Вопрос № 57 Конституционные обязанности человека и гражданина в рф
Обязанности - составная часть правового статуса личности. Они тесно связаны с правами и свободами человека и гражданина, и этим следует объяснить то обстоятельство, что обязанности закрепляются в гл. 2 Конституции России ("Права и свободы человека и гражданина"). Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как невозможны и права человека без обязанностей. Свобода только тогда становится реальной, когда она обретает черты порядка, основанного на праве, а порядок это и есть единство прав и обязанностей.
Обязанности:
Равенство обязанностей
Соблюдение Конституции и законов
Уважение прав и свобод других лиц
Забота о детях и нетрудоспособных родителях
Получение основного общего образования
Забота о памятниках истории и культуры
Уплата налогов и сборов
Сохранение природы и окружающей среды
Защита Отечества
Конституционные обязанности человека и гражданина в РФ
Обязанности - составная часть правового статуса личности. Они тесно связаны с правами и свободами человека и гражданина, и этим следует объяснить то обстоятельство, что обязанности закрепляются в гл. 2 Конституции России ("Права и свободы человека и гражданина"). Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как невозможны и права человека без обязанностей. Свобода только тогда становится реальной, когда она обретает черты порядка, основанного на праве, а порядок это и есть единство прав и обязанностей. Равенство обязанностей Этот принцип, установленный ч. 2 ст. 6 Конституции, касается каждого гражданина России и непосредственно связан с равенством прав и свобод. В практическом плане он означает, что ни один гражданин не должен освобождаться или уклоняться от обязанностей, это бремя в равной мере распространяется на всех граждан. Однако в России проживает много лиц, не являющихся гражданами. Конституция не освобождает их от некоторых обязанностей (платить налоги, сохранять природу), коль скоро за ними закреплены многие права и свободы. Но некоторые обязанности на этих лиц не распространяются, они свойственны только гражданам (защищать Отечество и др.). Соблюдение Конституции и законов Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах, о чем говорится в ч. 2 ст. 15 Конституции России. По сути, она распространяется и на лиц не являющихся гражданами РФ, поскольку нельзя допустить, чтобы кто-то из проживающих в стране лиц имел привилегию не соблюдать действующие в этой стране законы. Соблюдение Конституции и законов - всеобщее правило, не знающее исключений. Данную конституционную обязанность не следует ограничивать только Конституцией Российской Федерации и собственно законодательными актами. В ней заложено более широкое содержание, которое можно определить, как законопослушание. А это значит, что граждане обязаны также соблюдать подзаконные акты, конституции и законы субъектов Федерации, акты местного самоуправления. По существу, речь идет о соблюдении действующего российского законодательства, которое включает акты не только высшей юридической силы. Уважение прав и свобод других лиц Часть 3 ст. 17 Конституции устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.Уважение к чужим правам требует развитого правосознания и сдерживающих нравственных начал в человеке, особенно когда права другого лица оказываются препятствием к осуществлению собственных желаний, даже законных. Эгоистическая реализация своих прав за счет прав других является одновременным нарушением норм как права, так и морали, это путь к конфликтам между людьми и утверждению царства права сильных. Конституция предлагает единственно возможный путь избежать этого - закрепляемая ею обязанность вводит человеческие страсти и амбиции в русло сознательной саморегуляции и разумного баланса собственных и чужих прав. Забота о детях и нетрудоспособных родителях В ч. 2 и 3 ст. 38 Конституции закреплены две конституционные обязанности граждан. Во-первых, родители обязаны заботиться о детях, их .воспитании. Во-вторых, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Эти обязанности граждан отражают личную ответственность каждого человека за судьбу своих родителей и детей, когда они уже или еще не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности. Наряду с правовым закреплением высокоморального содержания этих конституционных предписаний государством предусмотрены соответствующие обязанности граждан, в частности материальное обеспечение. Гражданское и семейное законодательство регламентирует правоотношения, вытекающие из рассматриваемых конституционных обязанностей, обеспечивая охрану соответствующих им прав. Получение основного общего образования Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, - обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43). Естественно, дети не могут нести ответственность за нарушение этой обязанности, трудно также представить себе, какова может быть их ответственность в зрелом возрасте, тем более что требование обязанности основного общего образования сохраняет силу до достижения подростком 15 лет. Единственным последствием для необразованного человека является невозможность поступления без аттестата зрелости в высшее учебное заведение и занятия ряда должностей. Установление обязанности родителей носит более конкретный характер, но и здесь нарушение обязанности, к сожалению, не влечет какой-либо ответственности. Следовательно, правовой смысл данных обязанностей невелик, он сводится к разумному напоминанию людямо необходимости получения их детьми основного общего образования, без чего их жизненная адаптация окажется затрудненной. Забота о памятниках истории и культуры Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции). Данная конституционная обязанность направлена на сохранение материальных и духовных ценностей многонационального народа России, развитие его культуры. Уплата налогов и сборов Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ). Это элементарное требование к человеку и гражданину, который живет в обществе и пользуется благами государственной деятельности. С помощью налогов государство обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в интересах всего общества. Однако обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы сочетается с определенными правами налогоплательщиков, установленными в законе (знакомиться с материалами проверок, обжаловать решения налоговых инспекций и др.). Конституция добавляет к этому, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Сохранение природы и окружающей среды Для выживания человечества нет большей опасности, чем уничтожение природы, загрязнение воздуха, земли и водоемов. Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом как первейшая задача и долг не только каждого государства, но и каждого человека планеты. Конституция РФ гласит: "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам" (ст. 58). Конституционная обязанность конкретизирована в ряде законодательных актов. За нарушение природоохранного законодательства установлена имущественная, административная и уголовная ответственность. Защита Отечества Конституция РФ объявляет защиту Отечества "долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации" (ст. 59). В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), тем самым, образуя непреложный закон гражданского поведения. Но защита Отечества и несение военной службы - это не одно и то же. Защита Отечества предполагает обязанность каждого военнообязанного гражданина "встать под ружье" в случае агрессии против России, официального объявления войны и всеобщей мобилизации. Обязанность по защите Отечества не распространяется на граждан, если воинские формирования Вооруженных Сил РФ, в которых они несут службу, направляются за пределы территории РФ для участия в миротворческой деятельности. Федеральный закон "О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности" от 23 июня 1995 г. предусматривает, что военный персонал, направляемый для участия в миротворческой деятельности, комплектуется на добровольной основе военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (ст. 8). Граждане несут военную службу в соответствии с федеральным законом. Закон о воинской обязанности и военной службе от 11 февраля 1993 г. установил, что на военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. Предусматривается возможность поступления мужчин и женщин на военную службу по контракту. За уклонение от призыва на военную службу установлена уголовная ответственность. Указом Президента РФ от 25 января 1996 г. отдельным представителям талантливой молодежи (до 500 человек ежегодно) предоставляется право на отсрочку от призыва на военную службу. Однако существует много граждан, убеждениям которых или их вероисповеданию противоречит несение военной службы. В этих, а также в иных установленных законом случаях граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской. Такое правило закреплено не только в Конституции РФ, но и в конституциях и законах многих стран (Франция, Италия, Германия и др.). Альтернативная служба может осуществляться в медицинских и других учреждениях, о чем должен быть принят федеральный закон. Отсутствие закона, который бы определял условия и порядок замены военной службы альтернативной гражданской службой, создает препятствия для полного осуществления гражданами их конституционного права, прежде всего, применительно к случаям, которые согласно ч. 3 ст. 59 Конституции Российской Федерации должны устанавливаться именно в нем.
- Вопрос №1 Возникновение, понятие и признаки государства. Его функции, механизмы, формы.
- Вопрос №2 Понятие и источники права
- Вопрос №3 Структура норм права, их виды и расположение в нормативных актах.
- Вопрос №4 Законы и подзаконные акты. Нормативные и ненормативные правовые акты.
- Вопрос №5 Роль государства и права в социально-экономическом развитии.
- Вопрос №6 Общая характеристика теорий происхождения государства
- Вопрос №7 Основные правовые системы и правовые семьи современности.
- Вопрос №8 Публичное и частное право.
- Вопрос №9 Международное право как особая система права. Международные и межправительственные организации.
- Вопрос №10 Система источников права в рф.
- Вопрос №11 Система права и система законодательства.
- Вопрос №12
- Вопрос №13
- Вопрос №14
- Вопрос №15
- Вопрос 16.
- Форма государственного устройства: понятие и виды
- Вопрос 18. Форма современного Российского государства
- Вопрос19. Понятие и признаки права. Современные школы правопонимания.
- Вопрос 20. Норма права: понятие и признаки
- Вопрос 21 Структура правовой нормы, ее элементы. Способы изложения норм права в нормативно-правовых актах.
- Вопрос 22 Правотворчество: понятие, признаки, структура.
- Вопрос 23 Стадии правотворчества. Особенности законодательного процесса
- Вопрос 24 . Формы (источники) права: понятие, виды
- Правовой обычай
- Нормативный правовой акт
- Юридический прецедент
- Договор нормативного содержания
- Юридическая наука
- Вопрос 25 Нормативные акты рф
- Вопрос № 26 Закон в системе нормативных актов государства. Соотношение права и закона
- Вопрос №27 Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
- Вопрос №28
- Вопрос 29.
- Вопрос 30.
- Вопрос № 31
- Вопрос №32 Понятие и виды объектов правоотношений
- Понятие и классификация юридических фактов. Фактический (юридический) состав.
- Вопрос №35. Органы управления финансами и экономикой как субъекты правоотношений
- Вопрос № 36
- Вопрос № 37
- Вопрос №38.
- Вопрос №39.
- Вопрос №40.
- 41 Вопрос Правонарушение: понятие и признаки
- 42 Вопрос
- 43 Вопрос Виды правонарушений
- 44 Вопрос Юридическая ответственность: понятие, признаки, основания
- 45 Вопрос Законность: понятие, основные требования (принципы), гарантии
- Вопрос №46.
- Вопрос №47.
- Вопрос №49
- Вопрос 50
- Вопрос №51.
- Вопрос №52.
- Вопрос №53.
- Вопрос №54.
- Вопрос №55.
- Вопрос № 56 Конституционные права и свободы человека и гражданина в рф
- Вопрос № 57 Конституционные обязанности человека и гражданина в рф
- Вопрос № 58 Федеративное устройство рф
- Вопрос № 59 Конституционно-правовой статус рф и субъектов рф, разделение компетенций
- Вопрос № 60 Система органов гос власти в рф
- Вопрос 61
- Вопрос 62
- Вопрос 63 Судебная власти в рф
- Вопрос 64 Полномочия Президента рф
- Вопрос 65
- Вопрос №66
- Вопрос №67
- Вопрос №68
- Вопрос №69
- Предмет, метод и принципы гражданского права
- Субъекты и объекты гражданского правоотношения
- Вопрос 70.
- Вопрос 71.
- Вопрос 72
- Вопрос 73
- Вопрос 74.
- Вопрос 75
- Вопрос 76
- Вопрос 77 Защита права собственности
- Билет 78. Ответственность за нарушение гражданско-правовых обязательств
- Билет 79.
- Вопрос 80.
- Вопрос 81.
- Вопрос 82.
- Вопрос 83.
- Вопрос 84.
- Вопрос 84 (2)
- Вопрос 85.
- Вопрос 85 (2)
- Вопрос 86.
- Вопрос 87.
- Вопрос 88.
- Вопрос 89.
- Вопрос 90.
- Вопрос 91.
- Вопрос 92.
- Вопрос 93 Понятие, предмет и объект экологического права. Источники экологического права.
- Вопрос 94 Экономико-правовое регулирование и нормирование в области охраны окружающей среды
- Вопрос 95
- 2. Государственные инспектора в области охраны окружающей среды обязаны:
- Вопрос № 96.
- Вопрос №97.
- Вопрос №98.
- Вопрос № 99.
- Вопрос 100.
- Вопрос 101.
- Вопрос 102.
- Вопрос 103.
- Вопрос 104
- Билет 105.
- Вопрос 106 Освобождение от наказания
- Основания освобождения от наказания
- Условно-досрочное освобождение
- Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания
- Освобождение от наказания в связи с изменением обстановки
- Освобождение от наказания в связи с болезнью
- Отсрочка отбывания наказания
- Освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда
- 107 Вопрос. Преступления в сфере экономики
- Вопрос 108.
- Вопрос 109 Ответсвенность за административные правонарушения и ее виды