2.3 Особенности взаимодействия органов муниципального самоуправления с Министерством промышленности и транспорта края
Министерство промышленности и транспорта Хабаровского края является органом исполнительной власти Хабаровского края, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере гражданских и оборонных отраслей промышленности, транспорта и дорожного хозяйства.
Деятельность министерства в рамках своих функций и полномочий направлена на повышение эффективности деятельности предприятий гражданских и оборонных отраслей промышленности, удовлетворение потребностей населения и юридических лиц в пассажирских и грузовых перевозках.
Система мер по достижению целей и решению задач сформирована исходя из приоритетов развития Хабаровского края, изложенных:
- в Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 января 2009 г. № 1-пр;
- Основных направлениях деятельности Правительства Хабаровского края на период 2014 - 2018 годов, утвержденных распоряжением Правительства Хабаровского края от 25 февраля 2014 г. № 107-рп;
- в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р;
- в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденных Правительством РФ 14
мая 2015 года.
Развитие и совершенствование транспортной инфраструктуры относится к приоритетам социально-экономического развития Хабаровского края.
Хабаровский край находится на пересечении международных воздушных транспортных коридоров. На территории края эксплуатируется 16 аэродромов различных классов, из них 12 являются аэропортами общего пользования, 4 используются для корпоративных перевозок.
Правительством края совместно с Федеральным агентством воздушного транспорта и ОАО "Хабаровский аэропорт" ведется работа по созданию Дальневосточного авиатранспортного узла на базе аэропорта Хабаровск.
Предприятия местных воздушных линий ОАО "Авиакомпания "Восток" и КГУП "Хабаровские авиалинии" предоставляют весь спектр авиационных услуг.
Основным грузообразующим видом транспорта Хабаровского края является железнодорожный, обеспечивающий почти 59 % грузооборота всех видов транспорта Хабаровского края.
Одной из основных задач развития транспортного комплекса Хабаровского края на долгосрочную перспективу является обеспечение растущих объемов грузоперевозок пропускной способностью железной дороги, особенно в направлении Ванино – Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла.
Одним из приоритетных направлений развития транспортной инфраструктуры на территории края является развитие железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона, в том числе Байкало-Амурской магистрали на подходах к ВСГТУ. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. № 2116-р утвержден паспорт инвестиционного проекта "Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей", реализация которого предусмотрена Федеральной целевой программой "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года". Объем капитальных вложений по проекту составляет 562,43 млрд. рублей, в том числе федеральный бюджет 110,21 млрд. рублей, средства Фонда национального благосостояния 150,00 млрд. рублей, средства ОАО "РЖД" 302,22 млрд. рублей. Фаза строительства 2013 - 2017 годы.
Решением Правительственной комиссии от 28.12.2015 срок реализации проекта продлен до 2019 года, сумма финансирования оптимизирована и составила 554,1 млрд. рублей.
В соответствии с паспортом проекта провозная способность железной дороги на участке Комсомольск-Сортировочный – Ванино должна составить 37,1 млн. тонн грузов в 2017 году.
ОАО "РЖД" при поддержке Инвестиционного фонда Российской Федерации в период с 2008 по 2016 год проведена реконструкция участка Оунэ – Высокогорная со строительством нового Кузнецовского тоннеля на участке Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань.
В период с 2008 по 2016 г. на участке выполнены реконструкция и строительство 16 разъездов, 23 станций, построены двухпутные вставки и вторые пути. В 2012 году с опережением графика строительства завершено сооружение и сдан в постоянную эксплуатацию новый Кузнецовский тоннель вместо запланированного ввода в 2013 году.
Общая сумма по проекту составляет 59,58 млрд.рублей, из них 17,26 млрд.рублей – средства Инвестиционного фонда РФ, 42,32 млрд.рублей – собственные средства ОАО "РЖД".
По состоянию на 01.01.2017 с начала реализации проекта
профинансировано и освоено 56,5 млрд. рублей, из них средства Инвестиционного фонда 17,3 млрд. рублей, средства ОАО "РЖД" – 39,3
млрд. рублей.
Реализация проекта позволила увеличить провозную способность БАМ на участке Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань с 8,1 млн.тонн грузов в год в 2008 году до 35,4 млн.тонн к концу 2015 года.
Таблица 2.1 – Финансирование деятельности органа исполнительной власти
Министерство промышленности и транспорта края (тыс.р.)
№ п/п | Наименование | 2015 год (факт) | 2016 год | 2017 год (план) | ||
план | факт | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1. | Программная деятельность, в том числе: |
|
|
|
| |
1.1. | Государственная программа Хабаровского края "Развитие транспортной системы Хабаровского края" | 6 977 282,9 | 5 949 204,0 | 5 871 038,3 | 4 804 012,3 | |
1.2. | Государственная программа Хабаровского края "Развитие водохозяйственного комплекса Хабаровского края в 2014-2020 годах" | 8 641,31 | 6 761,12 | 6 761,12 | 5 750,52 | |
1.3. | Государственная программа Хабаровского края "Развитие промышленного производства в Хабаровском крае" | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 61 640,00 | |
| ВСЕГО | 6 985 924,2 | 5 955 965,1 | 5 877 799,4 | 4 871 402,8 |
Рассмотрим соответствие основных направлений деятельности органа
исполнительной власти края стратегическим целям и целевым ориентирам развития Российской Федерации:
- в сфере обеспечения безопасности граждан;
- в сфере улучшения инвестиционного климата и привлечения капитала;
- в сфере развития машиностроительного комплекса;
- в сфере развития металлургического комплекса;
- в сфере развития транспортной инфраструктуры;
- в сфере повышения эффективности государственного управления.
Более подробно рассмотрим данные направления в таблицах 2.2 – 2.7.
Таблица 2.2 – Направление деятельности Министерства в сфере обеспечения
безопасности граждан
Стратегические цели развития края | Целевые ориентиры развития |
Для обеспечения снижения числа погибших в результате дорожно-транспортных происшествий необходима реализация комплекса мероприятий, направленных на повышение правового сознания участников дорожного движения, оптимизацию организации дорожного движения, предупреждение дорожно-транспортных происшествий | Приоритетными направлениями государственной демографической политики являются следующие. – снижение смертности населения, прежде всего высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте от внешних причин, в том числе: снижение смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий (за счет повышения качества дорожной инфраструктуры, дисциплины на дорогах, организации дорожного движения, повышения качества и оперативности медицинской помощи пострадавшим) и других внешних причин |
Таблица 2.3 – Направление деятельности Министерства в сфере улучшения
инвестиционного климата и привлечения капитала
Стратегические цели развития края | Целевые ориентиры развития |
- совершенствование нормативной правовой базы в сфере промышленной политики; - содействие в развитии межрегиональной и внешнеэкономической деятельности; - техническое перевооружение и модернизации промышленного производства; - сопровождение инвестиционных проектов; - содействие в развитии инновационного территориального кластера авиастроения и судостроения; - создание инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития | Обеспечение экономической безопасности осуществляется путем развития промышленно-технологической базы, модернизации и развития приоритетных секторов национальной экономики, повышения инвестиционной привлекательности Российской Федерации, улучшения делового климата и создания благоприятной деловой среды |
Таблица 2.4 – Направление деятельности Министерства в сфере развития
металлургического комплекса
Стратегические цели развития края | Целевые ориентиры развития |
- оказание содействия инвестору в разработке и реализации программы развития металлургического производства на базе единого имущественного комплекса; - реализация мероприятий по поддержке промышленного производства, предусмотренных Долгосрочным планом комплексного социально-экономического развития г. Комсомольска-на-Амуре в части развития металлургического производства на территории Хабаровского края | Будут реализованы программы развития высокотехнологичных отраслей, энергетической и транспортной инфраструктуры при преимущественном использовании продукции отечественного машиностроения и металлургии Целью государственной политики в сфере развития базовых отраслей промышленности является повышение конкурентоспособности отечественного энергетического, нефтегазового, транспортного и тяжелого машиностроения, а также станкоинструментальной промышленности и горно-металлургического комплекса Приоритетными направлениями развития базовых отраслей промышленности являются выравнивание условий конкуренции российских и иностранных производителей на российском рынке и поддержка экспорта российской промышленной продукции |
Таблица 2.5 – Направление деятельности Министерства в сфере развития
машиностроительного комплекса
Стратегические цели развития края | Целевые ориентиры развития |
- содействие предприятиям оборонно-промышленного комплекса по вопросам получения государственного оборонного заказа и диверсификации производства; - взаимодействие с АО "ОСК" по вопросам размещения на судостроительных предприятиях края заказов по строительству гражданских судов и их финансирования; - реализация мероприятий по поддержке промышленного производства, предусмотренных Долгосрочным планом комплексного социально-экономического развития г. Комсомольска-на-Амуре в части обеспечения загрузки ведущих промышленных предприятий г. Комсомольска-на-Амуре | Приоритетными направлениями развития авиационной промышленности станут:
1. Создание ряда перспективной авиационной техники и двигателей, в том числе: - продвижение на рынок доработанных самолетов (Ту-204, Ту-214, Ил-96 и др.), обладающих повышенной конкурентоспособностью; - реализация проектов по созданию переходного продукта - региональных пассажирских самолетов SSJ-100 и модернизированного Ту-204СМ; - реализация прорывных проектов в гражданском авиастроении, в том числе в кооперации с иностранными фирмами при сохранении за Россией функции системного интегратора; - реализация проекта "истребитель пятого поколения", создание вертолетов нового поколения, перспективного учебно-тренировочного самолета и семейства беспилотных летательных аппаратов; - создание авиационных двигателей нового поколения для соответствующей техники, вертолетов и малой авиации, модернизация моделей выпускаемых двигателей в соответствии с требованиями по обеспечению конкурентоспособности авиационной техники; - создание научно-технического задела, формирование и развитие промышленных (критических и базовых) технологий, обеспечивающих создание и производство перспективной авиационной техники, соответствующей мировому уровню 2015 - 2020 годов.
2. Поддержка продвижения российской авиатехники на рынки, в том числе развитие лизинга, распространение лизинга на поставки в рамках военно-технического сотрудничества, кредитование экспортных поставок и упрощение таможенного режима, организация политико-диплома-тической поддержки, поддержка систем обеспечения жизненного цикла продукции, совершенствование нормативно-правовой базы с целью расширения участия в реализации перспективных авиационных проектов иностранных партнеров. |
Таблица 2.6 – Направление деятельности Министерства в сфере развития
транспортной инфраструктуры
Стратегические цели развития края | Целевые ориентиры развития |
-устранение инфраструктурных ограничений: развитие транспортной системы; -эффективное взаимодействие с федеральными органами власти, крупными финансово-промышленными группами по привлечению инвестиций из федерального бюджета и внебюджетных источников на развитие производственных объектов и проектов опорной инфраструктуры транспорта; - развитие и совершенствование транспортной инфраструктуры, создание современных транспортно-логистических центров, трубопроводных и портовых мощностей, создание авиатранспортного узла (хаба) на базе аэропорта Хабаровск (Новый) с учетом развития сети аэропортов местных воздушных линий, усиление и развитие транзитных функций, транспортных коридоров, строительство автодорог, полное обеспечение потребностей хозяйственного комплекса края в услугах по перевозке грузов и пассажиров; - создание мощной многофункциональной и специализированной транспортной инфраструктуры как основы для реализации производственного и транзитного потенциала Хабаровского края, усиления его кооперации и интеграции с субъектами Российской Федерации Дальнего Востока, Сибири и странами Азиатско-Тихоокеанского региона
| Основными направлениями деятельности в этой сфере являются развитие транспортной системы и повышение конкурентоспособности транспорта: - строительство новых железнодорожных линий и автомобильных дорог, увеличение пропускной способности участков железнодорожной сети и протяженности автомобильных дорог федерального значения, соответствующих нормативным требованиям; - увеличение объемов и повышение качества ремонта автомобильных дорог, развитие системы внутрироссийских узловых аэропортов, морских портов, модернизация единой системы воздушного движения Российской Федерации; - реализация проектов, направленных на освоение территорий Сибири и Дальнего Востока, включая развитие Байкало-Амурской магистрали; - организация на железнодорожном транспорте скоростного и высокоскоростного пассажирского движения на условиях частно-государственного партнерства; - формирование единой автодорожной сети круглогодичной доступности; - развитие региональных сетей аэропортов; - организация скоростного движения пассажирских поездов на приоритетных направлениях; - устранение разрывов и узких мест на основных направлениях международных транспортных коридоров и их ответвлениях, создание альтернативных маршрутов, комплексное развитие крупных транспортных узлов и логистических комплексов; - развитие международных транспортных коридоров "Восток - Запад", "Север - Юг", "Трансполярные авиатрассы", "Северный морской путь", включая развитие пунктов пропуска, создание крупных логистических центров, сети аэропортов-хабов; - повышение конкурентоспособности морского и внутреннего водного транспорта на основе обновления транспортного флота, пополнения его новыми современными конкурентоспособными судами различного назначения; - создание и развитие портовых особых экономические зон, освоение логистических технологий "сухого порта", обеспечение конкурентных тарифов на транспортно-логистические услуги, в том числе при перевалке грузов с одного вида транспорта на другой |
Таблица 2.7 – Направление деятельности Министерства в сфере повышения
эффективности государственного управления
Стратегические цели развития края | Целевые ориентиры развития |
Реализация данных мероприятий позволит повысить эффективность и прозрачность управления государственными финансами, а также достичь следующих результатов: - обеспечение выполнения показателей по мобилизации налоговых и неналоговых доходов в бюджет края не менее 100 % | Сокращение дифференциации в уровне и качестве жизни населения в регионах с помощью эффективных механизмов социальной и бюджетной политики
|
Распоряжением Губернатора Хабаровского края от 19 сентября 2016 г. № 461-р определены органы исполнительной власти края, ответственные за реализацию мероприятий по созданию инфраструктуры ТОСЭР края.
В 2016 году представители министерства промышленности и транспорта края приняли участие в ряде совещаний с участием руководства Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, ПАО "ОАК", АО "ОСК", ГК "Ростех" по вопросам размещения новых промышленных производств на ТОСЭР края.
Информация о деятельности на территории края промышленных предприятий, индустриальных парков, ТОСЭР, кластере авиастроения и судостроения представляется Правительством края на постоянной основе в адрес федеральных органов власти для проведения в России и за рубежом деловых встреч и бизнес-миссий по вопросам сотрудничества с потенциальными партнерами и инвесторами.
В целях реализации в республике единой государственной политики в сфере промышленности и транспорта Министерство уделяет приоритетное внимание взаимодействию с органами местного самоуправления муниципальных образований.
Министерством промышленности и транспорта края заключены соглашения с администрациями муниципальных районов края и администрациями городских округов о взаимодействии в сфере развития промышленности и транспортной инфраструктуры:
- 1 Органы исполнительной власти в системе местного самоуправления
- 1.1 Понятие, сущность и система органов местного самоуправления рф
- 1.2 Формы взаимодействия органов государственной власти субъектов рф и местного самоуправления
- 1.3 Проблемы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в рф
- 2 Практические аспекты взаимодействия органов муниципального самоуправления Хабаровского края с Министерством промышленности и транспорта
- 2.1 Организация местного самоуправления в Хабаровском крае
- 2.2 Основные направления деятельности Министерства промышленности и транспорта Хабаровского края
- Основные задачи Министерства промышленности и транспорта Хабаровского края
- 2.3 Особенности взаимодействия органов муниципального самоуправления с Министерством промышленности и транспорта края
- 2.4 Основные проблемы и перспективы взаимодействия