6. Неприкосновенность Президента рф.
Президент РФ обладает неприкосновенностью в течение всего срока полномочий. В соответствии с Федеральным законом "О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи" (2001) Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока полномочий, добровольной отставкой или по состоянию здоровья, обладает неприкосновенностью и не может быть привлечён к уголовной или административной ответственности в связи с исполнением им полномочий Президента.
Полномочия Президента РФ
Президент РФ избирается на 4-ре года на основе всеобщего тайного избирательного права. Президентом может быть гражданин РФ (независимо от способа приобретения гражданства), постоянно проживающий на территории РФ не менее 10-ти лет, и достигший 35-го возраста. Однажды на практике возник спорный вопрос - кандидат в президенты должен прожить 10-ть лет в РФ неважно когда, или непосредственно перед избранием? Он был правильно решен - кандидат должен прожить в РФ 10-ть лет непосредственно перед избранием (толкование п.2 ст.81: проживающий, а не проживший 10 лет, следовательно - говорится о настоящем моменте). Одно и тоже лицо не может занимать должность Президента РФ более 2-ух раз подряд. Но если у него будет перерыв, то может опять отбыть два срока. Вопрос о сроках был поставлен еще Хрущевым, о том что высшее партийное должностное лицо не может занимать должность более двух раз подряд, естественно, что партийному руководству данная инициатива не понравилась. Если мы сравним старую Конституцию и новую, то мы не найдём ещё одного ограничения - это высший предел возраста лица, балатирующего на пост Президента РФ, ранее это был предел в 65-ть лет. В нынешней Конституции данного ограничения нет, это связано с известными событиями. Но надо отметить, что сегодня Конституционный Суд признаёт неконституционными законы, в которых содержатся возрастные (верхние) пределы возраста (пример - ФЗ "О высшем образовании"). Избиратели сами должны решать, кандидата какого возраста им выбрать.
Полномочия Президента РФ начинаются с момента его вступления в должность, а вступление в должность олицетворяется принятием Президентом торжественной присяги. Встала проблема, на чём Президенту приносить присягу, сначала хотели ввести американский способ - на Библии (но ведь у нас светское государство), тогда начали предлагать приносить присягу на религиозных книгах всех религий сразу (Коран, Талмуд, Библия и т.д.), прикинули как это всё будет выглядеть, и поэтому решили, что лучше всего будет приносить присягу на Конституции РФ. п.1 ст.82 содержит текст присяги Президента РФ: "..защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства…", по данной трактовке опять же, независимость в суверенитет на включается, тоже самое и относительно безопасности и целостности государства, видимо составители Конституции плохо себе представляли себе, что же такое суверенитет.
Присяга Президента приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда. Возникает вопрос, почему нет судей Высший судов и членов Правительства? Такая идея в проекте действительно была, но её исключили, поскольку Президент РФ должен присягать перед должностными лицами, которые постоянно занимают свою должность, а также потому, что Правительство напрямую зависит от Президента (он его назначает), а вот судей можно было бы всех пригласить. Почему нет представителей местного самоуправления… так как таких представителей очень много и пришлось бы проводить ещё одни выборы - кто поедет на церемонию принятия президентской присяги.
Акты Президента:
а)Указы - могут быть как нормативного, так и индивидуального характера. Указ Президента, который утверждает статус и порядок получения какого-либо ордена или медали, безусловно носит нормативный характер, так как содержит правила многократного характера. Награждение какого-либо лица этим орденом, это уже указ индивидуального характера. Указы Президента издаются в виде отдельных актов. По юридической силе указы Президента РФ идут за федеральными законами и постановлениями палат федерального собрания.
б)Распоряжения - как правило, носят индивидуальный характер. Могут быть либо в виде отдельных актов, либо в виде резолюции на тех или иных документах.
Полномочия Президента можно подразделить на несколько групп:
1. Полномочия Президента как главы государства (уже разобрали, см. выше).
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Понятие и предмет конституционного права России как ведущей отрасли российского права. Методы конституционно-правового регулирования и их специфика.
- 5.Предмет, методы, система и источники науки конституционного права России.
- 6.Конституция Российской Федерации: понятие, структура, функции и юридические свойства.
- 7.Формы и механизмы реализации Конституции Российской Федерации.
- 8. Конституционно – правовая ответственность: понятие, основания, субъекты, виды санкций.
- 9.Понятие и содержания конституционного строя Российской Федерации и его основ.
- 10.Суверинитет Российской Федерации, суверенитет народа России, право народов России на самоопределении: понятие и соотношение.
- 11. Конституционное понятие социального государства.
- 12.Гражданское общество: понятие, сущность, структура конституционные основы построения в рф. Гражданское общество и правовое государство.
- 17. Понятие и формы народовластия в России. Соотношение непосредственной и представительной демократии.
- 18.Референдум в системе прямого народовластия: понятие, виды, правовое регулирование подготовки и проведения.
- 19.Отзыв депутатов и выборных должностных лиц как институт непосредственной демократии.
- 20.Законодательные основы организации публичных мероприятий в Российской Федерации.
- 21.Конституционно-правовой статус личности в России.
- 22.Понятие и принципы гражданства России
- 23.Приобретение и прекращение российского гражданства: понятие, основания, порядок.
- 24.Конституционно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. Политическое убежище.
- 25.Понятие и классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина в России.
- 26.Личные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.
- 27.Политические права и свободы гражданина в Российской Федерации.
- 28.Социальные, экономические и культурные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.
- 29.Юридические формы защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
- 30.Конституционные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации.
- 31. Ограничение прав и свобод человека и гражданина в условиях военного либо чрезвычайного положения.
- 32.Понятие и принципы федеративного устройства России.
- 33.Конституционно-правовой статус Российской Федерации.
- 34.Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.
- 35.Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации.
- 36.Порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта.
- 37.Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
- 40.Понятие государственной власти в Российской Федерации.
- 41.Правовая природа власти Президента Российской Федерации.
- 42.Порядок выборов и вступления в должность Президента Российской Федерации.
- 43.Компетенция и правовые акты Президента Российской Федерации.
- 44.Администрация Президента Российской Федерации. Полномочные представители Президента Российской Федерации. Совещательно-консультативные органы при Президенте Российской Федерации.
- 2. Место Президента рф в системе государственных органов.
- 3. Функции Президента рф.
- 4. Основные полномочия Президента рф.
- 5. Акты Президента рф.
- 6. Неприкосновенность Президента рф.
- 2. Полномочия Президента по формированию других органов федеральной власти:
- 3. Полномочия Президента в сфере военного командования и военного строительства:
- 4. Полномочия Президента в области внешнеполитической деятельности:
- 5. Полномочия по нормотворчеству и утверждению законов:
- 6. Полномочия Президента рф в сфере охраны общественного порядка, обеспечения прав и свобод граждан:
- 45.Совет Федерации Федерального Собрания: порядок формирования, структура, компетенция.
- 46.Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: порядок выборов, структура, основания и порядок роспуска.
- 47.Компетенция Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
- 48.Федеральный законодательный процесс.
- 49.Правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
- 50.Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
- 51.Правительство Российской Федерации: состав, порядок формирования, компетенция.
- 1. С Федеральным собранием:
- 2. С Президентом:
- 3. С органами судебной власти и органами прокурорского надзора:
- 52.Система федеральных органов исполнительной власти.
- 53.Порядок наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов Российской Федерации.
- 54.Судебная система Российской Федерации.
- 1. Судебная власть.
- 2. Судебная система.
- 3. Единство судебной системы рф.
- 4. Назначение судей.
- 5. Конституционный Суд рф и конституционные (уставные) суды субъектов рф.
- 6. Верховный Суд.
- 7. Суды общей юрисдикции основного и среднего звена.
- 8. Военные суды.
- 9. Мировые судьи.
- 10. Арбитражные суды.
- 55.Конституционные принципы правосудия в Российской Федерации.
- 56.Конституционный Суд Российской Федерации: состав, структура, компетенция.
- 57.Решения Конституционного Суда Российской Федерации: виды, порядок принятия, юридическая сила.
- 58.Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации.
- 59.Понятие избирательной системы и избирательного права в Российской Федерации. Принципы избирательного права.
- 60.Избирательный процесс в Российской Федерации: понятие, структура, стадии.
- 61.Избирательные комиссии в Российской Федерации: система, порядок формирования, статус, компетенция.
- 2. Непосредственные участники избирательной кампании:
- 3. По характеру избирательных округов:
- 4. По мандатности:
- 62.Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации, внесение в нее изменений и поправок.