Вопрос №4 Законы и подзаконные акты. Нормативные и ненормативные правовые акты.
Закон — это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам регулирования общественной и государственной жизни.
Законы — первичные, основополагающие нормативные акты. Их высшая юридическая сила состоит в том, что:
все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда не противоречить им;
они не нуждаются в каком-либо утверждении другими органами;
законы никто не вправе отменить кроме органа, их издававшего.
Законы принимаются высшими органами государственной власти (парламентами) или непосредственно народом в ходе референдума.
Подзаконный нормативный акт — одна из разновидностей правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона, во исполнение его, для конкретизации законодательных предписаний или их толкования, или установления первичных норм.
Главное свойство состоит в отражении иерархии нормативных актов, их соподчиненности по юридической силе. Верховенство закона и подзаконность иных актов нашли конституционное закрепление.
Подзаконные акты являются незаменимым средством обеспечить исполнение законов. В механизме реализации законодательных норм подзаконным актам наряду с процессуальными законами принадлежит основополагающее значение в качестве юридической основы всей правореализующей деятельности.
В зависимости от положения органов, издающих подзаконные акты, их компетенции, а также характера и назначения самих актов, подзаконные акты делятся на несколько видов. Ведущее место среди подзаконных актов принадлежит указам президента, постановлениям правительства.
К ненормативным актам относятся акты, не содержащие общих правил поведения, являющиеся актами однократного применения и относящиеся к индивидуально конкретным отношениям. Ненормативными являются индивидуальные правовые акты (например, приговор суда, указ о награждении орденом, приказ о приеме на работу и т.п.) и ненормативные акты общего характера (например, решение властного органа об амнистии, решение суда о разрешении строительства водохранилища, приказ о проведении учебного семинара на предприятии и т.п.). Если индивидуально-правовой акт имеет разовое значение и касается индивидуально определенных лиц, то это – ненормативный акт общего характера: хотя и исчерпывается однократным исполнением, но предназначен для реализации многими субъектами.
Однако ненормативные правовые акты не являются источниками права, поэтому особое внимание следует уделить нормативно-правовым актам.
Нормативные акты имеют временные, пространственные, предметные и субъективные пределы своего функционирования. Действие нормативного акта во времени обусловлено моментом вступления его в силу и моментом утраты им силы. В каждом государстве действуют нормы о порядке опубликования и вступления в силу законов и других правовых актов. В частности, в Российской Федерации федеральные конституционные, федеральные законы публикуются в официальных изданиях: "Российской газете" и "Собрании законодательства РФ". Они публикуются в этих изданиях в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ и вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования, если законом или актом законодательного органа не установлен другой порядок вступления их в силу.
Действие нормативного акта в пространстве связывается с их распространением на определенную территорию – государственную территорию. Под последней понимается сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ним, недра, а также территория демократических представительств за рубежом, военные и торговые суда, воздушные, космические летательные аппараты.
Территориальные пределы действия нормативных актов являют юрисдикцию государства. Законодательство других государств применяется на территории данного государства постольку, поскольку оно само это допускает в форме конкретных отношений с зарубежными государствами или в форме признания. Международные договоры регулируют действие законодательства одного государства за пределами его территории; особенно это имеет значение в отношении граждан и организаций, находящихся на территории других государств.
Предметное действие права означает регулирование строго определенных общественных отношений. Имеется в виду, что нормы одной отрасли права не могут распространять свое действие на отношения, регулируемые нормативными актами другой отрасли права. Например, акты, рассчитанные на регулирование имущественных отношений, не имеют силы для регулирования отношений между органами государственного управления, то есть если первые регулируются нормами гражданского права, то вторые – нормами административного права.
- Вопрос №1 Возникновение, понятие и признаки государства. Его функции, механизмы, формы.
- Вопрос №2 Понятие и источники права
- Вопрос №3 Структура норм права, их виды и расположение в нормативных актах.
- Вопрос №4 Законы и подзаконные акты. Нормативные и ненормативные правовые акты.
- Вопрос №5 Роль государства и права в социально-экономическом развитии.
- Вопрос №6 Общая характеристика теорий происхождения государства
- Вопрос №7 Основные правовые системы и правовые семьи современности.
- Вопрос №8 Публичное и частное право.
- Вопрос №9 Международное право как особая система права. Международные и межправительственные организации.
- Вопрос №10 Система источников права в рф.
- Вопрос №11 Система права и система законодательства.
- Вопрос №12
- Вопрос №13
- Вопрос №14
- Вопрос №15
- Вопрос 16.
- Форма государственного устройства: понятие и виды
- Вопрос 18. Форма современного Российского государства
- Вопрос19. Понятие и признаки права. Современные школы правопонимания.
- Вопрос 20. Норма права: понятие и признаки
- Вопрос 21 Структура правовой нормы, ее элементы. Способы изложения норм права в нормативно-правовых актах.
- Вопрос 22 Правотворчество: понятие, признаки, структура.
- Вопрос 23 Стадии правотворчества. Особенности законодательного процесса
- Вопрос 24 . Формы (источники) права: понятие, виды
- Правовой обычай
- Нормативный правовой акт
- Юридический прецедент
- Договор нормативного содержания
- Юридическая наука
- Вопрос 25 Нормативные акты рф
- Вопрос № 26 Закон в системе нормативных актов государства. Соотношение права и закона
- Вопрос №27 Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
- Вопрос №28
- Вопрос 29.
- Вопрос 30.
- Вопрос № 31
- Вопрос №32 Понятие и виды объектов правоотношений
- Понятие и классификация юридических фактов. Фактический (юридический) состав.
- Вопрос №35. Органы управления финансами и экономикой как субъекты правоотношений
- Вопрос № 36
- Вопрос № 37
- Вопрос №38.
- Вопрос №39.
- Вопрос №40.
- 41 Вопрос Правонарушение: понятие и признаки
- 42 Вопрос
- 43 Вопрос Виды правонарушений
- 44 Вопрос Юридическая ответственность: понятие, признаки, основания
- 45 Вопрос Законность: понятие, основные требования (принципы), гарантии
- Вопрос №46.
- Вопрос №47.
- Вопрос №49
- Вопрос 50
- Вопрос №51.
- Вопрос №52.
- Вопрос №53.
- Вопрос №54.
- Вопрос №55.
- Вопрос № 56 Конституционные права и свободы человека и гражданина в рф
- Вопрос № 57 Конституционные обязанности человека и гражданина в рф
- Вопрос № 58 Федеративное устройство рф
- Вопрос № 59 Конституционно-правовой статус рф и субъектов рф, разделение компетенций
- Вопрос № 60 Система органов гос власти в рф
- Вопрос 61
- Вопрос 62
- Вопрос 63 Судебная власти в рф
- Вопрос 64 Полномочия Президента рф
- Вопрос 65
- Вопрос №66
- Вопрос №67
- Вопрос №68
- Вопрос №69
- Предмет, метод и принципы гражданского права
- Субъекты и объекты гражданского правоотношения
- Вопрос 70.
- Вопрос 71.
- Вопрос 72
- Вопрос 73
- Вопрос 74.
- Вопрос 75
- Вопрос 76
- Вопрос 77 Защита права собственности
- Билет 78. Ответственность за нарушение гражданско-правовых обязательств
- Билет 79.
- Вопрос 80.
- Вопрос 81.
- Вопрос 82.
- Вопрос 83.
- Вопрос 84.
- Вопрос 84 (2)
- Вопрос 85.
- Вопрос 85 (2)
- Вопрос 86.
- Вопрос 87.
- Вопрос 88.
- Вопрос 89.
- Вопрос 90.
- Вопрос 91.
- Вопрос 92.
- Вопрос 93 Понятие, предмет и объект экологического права. Источники экологического права.
- Вопрос 94 Экономико-правовое регулирование и нормирование в области охраны окружающей среды
- Вопрос 95
- 2. Государственные инспектора в области охраны окружающей среды обязаны:
- Вопрос № 96.
- Вопрос №97.
- Вопрос №98.
- Вопрос № 99.
- Вопрос 100.
- Вопрос 101.
- Вопрос 102.
- Вопрос 103.
- Вопрос 104
- Билет 105.
- Вопрос 106 Освобождение от наказания
- Основания освобождения от наказания
- Условно-досрочное освобождение
- Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания
- Освобождение от наказания в связи с изменением обстановки
- Освобождение от наказания в связи с болезнью
- Отсрочка отбывания наказания
- Освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда
- 107 Вопрос. Преступления в сфере экономики
- Вопрос 108.
- Вопрос 109 Ответсвенность за административные правонарушения и ее виды