logo
Местное самоуправление-2

2.3 Особенности взаимодействия органов муниципального самоуправления с Министерством промышленности и транспорта края

Министерство промышленности и транспорта Хабаровского края является органом исполнительной власти Хабаровского края, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере гражданских и оборонных отраслей промышленности, транспорта и дорожного хозяйства.

Деятельность министерства в рамках своих функций и полномочий направлена на повышение эффективности деятельности предприятий гражданских и оборонных отраслей промышленности, удовлетворение потребностей населения и юридических лиц в пассажирских и грузовых перевозках.

Система мер по достижению целей и решению задач сформирована исходя из приоритетов развития Хабаровского края, изложенных:

- в Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 января 2009 г. № 1-пр;

- Основных направлениях деятельности Правительства Хабаровского края на период 2014 - 2018 годов, утвержденных распоряжением Правительства Хабаровского края от 25 февраля 2014 г. № 107-рп;

- в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р;

- в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденных Правительством РФ 14

мая 2015 года.

Развитие и совершенствование транспортной инфраструктуры относится к приоритетам социально-экономического развития Хабаровского края.

Хабаровский край находится на пересечении международных воздушных транспортных коридоров. На территории края эксплуатируется 16 аэродромов различных классов, из них 12 являются аэропортами общего пользования, 4 используются для корпоративных перевозок.

Правительством края совместно с Федеральным агентством воздушного транспорта и ОАО "Хабаровский аэропорт" ведется работа по созданию Дальневосточного авиатранспортного узла на базе аэропорта Хабаровск.

Предприятия местных воздушных линий ОАО "Авиакомпания "Восток" и КГУП "Хабаровские авиалинии" предоставляют весь спектр авиационных услуг.

Основным грузообразующим видом транспорта Хабаровского края является железнодорожный, обеспечивающий почти 59 % грузооборота всех видов транспорта Хабаровского края.

Одной из основных задач развития транспортного комплекса Хабаровского края на долгосрочную перспективу является обеспечение растущих объемов грузоперевозок пропускной способностью железной дороги, особенно в направлении Ванино – Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла.

Одним из приоритетных направлений развития транспортной инфраструктуры на территории края является развитие железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона, в том числе Байкало-Амурской магистрали на подходах к ВСГТУ. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. № 2116-р утвержден паспорт инвестиционного проекта "Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей", реализация которого предусмотрена Федеральной целевой программой "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года". Объем капитальных вложений по проекту составляет 562,43 млрд. рублей, в том числе федеральный бюджет 110,21 млрд. рублей, средства Фонда национального благосостояния 150,00 млрд. рублей, средства ОАО "РЖД" 302,22 млрд. рублей. Фаза строительства 2013 - 2017 годы.

Решением Правительственной комиссии от 28.12.2015 срок реализации проекта продлен до 2019 года, сумма финансирования оптимизирована и составила 554,1 млрд. рублей.

В соответствии с паспортом проекта провозная способность железной дороги на участке Комсомольск-Сортировочный – Ванино должна составить 37,1 млн. тонн грузов в 2017 году.

ОАО "РЖД" при поддержке Инвестиционного фонда Российской Федерации в период с 2008 по 2016 год проведена реконструкция участка Оунэ – Высокогорная со строительством нового Кузнецовского тоннеля на участке Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань.

В период с 2008 по 2016 г. на участке выполнены реконструкция и строительство 16 разъездов, 23 станций, построены двухпутные вставки и вторые пути. В 2012 году с опережением графика строительства завершено сооружение и сдан в постоянную эксплуатацию новый Кузнецовский тоннель вместо запланированного ввода в 2013 году.

Общая сумма по проекту составляет 59,58 млрд.рублей, из них 17,26 млрд.рублей – средства Инвестиционного фонда РФ, 42,32 млрд.рублей – собственные средства ОАО "РЖД".

По состоянию на 01.01.2017 с начала реализации проекта

профинансировано и освоено 56,5 млрд. рублей, из них средства Инвестиционного фонда 17,3 млрд. рублей, средства ОАО "РЖД" – 39,3

млрд. рублей.

Реализация проекта позволила увеличить провозную способность БАМ на участке Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань с 8,1 млн.тонн грузов в год в 2008 году до 35,4 млн.тонн к концу 2015 года.

Таблица 2.1 – Финансирование деятельности органа исполнительной власти

Министерство промышленности и транспорта края (тыс.р.)

№ п/п

Наименование

2015 год (факт)

2016 год

2017 год (план)

план

факт

1

2

3

4

5

6

1.

Программная деятельность, в том числе:

1.1.

Государственная программа Хабаровского края "Развитие транспортной системы Хабаровского края"

6 977 282,9

5 949 204,0

5 871 038,3

4 804 012,3

1.2.

Государственная программа Хабаровского края "Развитие водохозяйственного комплекса Хабаровского края в 2014-2020 годах"

8 641,31

6 761,12

6 761,12

5 750,52

1.3.

Государственная программа Хабаровского края "Развитие промышленного производства в Хабаровском крае"

0,00

0,00

0,00

61 640,00

 

ВСЕГО

6 985 924,2

5 955 965,1

5 877 799,4

4 871 402,8

Рассмотрим соответствие основных направлений деятельности органа

исполнительной власти края стратегическим целям и целевым ориентирам развития Российской Федерации:

- в сфере обеспечения безопасности граждан;

- в сфере улучшения инвестиционного климата и привлечения капитала;

- в сфере развития машиностроительного комплекса;

- в сфере развития металлургического комплекса;

- в сфере развития транспортной инфраструктуры;

- в сфере повышения эффективности государственного управления.

Более подробно рассмотрим данные направления в таблицах 2.2 – 2.7.

Таблица 2.2 – Направление деятельности Министерства в сфере обеспечения

безопасности граждан

Стратегические цели развития края

Целевые ориентиры развития

Для обеспечения снижения числа погибших в результате дорожно-транспортных происшествий необходима реализация комплекса мероприятий, направленных на повышение правового сознания участников дорожного движения, оптимизацию организации дорожного движения, предупреждение дорожно-транспортных происшествий

Приоритетными направлениями государственной демографической политики являются следующие.

– снижение смертности населения, прежде всего высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте от внешних причин, в том числе: снижение смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий (за счет повышения качества дорожной инфраструктуры, дисциплины на дорогах, организации дорожного движения, повышения качества и оперативности медицинской помощи пострадавшим) и других внешних причин

Таблица 2.3 – Направление деятельности Министерства в сфере улучшения

инвестиционного климата и привлечения капитала

Стратегические цели развития края

Целевые ориентиры развития

- совершенствование нормативной правовой базы в сфере промышленной политики;

- содействие в развитии межрегиональной и внешнеэкономической деятельности;

- техническое перевооружение и модернизации промышленного производства;

- сопровождение инвестиционных проектов;

- содействие в развитии инновационного территориального кластера авиастроения и судостроения; - создание инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития

Обеспечение экономической безопасности осуществляется путем развития промышленно-технологической базы, модернизации и развития приоритетных секторов национальной экономики, повышения инвестиционной привлекательности Российской Федерации, улучшения делового климата и создания благоприятной деловой среды

Таблица 2.4 – Направление деятельности Министерства в сфере развития

металлургического комплекса

Стратегические цели развития края

Целевые ориентиры развития

- оказание содействия инвестору в разработке и реализации программы развития металлургического производства на базе единого имущественного комплекса;

- реализация мероприятий по поддержке промышленного производства, предусмотренных Долгосрочным планом комплексного социально-экономического развития г. Комсомольска-на-Амуре в части развития металлургического производства на территории Хабаровского края

Будут реализованы программы развития высокотехнологичных отраслей, энергетической и транспортной инфраструктуры при преимущественном использовании продукции отечественного машиностроения и металлургии

Целью государственной политики в сфере развития базовых отраслей промышленности является повышение конкурентоспособности отечественного энергетического, нефтегазового, транспортного и тяжелого машиностроения, а также станкоинструментальной промышленности и горно-металлургического комплекса

Приоритетными направлениями развития базовых отраслей промышленности являются выравнивание условий конкуренции российских и иностранных производителей на российском рынке и поддержка экспорта российской промышленной продукции

Таблица 2.5 – Направление деятельности Министерства в сфере развития

машиностроительного комплекса

Стратегические цели развития края

Целевые ориентиры развития

- содействие предприятиям оборонно-промышленного комплекса по вопросам получения государственного оборонного заказа и диверсификации производства;

- взаимодействие с АО "ОСК" по вопросам размещения на судостроительных предприятиях края заказов по строительству гражданских судов и их финансирования;

- реализация мероприятий по поддержке промышленного производства, предусмотренных Долгосрочным планом комплексного социально-экономического развития г. Комсомольска-на-Амуре в части обеспечения загрузки ведущих промышленных предприятий г. Комсомольска-на-Амуре

Приоритетными направлениями развития авиационной промышленности станут:

1. Создание ряда перспективной авиационной техники и двигателей, в том числе:

- продвижение на рынок доработанных самолетов (Ту-204, Ту-214, Ил-96 и др.), обладающих повышенной конкурентоспособностью;

- реализация проектов по созданию переходного продукта - региональных пассажирских самолетов SSJ-100 и модернизированного Ту-204СМ;

- реализация прорывных проектов в гражданском авиастроении, в том числе в кооперации с иностранными фирмами при сохранении за Россией функции системного интегратора;

- реализация проекта "истребитель пятого поколения", создание вертолетов нового поколения, перспективного учебно-тренировочного самолета и семейства беспилотных летательных аппаратов;

- создание авиационных двигателей нового поколения для соответствующей техники, вертолетов и малой авиации, модернизация моделей выпускаемых двигателей в соответствии с требованиями по обеспечению конкурентоспособности авиационной техники;

- создание научно-технического задела, формирование и развитие промышленных (критических и базовых) технологий, обеспечивающих создание и производство перспективной авиационной техники, соответствующей мировому уровню 2015 - 2020 годов.

2. Поддержка продвижения российской авиатехники на рынки, в том числе развитие лизинга, распространение лизинга на поставки в рамках военно-технического сотрудничества, кредитование экспортных поставок и упрощение таможенного режима, организация политико-диплома-тической поддержки, поддержка систем обеспечения жизненного цикла продукции, совершенствование нормативно-правовой базы с целью расширения участия в реализации перспективных авиационных проектов иностранных партнеров.

Таблица 2.6 – Направление деятельности Министерства в сфере развития

транспортной инфраструктуры

Стратегические цели развития края

Целевые ориентиры развития

-устранение инфраструктурных ограничений: развитие транспортной системы;

-эффективное взаимодействие с федеральными органами власти, крупными финансово-промышленными группами по привлечению инвестиций из федерального бюджета и внебюджетных источников на развитие производственных объектов и проектов опорной инфраструктуры транспорта;

- развитие и совершенствование транспортной инфраструктуры, создание современных транспортно-логистических центров, трубопроводных и портовых мощностей, создание авиатранспортного узла (хаба) на базе аэропорта Хабаровск (Новый) с учетом развития сети аэропортов местных воздушных линий, усиление и развитие транзитных функций, транспортных коридоров, строительство автодорог, полное обеспечение потребностей хозяйственного комплекса края в услугах по перевозке грузов и пассажиров;

- создание мощной многофункциональной и специализированной транспортной инфраструктуры как основы для реализации производственного и транзитного потенциала Хабаровского края, усиления его кооперации и интеграции с субъектами Российской Федерации Дальнего Востока, Сибири и странами Азиатско-Тихоокеанского региона

Основными направлениями деятельности в этой сфере являются развитие транспортной системы и повышение конкурентоспособности транспорта:

- строительство новых железнодорожных линий и автомобильных дорог, увеличение пропускной способности участков железнодорожной сети и протяженности автомобильных дорог федерального значения, соответствующих нормативным требованиям;

- увеличение объемов и повышение качества ремонта автомобильных дорог, развитие системы внутрироссийских узловых аэропортов, морских портов, модернизация единой системы воздушного движения Российской Федерации;

- реализация проектов, направленных на освоение территорий Сибири и Дальнего Востока, включая развитие Байкало-Амурской магистрали;

- организация на железнодорожном транспорте скоростного и высокоскоростного пассажирского движения на условиях частно-государственного партнерства;

- формирование единой автодорожной сети круглогодичной доступности;

- развитие региональных сетей аэропортов;

- организация скоростного движения пассажирских поездов на приоритетных направлениях;

- устранение разрывов и узких мест на основных направлениях международных транспортных коридоров и их ответвлениях, создание альтернативных маршрутов, комплексное развитие крупных транспортных узлов и логистических комплексов;

- развитие международных транспортных коридоров "Восток - Запад", "Север - Юг", "Трансполярные авиатрассы", "Северный морской путь", включая развитие пунктов пропуска, создание крупных логистических центров, сети аэропортов-хабов;

- повышение конкурентоспособности морского и внутреннего водного транспорта на основе обновления транспортного флота, пополнения его новыми современными конкурентоспособными судами различного назначения;

- создание и развитие портовых особых экономические зон, освоение логистических технологий "сухого порта", обеспечение конкурентных тарифов на транспортно-логистические услуги, в том числе при перевалке грузов с одного вида транспорта на другой

Таблица 2.7 – Направление деятельности Министерства в сфере повышения

эффективности государственного управления

Стратегические цели развития края

Целевые ориентиры развития

Реализация данных мероприятий позволит повысить эффективность и прозрачность управления государственными финансами, а также достичь следующих результатов:

- обеспечение выполнения показателей по мобилизации налоговых и неналоговых доходов в бюджет края не менее 100 %

Сокращение дифференциации в уровне и качестве жизни населения в регионах с помощью эффективных механизмов социальной и бюджетной политики

Распоряжением Губернатора Хабаровского края от 19 сентября 2016 г. № 461-р определены органы исполнительной власти края, ответственные за реализацию мероприятий по созданию инфраструктуры ТОСЭР края.

В 2016 году представители министерства промышленности и транспорта края приняли участие в ряде совещаний с участием руководства Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, ПАО "ОАК", АО "ОСК", ГК "Ростех" по вопросам размещения новых промышленных производств на ТОСЭР края.

Информация о деятельности на территории края промышленных предприятий, индустриальных парков, ТОСЭР, кластере авиастроения и судостроения представляется Правительством края на постоянной основе в адрес федеральных органов власти для проведения в России и за рубежом деловых встреч и бизнес-миссий по вопросам сотрудничества с потенциальными партнерами и инвесторами.

В целях реализации в республике единой государственной политики в сфере промышленности и транспорта Министерство уделяет приоритетное внимание взаимодействию с органами местного самоуправления муниципальных образований.

Министерством промышленности и транспорта края заключены соглашения с администрациями муниципальных районов края и администрациями городских округов о взаимодействии в сфере развития промышленности и транспортной инфраструктуры: