logo
vse_zhp

69. Переселение граждан из ветхого жилищного фонда.

Одной из важнейших проблем жилищно-коммунальной реформы является расселение из ветхого и аварийного жилищного фонда, наличие которого не только ухудшает внешний облик населенных пунктов нашей страны, но и, прежде всего, создает потенциальную угрозу безопасности и комфортности проживания граждан.

Как показывает статистика, в России объем ветхого жилья составляет 90 млн кв. м, объем аварийного - 11,2 млн кв. м. К основным причинам такого положения можно отнести следующее:

- крайне трудные и сложные условия формирования жилищного фонда в годы индустриализации, военного и послевоенного периода;

- в течение десятилетий не осуществлялись необходимые мероприятия по проведению капитального ремонта и текущего содержания жилья в нашей стране.

С введением в действие Жилищного кодекса РФ на собственников жилых помещений возлагается обязанность не только по их ремонту и содержанию, но и по ремонту и содержанию общего имущества в многоквартирных домах. Однако большинство проживающих в ветхих и аварийных домах граждан не в состоянии в настоящее время самостоятельно решить эти проблемы. Сейчас, в условиях реализации правительством страны федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы вопросы, связанные с расселением из ветхого и аварийного жилья, особенно актуальны.

Во многих регионах Российской Федерации разработаны и утверждены адресные программы по переселению граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда, которые предусматривают поэтапное решение проблемы с учетом возможностей бюджетного финансирования всех уровней и привлечения внебюджетных ресурсов.

Можно выделить основные направления, по которым идет реализация данных программ.

Во-первых, формирование реестра ветхих и аварийных жилых домов (жилых помещений) с указанием проживающих лиц и количества семей, владельцев (собственников), вида собственности, отнесения жилых домов к памятникам историко-культурного наследия, основания признания жилья непригодным для постоянного проживания, информации о том, состоит ли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий семья, даты постановки на учет.

Во-вторых, разработка схем и механизмов привлечения бюджетных и внебюджетных ресурсов.

В-третьих, переселение жильцов и ликвидация и (или) реконструкция ветхого и аварийного жилищного фонда, непригодного для проживания.

Хотелось бы обратить внимание на требования, которые предъявляются к предоставляемым жилым помещениям. Так, когда дом подлежит сносу в случае признания его непригодным для проживания, т.е. ветхим и аварийным, выселение граждан из жилых помещений, занимаемых по договору социального найма, производится с предоставлением им другого благоустроенного жилого помещения. По сути, речь идет о переселении граждан в другое жилое помещение, которое должно отвечать следующим критериям ЖК РФ.

- быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта