logo
vse_zhp

Вопрос 4. Концепция и основные этапы реформирования жилищно-коммунального хозяйства России. Особенности этой реформы в г. Москве.

(с этим вопросом полная жопа, я взяла концепцию на 2010-2020 гг., хз какую надо было)

Реформа ЖКХ проводится правительством России. Реформа ЖКХ подразумевает под собой модернизацию всего жилищно-коммунального хозяйства страны.

КОНЦЕПЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ И РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА НА 2010 - 2020 ГОДЫ"

Для выполнения приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации необходимо добиться:

обеспечения проведения соответствующих современным требованиям капитальных ремонтов жилых домов, включая требование энергоэффективности;

снижения уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры;

достижения финансовой устойчивости предприятий коммунальной сферы.

Одним из направлений развития жилищно-коммунального хозяйства является развитие конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилищного фонда. На сегодняшний день 81,3 процента жилья находится в частной собственности, что способствует более ответственному отношению к управлению жилищным фондом.

Вторым направлением является развитие системы управления имущественным комплексом коммунальной сферы с использованием концессионных соглашений и иных механизмов государственно-частного партнерства.

Третьим направлением является завершение перевода льгот и субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг в денежную форму, составляющего основу реформы жилищно-коммунального хозяйства. Эти меры направлены на внедрение механизмов рыночной экономики в этой отрасли и повышение ответственности перед населением предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги.

Четвертым направлением является развитие системы ресурсо- и энергосбережения. Контроль над объемами фактически использованного ресурса обеспечивается путем организации общедомового и индивидуального приборного учета.

Сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом

Выполнение Программы осуществляется в 3 этапа.

На первом этапе (2010 - 2011 годы) предусматривается разработка нормативной базы для реализации Программы и запуск нескольких пилотных проектов:

по разработке программ комплексного развития;

по разработке единых муниципальных баз информационных ресурсов;

по переходу к установлению долгосрочных тарифов и заключению концессионных соглашений;

по отработке механизма кредитования развития инфраструктуры муниципальных образований на базе системы банков государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)".

На основе накопленного на первом этапе опыта уточняются механизмы Программы, в том числе банковские продукты и процедуры кредитования развития коммунальной инфраструктуры.

На втором этапе (2012 - 2015 годы) предусматривается широкомасштабное применение механизмов Программы, в том числе отработка механизмов кредитования, прежде всего проектов в средних городах, применение новых методов тарифного регулирования, анализ нормативной базы и доработка ее в случае необходимости (с участием коммерческих банков на базе документации, разработанной государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)").

На третьем этапе (2016 - 2020 годы) предусматривается переход к системе финансирования реконструкции жилищного фонда за счет собственников жилья при значительном сокращении субсидий со стороны бюджетов всех уровней на проведение реконструкции многоквартирных домов, а также осуществление крупномасштабных инвестиций в коммунальную инфраструктуру и масштабное привлечение инвесторов.

Цели и задачи Программы, целевые индикаторы и показатели, позволяющие оценивать ход реализации Программы

Целями Программы являются обеспечение к 2020 году собственников помещений многоквартирных домов всеми коммунальными услугами нормативного качества и доступная стоимость коммунальных услуг при надежной и эффективной работе коммунальной инфраструктуры.

Для реализации целей Программы к 2020 году предполагается решение следующих задач:

достижение к 2020 году уровня полного благоустройства (обеспеченности всеми видами коммунальных услуг) многоквартирных домов;

обеспечение надежности и эффективности поставки коммунальных ресурсов за счет масштабной реконструкции и модернизации систем коммунальной инфраструктуры, в том числе реализация государственной программы "Чистая вода", предусмотренной Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. N 1235-р;

обеспечение доступности для населения стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Для достижения к 2020 году уровня полного благоустройства (обеспеченности всеми видами коммунальных услуг) многоквартирных домов необходимо проведение следующих мероприятий:

создание системы требований к реконструкции многоквартирных домов, нацеленной на их полное благоустройство и обеспечение современного технического состояния и эффективности использования коммунальных ресурсов;

разработка системы финансирования реконструкции многоквартирных домов;

создание системы льготного кредитования собственников помещений многоквартирных домов на проведение работ, связанных с повышением благоустроенности многоквартирных домов;

преобразование системы государственной поддержки путем перехода от бюджетного софинансирования реконструкции многоквартирных домов к возмещению собственникам помещений многоквартирных домов расходов по уплате процентов по кредитам на проведение реконструкции многоквартирных домов.

Для обеспечения надежности и эффективности поставки коммунальных ресурсов за счет масштабной реконструкции и модернизации систем коммунальной инфраструктуры необходимо проведение следующих мероприятий:

повышение эффективности муниципального коммунального хозяйства за счет ускоренного замещения унитарных предприятий частными операторами либо перевода в установленном порядке в частную собственность объектов коммунальной инфраструктуры;

создание системы планирования развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры посредством реализации программ комплексного развития, направленных на обеспечение надежности и качества снабжения коммунальными ресурсами при соблюдении доступности их для населения;

формирование системы тарифного регулирования, нацеленной на повышение надежности и эффективности поставки коммунальных ресурсов, стимулирующей инвестиции в коммунальную инфраструктуру, в том числе предусматривающее формирование долгосрочных экономически обоснованных тарифов, наличие инвестиционных надбавок, а также использование двухставочных тарифов и метода доходности на инвестированный капитал;

обеспечение регламентации взаимоотношений ресурсоснабжающих организаций и собственников помещений в многоквартирном доме в целях повышения ответственности сторон за обеспечение совокупной надежности, эффективности и качества коммунальных ресурсов и услуг;

минимизация потерь, в том числе коммерческих потерь коммунальных ресурсов за счет введения обязательности расчетов за коммунальные ресурсы по данным приборов учета и использования единых муниципальных баз информационных ресурсов;

формирование системы государственной поддержки (путем компенсации расходов по уплате процентов по кредитам и предоставления бюджетных субсидий) для развития и модернизации коммунальной инфраструктуры в малых городах и сельских поселениях;

создание системы существенного повышения финансовой устойчивости управляющих компаний и товариществ собственников жилья, а также повышения ответственности собственников многоквартирных домов за своевременную оплату коммунальных ресурсов.

С целью обеспечения доступности для населения стоимости жилищно-коммунальных услуг необходимо проведение следующих мероприятий:

регламентация взаимоотношений собственников помещений в многоквартирных домах, товариществ собственников жилья и управляющих организаций при предоставлении жилищно-коммунальных услуг и их оплате;

регламентация взаимоотношений собственников помещений в многоквартирных домах, товариществ собственников жилья и управляющих организаций, ресурсоснабжающих организаций по заключению договора ресурсоснабжения при различных формах организации управления многоквартирным домом в целях обеспечения нормативных показателей качества коммунальных услуг;

стимулирование конкуренции управляющих организаций;

законодательное определение особенностей энергосервисных контрактов в отношении многоквартирных домов.

Финансирование Программы осуществляется с 2010 года за счет средств внебюджетных источников, которые будут направлены на реализацию пилотных проектов в рамках первого этапа Программы за счет средств государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" и начиная с 2011 года за счет средств федерального бюджета, средств субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, частных инвесторов и собственников многоквартирных домов. Предельный объем финансирования Программы на 2010 - 2020 годы составит 4098,75 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе за счет средств федерального бюджета - 422 млрд. рублей. Начиная с 2013 года осуществляется предоставление субгарантий федерального бюджета в размере до 117 млрд. рублей ежегодно при условии предоставления гарантий бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

В чем смысл реформы ЖКХ в Москве

Суть реформы, в общем, ясна и понятна - городское жилищно-коммунальное хозяйство нуждается в модернизации, и именно такую задачу преследуют все проводимые в его структуре изменения. Осуществляться они будут по двум основным направлениям. Во-первых, это постепенный перевод всей коммунальной отрасли на рыночные отношения. Планируется привлечь к управлению ЖКХ частный бизнес, тем самым стимулировать конкуренцию и способствовать устранению монополий в отрасли. Во-вторых, это полное преобразование и модернизация системы. Устаревшие коммуникации, неэффективные методы управления хозяйством привели к тому, что цены на услуги стали непомерно высокими, а качество их неприлично низким. Изменить ситуацию как раз и призвана реформа ЖКХ. Основой реформы стал новый Жилищный кодекс. Согласно ему домовладельцы получили право решать, каким образом управлять собственным домом. Возможных вариантов, правда, не так уж много - жильцы могут поручить ведение хозяйства управляющей компании (частной или созданной на базе бывшего ДЕЗ) или создать товарищество собственников жилья и самостоятельно договариваться с поставщиками коммунальных услуг. И тот и другой вариант имеют как плюсы, так и минусы, но еще хуже, если жильцы не определяться с выбором формы управления, потому что в этом случае решение за них будут принимать городские власти. Кстати, чтобы помочь горожанам разобраться в нюансах реформы правительство Москвы создало специальный "Центр информационного обеспечения и содействия реформе в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Москвы, где все желающие могут получить исчерпывающие консультации по интересующим вопросам.

Еще одна цель реформы ЖКХ, о которой часто можно слышать, просматривая по ТВ новости Москвы, заключается в предоставлении государством финансовой помощи для проведения ремонта жилья перед передачей его собственникам. Чтобы получить деньги, жильцы должны гарантировать со своей стороны финансирование ремонта на сумму равную 5% от его стоимости. Остальные 95% предоставляют власти. Хотя здесь стоит уточнить, что максимальная сума выделенных на ремонт средств не может превышать одного миллиона рублей, а этого явно недостаточно для капитального ремонта, денег хватит разве что на решение текущих проблем.