48.Федеральный законодательный процесс.
Законодательный процесс в РФ – это совокупность определенных действий Федерального Собрания РФ, направленных на принятие нормативно-правовых актов.
Стадии законодательного процесса: 1) законодательная инициатива; 2) предварительное рассмотрение законопроектов; 3) рассмотрение законопроекта в Государственной Думе; 4) принятие закона; 5) рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации; 6) подписание Президентом РФ и обнародование закона.
Существует особая стадия законотворческого процесса – преодоление разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой РФ. Эта стадия не всегда присутствует в законотворческом процессе, а только в случае возникновения таких разногласий по содержанию текста закона.
Правом законодательной инициативы обладают субъекты, перечисленные в Конституции РФ. Все субъекты законодательной инициативы в Федеральное Собрание РФ вправе вносить законопроекты по вопросам, относящимся к их ведению, и в пределах своей компетенции. Законопроект считается внесенным в Государственную Думу со дня его регистрации в управлении документационного обеспечения Аппарата Государственной Думы, где заводится электронная регистрационная карта, в которой отражаются все стадии законодательного процесса.
Предварительное рассмотрение законопроекта в Государственной Думе начинается по истечении 14 дней. Предварительное рассмотрение законопроекта осуществляется специальным комитетом по рассмотрению законопроекта. На этой стадии законопроект должен пройти правовую экспертизу.
После предварительного рассмотрения законопроект представляется в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение Думы не позднее чем за 14 дней.
Рассмотрение законопроекта может проходить в трех чтениях. Законопроект может быть принят в первом же чтении, только если не возникает никаких разногласий по тексту законопроекта. В противном случае должна быть проведена процедура урегулирования разногласий.
После прохождения всех согласительных процедур (либо при их отсутствии после первого же чтения) законопроект должен быть принят. С этого момента законопроект считается федеральным законом.
Федеральный закон, принятый Государственной Думой, не может быть подписан Президентом РФ и обнародован, если не был одобрен Советом Федерации.
Одобрение Совета Федерации может быть в выраженной (в виде постановления Совета Федерации) и молчаливой формах (в виде отсутствия какого бы то ни было ответа на законопроект в течение 14 дней со дня его поступления на рассмотрение Совета Федерации).
Подписание и обнародование федерального закона, принятого Государственной Думой и одобренного Советом Федерации, осуществляется Президентом РФ в течение 14 дней со дня его поступления.
Президент РФ обладает правом отлагательного вето в отношении поступивших к нему на подпись федеральных законов. Отлагательное вето означает, что Президент РФ обладает не абсолютным правом в отношении воспрепятствования обнародованию «неугодных» федеральных законов, а ограниченным, так как Федеральное Собрание может в установленной форме преодолеть вето Президента РФ (в этом случае Президент обязан подписать закон в течение 7 дней).
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Понятие и предмет конституционного права России как ведущей отрасли российского права. Методы конституционно-правового регулирования и их специфика.
- 5.Предмет, методы, система и источники науки конституционного права России.
- 6.Конституция Российской Федерации: понятие, структура, функции и юридические свойства.
- 7.Формы и механизмы реализации Конституции Российской Федерации.
- 8. Конституционно – правовая ответственность: понятие, основания, субъекты, виды санкций.
- 9.Понятие и содержания конституционного строя Российской Федерации и его основ.
- 10.Суверинитет Российской Федерации, суверенитет народа России, право народов России на самоопределении: понятие и соотношение.
- 11. Конституционное понятие социального государства.
- 12.Гражданское общество: понятие, сущность, структура конституционные основы построения в рф. Гражданское общество и правовое государство.
- 17. Понятие и формы народовластия в России. Соотношение непосредственной и представительной демократии.
- 18.Референдум в системе прямого народовластия: понятие, виды, правовое регулирование подготовки и проведения.
- 19.Отзыв депутатов и выборных должностных лиц как институт непосредственной демократии.
- 20.Законодательные основы организации публичных мероприятий в Российской Федерации.
- 21.Конституционно-правовой статус личности в России.
- 22.Понятие и принципы гражданства России
- 23.Приобретение и прекращение российского гражданства: понятие, основания, порядок.
- 24.Конституционно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. Политическое убежище.
- 25.Понятие и классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина в России.
- 26.Личные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.
- 27.Политические права и свободы гражданина в Российской Федерации.
- 28.Социальные, экономические и культурные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.
- 29.Юридические формы защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
- 30.Конституционные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации.
- 31. Ограничение прав и свобод человека и гражданина в условиях военного либо чрезвычайного положения.
- 32.Понятие и принципы федеративного устройства России.
- 33.Конституционно-правовой статус Российской Федерации.
- 34.Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.
- 35.Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации.
- 36.Порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта.
- 37.Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
- 40.Понятие государственной власти в Российской Федерации.
- 41.Правовая природа власти Президента Российской Федерации.
- 42.Порядок выборов и вступления в должность Президента Российской Федерации.
- 43.Компетенция и правовые акты Президента Российской Федерации.
- 44.Администрация Президента Российской Федерации. Полномочные представители Президента Российской Федерации. Совещательно-консультативные органы при Президенте Российской Федерации.
- 2. Место Президента рф в системе государственных органов.
- 3. Функции Президента рф.
- 4. Основные полномочия Президента рф.
- 5. Акты Президента рф.
- 6. Неприкосновенность Президента рф.
- 2. Полномочия Президента по формированию других органов федеральной власти:
- 3. Полномочия Президента в сфере военного командования и военного строительства:
- 4. Полномочия Президента в области внешнеполитической деятельности:
- 5. Полномочия по нормотворчеству и утверждению законов:
- 6. Полномочия Президента рф в сфере охраны общественного порядка, обеспечения прав и свобод граждан:
- 45.Совет Федерации Федерального Собрания: порядок формирования, структура, компетенция.
- 46.Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: порядок выборов, структура, основания и порядок роспуска.
- 47.Компетенция Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
- 48.Федеральный законодательный процесс.
- 49.Правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
- 50.Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
- 51.Правительство Российской Федерации: состав, порядок формирования, компетенция.
- 1. С Федеральным собранием:
- 2. С Президентом:
- 3. С органами судебной власти и органами прокурорского надзора:
- 52.Система федеральных органов исполнительной власти.
- 53.Порядок наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов Российской Федерации.
- 54.Судебная система Российской Федерации.
- 1. Судебная власть.
- 2. Судебная система.
- 3. Единство судебной системы рф.
- 4. Назначение судей.
- 5. Конституционный Суд рф и конституционные (уставные) суды субъектов рф.
- 6. Верховный Суд.
- 7. Суды общей юрисдикции основного и среднего звена.
- 8. Военные суды.
- 9. Мировые судьи.
- 10. Арбитражные суды.
- 55.Конституционные принципы правосудия в Российской Федерации.
- 56.Конституционный Суд Российской Федерации: состав, структура, компетенция.
- 57.Решения Конституционного Суда Российской Федерации: виды, порядок принятия, юридическая сила.
- 58.Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации.
- 59.Понятие избирательной системы и избирательного права в Российской Федерации. Принципы избирательного права.
- 60.Избирательный процесс в Российской Федерации: понятие, структура, стадии.
- 61.Избирательные комиссии в Российской Федерации: система, порядок формирования, статус, компетенция.
- 2. Непосредственные участники избирательной кампании:
- 3. По характеру избирательных округов:
- 4. По мандатности:
- 62.Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации, внесение в нее изменений и поправок.