Вопрос №39.
Толкование норм права: понятие, способы, роль в правовом регулирован
Толкование представляет собой особый вид деятельности государственных органов, должностных лиц, граждан и их объединений, направленной на раскрытие смыслового содержания правовых норм и на выявление содержащейся в них государственной воли.
В ходе проведения толкования норм права уточняются не только общее содержание и назначение данной нормы, но и ее более конкретные элементы и обстоятельства, необходимые для осуществления правоприменительной деятельности.
С помощью толкования создаются предпосылки не только для более глубокого и всестороннего понимания нормативно-правовых актов и содержащихся в них норм, но и для их более полного и эффективного использования.
Толкование состоит из двух частей:
уяснение смысла нормы права
разъяснение сущности правовой нормы
Толкование-уяснение-представляет собой процесс получения полного и исчерпывающего представления о смысле правовой нормы «для себя».
Толкование-разъяснение - представляет собой совокупность выработанных государственными органами, общественными организациями и гражданами рекомендаций и пояснений, направленных на раскрытие подлинного смысла и содержания закона и его норм. В отличие от толкования уяснения толкование-разъяснение «работает» не «для себя», а «для других». Оно не имеет обязательного характера по отношению к каждому закону или каждой норме.
Приёмы толкования правовых норм:
грамматическое толкование (текстовое)– Суть следует уже из его названия, заключается в грамматическом, лексическом и синтаксическом анализе текста нормы или статьи нормативно-правового акта. Особое внимание при этом обращается на структуру текста, расстановку знаков препинания, на смысловое значение в данном тексте общеупотребительных терминов и слов, технических терминов, заимствованных из различных отраслей знания — науки, техники и искусства, а также на специальную, юридическую терминологию.
систематическое – использование системного подхода при анализе различных правовых норм, уяснении сущности и содержания нормы права путем сопоставления ее с другими, ранее принятыми нормами, установления ее места и роли в системе этих норм; этот метод помогает выявить пробелы законодательства
логическое – применяется для выяснения логического смысла правовых предписаний во всех тех случаях, когда сущность и содержание правовой нормы, статьи или целого акта невозможно определить путем систематического или грамматического (текстового) толкования
историко-политическое - выяснению социально-политической ситуации, в которой принималась данная норма, к установлению социально-политических мотивов ее издания, к определению основных целей и намерений законодателя.
Толкование норм права по объему:
Суть их заключается в определении степени соответствия содержания нормы права ее текстовому оформлению и выражению.
Буквальное толкование- когда смысл и содержание нормы полностью совпадают с ее текстовым оформлением и выражением, когда смысл ее усваивается буквально.
Ограничительный метод толкования- когда словесная формулировка шире её логического смысла, пример- ст.32 п.1 Конституции.
Расширительный метод толкования – когда буква закона уже её логического смысла, пример- ст.29 п.5 Конституции.
Толкование права в зависимости от юридических последствий:
официальное
неофициальное
Особенность официального толкования-разъяснения заключается в том, что оно осуществляется компетентными в этой области государственными органами или уполномоченными на то общественными организациями. Официальное толкование облекается в специальную юридическую форму (постановление, инструкция и пр.) и имеет обязательный характер. Основная цель официального толкования-разъяснения — обеспечить единообразное понимание содержания норм права и достижение их одинакового применения.
В зависимости от субъектов, толкующих норму права официальное толкование подразделяется на:
аутентичное (осуществляется теми же органами, которые издают данный нормативно-правовой акт; оно дается не в правоприменительном, а в законодательном порядке)
легальное толкование (осуществляется не самим органом, издавшим нормативно-правовой акт, а другими гос. органами в рамках их полномочий ( финансовые, судебные, налоговые органы))
Неофициальное толкование-разъяснение осуществляется негосударственными органами и организациями, различными научными и учебными заведениями, группами специалистов-юристов, отдельными гражданами. Оно выражается в форме устных или письменных советов, пояснений, рекомендаций. Такого рода акты не имеют обязательного характера и не влекут за собой каких бы то ни было юридических последствий.
Виды неофициального толкования:
Обыденное - осуществляется гражданами в их повседневной жизни и быту
Профессиональное (компетентное) – осуществляется профессионалами
Доктринальное (научное) – толкование норм права учёными.
Казуальное толкование- оно осуществляется лишь в связи с рассмотрением конкретного дела (казуса). Его необходимость возникает, в частности, тогда, когда нижестоящие право-применительные органы, по мнению вышестоящих, неправильно применяют нормы права к конкретным делам, допускают нарушения законодательства. Казуальное толкование (официальное) имеет юридическую силу лишь по отношению к конкретному случаю или делу. Неофициальное казуальное толкование такой силой вообще не обладает.
- Вопрос №1 Возникновение, понятие и признаки государства. Его функции, механизмы, формы.
- Вопрос №2 Понятие и источники права
- Вопрос №3 Структура норм права, их виды и расположение в нормативных актах.
- Вопрос №4 Законы и подзаконные акты. Нормативные и ненормативные правовые акты.
- Вопрос №5 Роль государства и права в социально-экономическом развитии.
- Вопрос №6 Общая характеристика теорий происхождения государства
- Вопрос №7 Основные правовые системы и правовые семьи современности.
- Вопрос №8 Публичное и частное право.
- Вопрос №9 Международное право как особая система права. Международные и межправительственные организации.
- Вопрос №10 Система источников права в рф.
- Вопрос №11 Система права и система законодательства.
- Вопрос №12
- Вопрос №13
- Вопрос №14
- Вопрос №15
- Вопрос 16.
- Форма государственного устройства: понятие и виды
- Вопрос 18. Форма современного Российского государства
- Вопрос19. Понятие и признаки права. Современные школы правопонимания.
- Вопрос 20. Норма права: понятие и признаки
- Вопрос 21 Структура правовой нормы, ее элементы. Способы изложения норм права в нормативно-правовых актах.
- Вопрос 22 Правотворчество: понятие, признаки, структура.
- Вопрос 23 Стадии правотворчества. Особенности законодательного процесса
- Вопрос 24 . Формы (источники) права: понятие, виды
- Правовой обычай
- Нормативный правовой акт
- Юридический прецедент
- Договор нормативного содержания
- Юридическая наука
- Вопрос 25 Нормативные акты рф
- Вопрос № 26 Закон в системе нормативных актов государства. Соотношение права и закона
- Вопрос №27 Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
- Вопрос №28
- Вопрос 29.
- Вопрос 30.
- Вопрос № 31
- Вопрос №32 Понятие и виды объектов правоотношений
- Понятие и классификация юридических фактов. Фактический (юридический) состав.
- Вопрос №35. Органы управления финансами и экономикой как субъекты правоотношений
- Вопрос № 36
- Вопрос № 37
- Вопрос №38.
- Вопрос №39.
- Вопрос №40.
- 41 Вопрос Правонарушение: понятие и признаки
- 42 Вопрос
- 43 Вопрос Виды правонарушений
- 44 Вопрос Юридическая ответственность: понятие, признаки, основания
- 45 Вопрос Законность: понятие, основные требования (принципы), гарантии
- Вопрос №46.
- Вопрос №47.
- Вопрос №49
- Вопрос 50
- Вопрос №51.
- Вопрос №52.
- Вопрос №53.
- Вопрос №54.
- Вопрос №55.
- Вопрос № 56 Конституционные права и свободы человека и гражданина в рф
- Вопрос № 57 Конституционные обязанности человека и гражданина в рф
- Вопрос № 58 Федеративное устройство рф
- Вопрос № 59 Конституционно-правовой статус рф и субъектов рф, разделение компетенций
- Вопрос № 60 Система органов гос власти в рф
- Вопрос 61
- Вопрос 62
- Вопрос 63 Судебная власти в рф
- Вопрос 64 Полномочия Президента рф
- Вопрос 65
- Вопрос №66
- Вопрос №67
- Вопрос №68
- Вопрос №69
- Предмет, метод и принципы гражданского права
- Субъекты и объекты гражданского правоотношения
- Вопрос 70.
- Вопрос 71.
- Вопрос 72
- Вопрос 73
- Вопрос 74.
- Вопрос 75
- Вопрос 76
- Вопрос 77 Защита права собственности
- Билет 78. Ответственность за нарушение гражданско-правовых обязательств
- Билет 79.
- Вопрос 80.
- Вопрос 81.
- Вопрос 82.
- Вопрос 83.
- Вопрос 84.
- Вопрос 84 (2)
- Вопрос 85.
- Вопрос 85 (2)
- Вопрос 86.
- Вопрос 87.
- Вопрос 88.
- Вопрос 89.
- Вопрос 90.
- Вопрос 91.
- Вопрос 92.
- Вопрос 93 Понятие, предмет и объект экологического права. Источники экологического права.
- Вопрос 94 Экономико-правовое регулирование и нормирование в области охраны окружающей среды
- Вопрос 95
- 2. Государственные инспектора в области охраны окружающей среды обязаны:
- Вопрос № 96.
- Вопрос №97.
- Вопрос №98.
- Вопрос № 99.
- Вопрос 100.
- Вопрос 101.
- Вопрос 102.
- Вопрос 103.
- Вопрос 104
- Билет 105.
- Вопрос 106 Освобождение от наказания
- Основания освобождения от наказания
- Условно-досрочное освобождение
- Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания
- Освобождение от наказания в связи с изменением обстановки
- Освобождение от наказания в связи с болезнью
- Отсрочка отбывания наказания
- Освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда
- 107 Вопрос. Преступления в сфере экономики
- Вопрос 108.
- Вопрос 109 Ответсвенность за административные правонарушения и ее виды