст. 3). Деятельность комиссий при подготовке и проведении референдума, определении результатов референдума осуществляется гласно и открыто (п. 5 ст. 3). Референдумы по вопросу объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа был проведен 7 декабря 2003 года (в каждом субъекте по отдельности).
Ситуации, когда в одном или нескольких заинтересованных субъектах референдум признан несостоявшимся или его результаты недействительными, регулируются пунктом 1.3 статьи 11 федерального конституционного закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». В таких случаях, если в остальных заинтересованных субъекты вопрос референдума решился положительно, в течение 45 дней проводится повторное голосование. Если же вопрос референдума не получил одобрения хотя бы одного из заинтересованных субъектов, повторная инициатива тех де заинтересованных субъектов может быть выдвинута не ранее чем через год (п. 3 ст. 11 указанного выше ФКЗ).
4.4 Проект федерального конституционного закона об образовании в составе РФ нового субъекта Федерации
В случае если на референдумах были приняты соответствующие решения об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта, Президент РФ может внести на рассмотрению в Государственную Думу проект федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта, о чем сказано в пункте 1 статьи 12 федерального конституционного закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».
Проект федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта должен содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта РФ, положения о прекращении существования заинтересованных субъектов РФ (в случае действия п. 2 ст. 5 настоящего ФКЗ). Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 12, проект федерального конституционного закона должен содержать заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки для урегулирования вопросов формирования органов государственной власти нового субъекта РФ, функционирования на территории нового субъекта территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, федеральных судов, государственных органов и организаций заинтересованных субъектов РФ. Также в заключительных и переходных положениях регулируются вопросы правопреемства нового субъекта РФ в отношении собственности заинтересованных субъектов РФ в отношениях с органами государственной власти РФ, другими субъектами Федерации, иностранными государствами и международными организациями; вопросы внесения изменений и дополнений в федеральный бюджет на текущий год, если это необходимо, и действия законов, нормативных правовых актов заинтересованных субъектов РФ на территории нового субъекта Федерации.
В соответствии со статьей 13 федерального конституционного закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», пунктом 2 статьи 108 Конституции Конституция Российской Федерации. Государственные символы России. - Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2006. (Кодексы и законы России) с.35 Российской Федерации федеральный конституционный закон об образовании нового субъекта Российской Федерации считается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней подписывается Президентом Российской Федерации и обнародуется.
В соответствии с указанными нормами 25 марта 2004 года был принят Федеральный конституционный закон «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа».
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Понятие и предмет конституционного права России как ведущей отрасли российского права. Методы конституционно-правового регулирования и их специфика.
- 5.Предмет, методы, система и источники науки конституционного права России.
- 6.Конституция Российской Федерации: понятие, структура, функции и юридические свойства.
- 7.Формы и механизмы реализации Конституции Российской Федерации.
- 8. Конституционно – правовая ответственность: понятие, основания, субъекты, виды санкций.
- 9.Понятие и содержания конституционного строя Российской Федерации и его основ.
- 10.Суверинитет Российской Федерации, суверенитет народа России, право народов России на самоопределении: понятие и соотношение.
- 11. Конституционное понятие социального государства.
- 12.Гражданское общество: понятие, сущность, структура конституционные основы построения в рф. Гражданское общество и правовое государство.
- 17. Понятие и формы народовластия в России. Соотношение непосредственной и представительной демократии.
- 18.Референдум в системе прямого народовластия: понятие, виды, правовое регулирование подготовки и проведения.
- 19.Отзыв депутатов и выборных должностных лиц как институт непосредственной демократии.
- 20.Законодательные основы организации публичных мероприятий в Российской Федерации.
- 21.Конституционно-правовой статус личности в России.
- 22.Понятие и принципы гражданства России
- 23.Приобретение и прекращение российского гражданства: понятие, основания, порядок.
- 24.Конституционно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. Политическое убежище.
- 25.Понятие и классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина в России.
- 26.Личные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.
- 27.Политические права и свободы гражданина в Российской Федерации.
- 28.Социальные, экономические и культурные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.
- 29.Юридические формы защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
- 30.Конституционные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации.
- 31. Ограничение прав и свобод человека и гражданина в условиях военного либо чрезвычайного положения.
- 32.Понятие и принципы федеративного устройства России.
- 33.Конституционно-правовой статус Российской Федерации.
- 34.Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.
- 35.Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации.
- 36.Порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта.
- 37.Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
- 40.Понятие государственной власти в Российской Федерации.
- 41.Правовая природа власти Президента Российской Федерации.
- 42.Порядок выборов и вступления в должность Президента Российской Федерации.
- 43.Компетенция и правовые акты Президента Российской Федерации.
- 44.Администрация Президента Российской Федерации. Полномочные представители Президента Российской Федерации. Совещательно-консультативные органы при Президенте Российской Федерации.
- 2. Место Президента рф в системе государственных органов.
- 3. Функции Президента рф.
- 4. Основные полномочия Президента рф.
- 5. Акты Президента рф.
- 6. Неприкосновенность Президента рф.
- 2. Полномочия Президента по формированию других органов федеральной власти:
- 3. Полномочия Президента в сфере военного командования и военного строительства:
- 4. Полномочия Президента в области внешнеполитической деятельности:
- 5. Полномочия по нормотворчеству и утверждению законов:
- 6. Полномочия Президента рф в сфере охраны общественного порядка, обеспечения прав и свобод граждан:
- 45.Совет Федерации Федерального Собрания: порядок формирования, структура, компетенция.
- 46.Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: порядок выборов, структура, основания и порядок роспуска.
- 47.Компетенция Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
- 48.Федеральный законодательный процесс.
- 49.Правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
- 50.Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
- 51.Правительство Российской Федерации: состав, порядок формирования, компетенция.
- 1. С Федеральным собранием:
- 2. С Президентом:
- 3. С органами судебной власти и органами прокурорского надзора:
- 52.Система федеральных органов исполнительной власти.
- 53.Порядок наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов Российской Федерации.
- 54.Судебная система Российской Федерации.
- 1. Судебная власть.
- 2. Судебная система.
- 3. Единство судебной системы рф.
- 4. Назначение судей.
- 5. Конституционный Суд рф и конституционные (уставные) суды субъектов рф.
- 6. Верховный Суд.
- 7. Суды общей юрисдикции основного и среднего звена.
- 8. Военные суды.
- 9. Мировые судьи.
- 10. Арбитражные суды.
- 55.Конституционные принципы правосудия в Российской Федерации.
- 56.Конституционный Суд Российской Федерации: состав, структура, компетенция.
- 57.Решения Конституционного Суда Российской Федерации: виды, порядок принятия, юридическая сила.
- 58.Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации.
- 59.Понятие избирательной системы и избирательного права в Российской Федерации. Принципы избирательного права.
- 60.Избирательный процесс в Российской Федерации: понятие, структура, стадии.
- 61.Избирательные комиссии в Российской Федерации: система, порядок формирования, статус, компетенция.
- 2. Непосредственные участники избирательной кампании:
- 3. По характеру избирательных округов:
- 4. По мандатности:
- 62.Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации, внесение в нее изменений и поправок.