23 Заведомо ложная реклама
Заведомо ложная реклама (ст. 182 УК). Уголовная ответственность наступает за использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ и услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб.
Статья 182 УК, являясь новой по содержанию, продолжает традиции уголовно-правовой охраны интересов потребителя. Ее цель — совершенствование охраны порядка поведения предпринимателей на рынке, установленного законом. Она защищает законные права и интересы потребителей от имеющих особо широкое распространение и профессионально разработанных способов негативного воздействия на их поведение с помощью заведомо ложной информации, которые могут ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу граждан илиюридических лиц, окружающей среде либо могут причинить вред чести, достоинству или деловой репутации указанных, лиц, а также вред общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Социально-поведенчески преступление представляет собой действия, обычно профессиональные, состоящие в создании превратного впечатления о товаре с целью противоправным способом повлиять на поведение покупателей (клиентов).
Под рекламой понимается распространяемая в любой форме с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес физического, юридического лица к этим товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
Заведомо ложной является реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации, и с помощью которой рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель умышленно вводят в заблуждение потребителя рекламы.
По тексту рассматриваемой статьи содержанием заведомо ложной рекламы должна быть информация только относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей(исполнителей, продавцов). Статья не распространяется на социальную и политическую рекламу.
Объективная сторона деяния включает действия по использованию в рекламе заведомо ложной информации о товарах, работах или услугах, их изготовителях, исполнителях, продавцах, распространение рекламных сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, и доведение их до сведения адресата; последствия в виде значительного ущерба и причинную связь между действиями и последствиями.
Преступление является оконченным в момент причинения значительного ущерба.
Значительный ущерб может быть причинен потребителям рекламы или иным лицам, права и интересы которых нарушены в результате заведомо ложной рекламы. Признание ущерба значительным осуществляется судом исходя из объема распространения заведомо ложной информации и нанесенного ею ущерба.
Использование в рекламе заведомо ложной информации заключается в предоставлении заведомо неверных сведений об объекте рекламы, производстве рекламы с такой информацией и ее распространении. Заведомо ложная информация в рекламе может использоваться рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем, которые, являясь независимыми друг от друга лицами, имеют специфические права и обязанности.
В ряде случаев нормативно-правовыми актами устанавливаются особые требования к рекламе отдельных видов товаров, работ или услуг, в частности к рекламе ценных бумаг, когда и если они выступают в качестве товара, а также табачных изделий, алкогольной продукции. Нарушение этих требований, включая непредоставление обязательных сведений либо сообщение запрещенных к использованию в рекламе сведений, может образовывать использование заведомо .ложной информации.
Заведомо ложной является информация, в которой присутствуют не соответствующие действительности фактические данные . о свойствах и качестве товара, работ и услуг, а также об изготовителях (исполнителях, продавцах) и являющиеся существенными в гражданско-правовом смысле.
Перечень сведений, при наличии которых реклама является . недостоверной, приведен в ст. 7 Федерального закона от 18 июля 1995 г. "О рекламе"*. К ним, в частности, относятся: не соответствующие действительности сведения о таких характеристиках товара, как состав, способ и дата изготовления, назначение, потребительские свойства, условия применения, наличие сертификата соответствия, сертификационных знаков и знаков соответствия государственным стандартам, количество, место происхождения; о наличии товара на рынке и возможности его приобретения в указанном объеме, периоде времени и месте и т. д.
* СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2804.
Не является заведомо ложной в смысле данной статьи информация общего оценочного характера, в частности, способствующая реализации товаров, заключению договоров, но не содержащая о них заведомо ложных фактических сведений.
Субъекты преступления — рекламодатели, рекламопроизво-дители, рекламораспространители.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым либо косвенным умыслом. Преступление совершается из корыстной заинтересованности.
Под корыстной заинтересованностью понимается цель получения большой прибыли (дохода) от использования рекламы.
- 1. Общая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности
- 2 Понятие и система хозяйственного правонарушения
- 5 Общая характеристика преступлений в сфере отношений, обеспечивающих свободу и добросовестность конкуренции
- 6 Преступления в сфере финансов
- 7 Общая характеристика преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля
- 9 Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности
- 10 Регистрация незаконных сделок с землей
- 11 Незаконное предпринимательство
- 12 Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции
- 13 Незаконная банковская деятельность
- 14Лжепредпринимательство
- 15 Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем
- 16 Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем
- 17 Незаконное получение кредита
- 18 Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности
- 19 Преступления, связанные с банкротством
- 20 Монополистические действия и ограничение конкуренции
- 21 Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения
- 22 Незаконное использование товарного знака
- 23 Заведомо ложная реклама
- 24 Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну
- 25 Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов
- 26 Преступления на рынке ценных бумаг
- 27 Изготовление и сбыт поддельных денег и ценных бумаг
- 28 Изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов
- 29 Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга
- 30 Нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней
- 31 ????Выявление налоговых преступлений
- 32 Контрабанда
- 33 Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники
- 34 Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран
- 35 Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте
- 36 Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или физического лица
- 37 Нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм
- 38 Обман потребителей