logo search
PR-проект по формированию позитивного имиджа государственного служащего в Республике Татарстан

1.1 Имидж государственного служащего как объект социологического исследования

В данной курсовой работе объектом социологического исследования выступает государственный служащий.

Изучение данной темы повлекло комплексное исследование понимания сущности феномена «имидж». Понятие «имидж» сформировалось в зарубежном менеджменте и политической науке. Широкое распространение в отечественной науке понятие «имидж» получило в последние десятилетия. Однако сам термин был введен в научный оборот еще в 60-х годах XX века экономистом К. Боулдингом. В рамках политической науки имидж используется применительно к правителям, главам государств, лидерам политических партий Ушакова Н.В., Стрижова А.Ф. «Имиджелогия»/ М.: Издательско-торговая корпорация « Дашков и К», 2010. - 280 с..

В России данный феномен, вызывает интерес у культурологов, политологов, психологов, экономистов. Большинство работ исследователей посвящено имиджам политических и государственных деятелей. Отметим, исследования таких авторов, как Е.В. Егорова-Гантман, Е.А. Орлова, А.М. Цуладзе Абашкина Е., Егорова-Гантман Е., Косолапова Ю., Разворотнева С., Сиверцев М. Политиками не рождаются: как стать и остаться эффективным политическим лидером, / М.: 1997- с. 237- 262.

В настоящее время изучением имиджа руководителя/лидера занимаются и социологи. Общие вопросы, касающиеся сущности имиджа руководителя в государственной службе, его структурные составляющие, а также проблемы нравственности и профессионализма рассматриваются в работе С.Е. Ананьевой Ананьева С.Е. Формирование имиджа руководителя в сфере государственной службы ./ Дис.канд.соц.наук. М.: 2004 - c. 264. Системный анализ процессов формирования, продвижения и коррекции имиджа политического лидера средствами печати в период избирательной кампании осуществлен в исследовании Е.Ю. Савиной Савинова, Е. Ю. Образы и имиджи в дискурсе национальной идентичности / Е. Ю. Савинова// Полис. - 2008. - №5. - С. 7-8., которая проинтерпретировала понятие «имидж политического лидера», уделив большее внимание психологическим и политологическим аспектам Егоров В. Чиновник - это социально ответственный профессионал, который служит национальным интересам//Человек и труд. 2001. № 3 - 35 с..

В последнее время появились работы, освещающие маркетинговый опыт в формировании имиджа общественного деятеля, с помощью различных информационных технологий. Среди отечественных исследователей выделим Б.Л. Борисова, П.С. Гуревича, М. Мараховскую, С. Комаровского Комаровский В.С. Государственная служба и СМИ (Курс лекций)./ - Воронеж: Изд-во им. Е.А. Болховитинова, 2003. - 310 - 311с., А. Федорову. Специалистами избирательных кампаний и политической рекламы изданы работы, освещающие приемы СМИ, используемые в избирательных кампаниях, которые направлены на активизацию или дискредитацию кандидата.

Существует несколько методологических подходов к изучению имиджа: семиотический (К.Г. Юнг, Ч.С. Пирс, Ж. Пиаже, Дж. Брунер), интеракционистский (Дж.Г. Мид, Дж. Морено, Т. Шибутани), социального влияния (Ф. Зимбардо), имидж как способ преодоления когнитивного диссонанса (Л. Фестингер, Т. Ньюком), как способ социального познания (Г.М. Андреева).

С точки зрения семиотики, науки о знаках, имидж рассматривается как знаковая структура, «нечто большее меня самого», который имеет прямое отношение к человеческим ценностям и аттитюдам. Символизм многовариантен. Э. Сепир Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. /- М.: Прогресс, 1993. - (Филологи мира). Электронная книга. - 656 с. выделяет два принципиально различных типа символов: референциальная символика - экономные средства обозначения и конденсационная символика - чрезвычайно сжатая форма заместительного поведения или выражения чего-нибудь, которая позволяет полностью снять эмоциональное напряжение в сознательной или бессознательной форме. Использование символов, значимых для аудитории, с сохранением их семантики дает направление для домысливания. Здесь важны психосемиотическая компетентность, рефлексия семиотических компонентов собственной экспрессии (взгляд на себя со стороны - рефлексия первого порядка, взгляд на себя глазами другого - рефлексия второго порядка), коррекция внешних технологий самоподачи, адекватная интерпретация знаков общения Деркач А.А. Личность государственного служащего .

Имидж может рассматриваться как знаково-образно-символическая структура, как система социальных интеракций и образа для других: Я-реального (как есть), Я-идеального (как хотелось бы) и Я-зеркального (у других), - производная когнитивного диссонанса, механизм социального влияния, а также роста и самосовершенствования.

Существует несколько подходов к рассмотрению структуры имиджа. Е.В. ЕгороваТургаева А. С, Егорова Е.В Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, Е.В. Егорова . -- СПб.: Питер, 2005. -- 560 е.: ил. -- (Серия«Учебное пособие» - c. -55- 61., анализируя имидж политического лидера, выделяет следующие составляющие:

- персональные характеристики: физические, психофизические особенности, характер, тип личности и индивидуальный стиль принятия решений;

- социальные характеристики:

а) статус, включающий в себя не только статус, связанный с занимаемой официальной позицией, но также связанный с происхождением и богатством;

б) связь с различными социальными группами: с теми чьи, интересы он представляет, с теми, кто поддерживает его и является союзником, и с теми, кто является его оппонентами и врагами;

в) нормы и ценности личности;

- символические характеристики: некий постоянный набор качеств и черт, которые должен демонстрироваться человеком, чтобы актуализировать «нужные» архетипы в сознании людей.

Г.Г. Почепцов Почепцов, Г.Г. Профессия: имиджмейкер/ Почепцов, Г.Г. -СПб.: Алетейя 2001. - 256 с. выделяет следующие компоненты персонального имиджа: прошлое, семья, спорт, домашние животные, хобби, слабости. По мнению, Понятие «имидж» впервые появилось в советской публицистике в 1970-е гг., причем с негативной окраской, а в 1980-е гг. уже вошло в активный лексикон ученых разного рода социальных дисциплин. С тех пор в научных кругах продолжается, рефлексия относительно данного понятия, его содержательные характеристики сравнивают с характеристиками таких понятий, как «образ», «репутация», «престиж», «авторитет», «рейтинг» и т.п. Емельянов А.Б. Чин.

Современной интерпретацией имиджа в отечественной науке занимаются Н.В. Бекетов, Э.А. Галумов, В. Горчакова, В.С. Комаровский, Ф.А. Кузин, А.Ю. Панасюк, Е.Б. Перелыгина, Е.А. Петрова, Г.Г. Почепцов, А.М. Цуладзе, В.М. Шепель и многие другие Соловьев, Э.Г. Международный имидж современной России: дефицит привлекательности или дефицит идей? / Э.Г. Соловьев, А.Н. Смирнов // Полис. - 2008. - №5. - С. 19-33..

На сегодняшний момент нет однозначного определения имиджа. А.Ю. Панасюк говорит об имидже как о мнении, которое сложилось о каком-то человеке. Г.Г. Почепцев - как об образе, сложившимся в массовом сознании. В.М. Шепель - как о личном обаянии. Е.Б. Перелыгина считает, что имидж - это символический образ субъекта, создаваемый в процессе субъект - субъектного взаимодействия.

Единого общепринятого научного определения понятия «имидж» не существует. В переводе с английского, понятие «имидж» буквально означает «образ», «изображение», «точное подобие».

Имидж - это устойчивый образ, который будучи созданным, способен существовать и в отсутствие субъекта, являющегося его прообразом. Это «визитная карточка», создаваемая личностью для других, это образ, ориентированный и предполагающий возможную реакцию, впечатление, которые мы рассчитываем вызвать у окружающих Ушакова Н.В., Стрижова А.Ф. «Имиджелогия»./ М.: Издательско-торговая корпорация « Дашков и К», 2010. - 276- 277 с..

Горчакова В.Г. в своих работах рассматривает имидж личности, под которым понимается, что человек из себя представляет с учетом общественного мнения. И то, насколько он будет ценным, настолько успешным и состоятельным будет его создатель.

Имидж включает не только естественные свойства личности, но и специально созданные. Он связан как с внешним обликом, так и с внутренним содержанием, психологическим типом, черты которого отвечают требованиям и запросам времени. Имидж наделяет объект дополнительными характеристиками, выделяет его из ряда схожих с ним. В действительности объект не имеет тех свойств, которые видит зритель. Однако для воспринимающих он обладает определенной значимостью .

Имидж - это внешний образ, создаваемый субъектом с целью вызвать нужное ему впечатление, мнение, отношение у других (К.А. Брянцева) Брянцева, К.А. Социология имиджа: постановка проблемы / К.А. Брянцева // Вестник Московского университета.- Серия 18 "Социология и политология" : Науч. журнал . - 01/2008 . - N1 . - С.105-118 ..

По словам Комаровского В.С. Комаровский В.С. Государственная служба и СМИ (Курс лекций). / - Воронеж: Изд-во им. Е.А. Болховитинова, 2003. - 310 с. имидж - сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ чего-либо или кого-либо.

Другой отечественный исследователь - Бекетов Н.В. Рейнгольд Г. Умная толпа: новая социальная революция./ М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. - 416 с отмечает, что человек действует в соответствии с целью создать определенное впечатление, которое вызовет конкретные желательные реакции, или подает себя так, как принято в определенной социальной группе, обстановке. Следовательно, имидж, рассчитан, ориентирован на ожидания, на временной контекст, на соответствующие ситуации. Начинается имидж с внешнего облика, а заканчивается на уровне поведения.

Имидж может быть спонтанным и искусственно выстроенным, неосознанным и осознаваемым.

В буквальном смысле image означает собирательный «образ» персоны, включающий не только внешнее впечатление, но и стиль его мышления, особенности действий и поступков и даже его представление о себе.

Кондратьев Э.В. Кондратьев, Э.В. Связи с общественностью: учебное пособие для высшей школы / Э.В. Кондратьев, Р.Н. Абрамов. /- М. : Академический Проект, 2003. - 416- 423с. и Абрамов Р.Н. Рейнгольд Г. Умная толпа: новая социальная революция. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. - 416 с. рассматривали разнообразные типы имиджа. Некоторые из них можно применить к государственным служащим: зеркальный, текущий, желаемый, мифологический, моделируемый, закрытый имиджи.

Зеркальный - имидж свойственный нашему представлению о себе.

Текущий - вариант имиджа характерный для взгляда со стороны.

Желаемый - тип имиджа отражающий то, к чему мы стремимся.

Мифологический имидж - построение поведения лидера с учетом сложившихся в данном обществе мифов.

Моделируемый (стратегический) имидж - образ личности, который стремятся создавать личные имиджмейкеры лидера и привлеченные специалисты. Моделирование имиджа распространено в практике политического ПР.

Закрытый - имидж, характерный для многих советских вождей. Он интересен тем, что каждый потребитель может вписывать в него те черты, которые сам считает наиболее убедительными.

Дополнительно к данным видам можно добавить классификацию имиджа В. Горчаковой Горчакова, В.Г. Имидж личности / В.Г. Горчакова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2008. - №3. - С. 133-138..

Относительно социальной роли человека выделяется деловой, рассчитанный на людей, облеченных властью, и имидж для знакомств. По мере копирования другого выделяют: органический имидж (самопостроение), результирующий (копирование образца), наведенный (промежуточный к поиску себя).

Внутренние составляющие имиджа - это менталитет, профессиональный интерес, внешние - одежда, прическа, мимика, позы, жесты. Существует еще процессуальная сторона имиджа: общение, самоподача, индивидуальный стиль деятельности, особенности маркировки социальной среды и стиль жизни. Эстетическая сторона определяется гармонией человека, внутренней и внешней, социальным и личностным обаянием, сексуальной привлекательностью Шмарковский Л.Я. Имидж государственного служащего и средства массовой информации / Л. Я. Шмарковский // Социология власти: Информ.-аналит. бюл. / РАГС. - 2003. - № 2/3. - С. 193-213..

Действие имиджа основано на сильном эмоциональном впечатлении. Имидж является особым психическим образом, но он все же обладает общими характеристиками, присущими любому психическому образу. Перечислим их:

- имидж - объект идеальный, возникающий в сознании людей, поэтому он не подлежит прямому измерению. Оценить его можно лишь по их отношениям, проявляющимся в общении, деятельности и выборе. Поэтому, создав имидж, необходимо проводить его мониторинг и изучать реакции на него;

- эффективный имидж должен быть целостным и непротиворечивым, соответствующим обобщенным представлениям;

- как идеальное образование имидж неустойчив, поэтому его постоянно надо «подкреплять» рекламой или разнообразными целевыми ПР-акциями;

- имидж, хотя и является иллюзорным образом, должен все же быть в какой-то мере реалистичным, явное приукрашивание достоинств приведет к снижению доверия;

- имидж должен вызывать сильный положительный эмоциональный отклик.

Имидж государственного служащего может быть Востряков П.П. Организационно-правовые проблемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих./ Автореф. дисс ... К.Ю.Н. -- М., 2001. - С.13.:

- внешним, то есть проявляющимся в основном во внешней среде, ориентированной на публику (широкую массу);

- внутренним, формируемым как впечатление о работе и отношениях персонала (корпоративные отношения, этика поведения, особенности делового общения, традиции и пр.);

- позитивным - на его достижение направлена вся РR-деятельность;

- негативным - формируется в основном в политике политическими оппонентами с помощью так называемого «черного ПР» и антирекламы;

- естественным - складывающийся стихийно, без специальных ПР-акций и рекламы, в результате практической деятельности муниципального служащего;

- искусственным - создаваемый специально рекламой или ПР-акциями и не в полной мере соответствующий характеру и результативности деятельности муниципального служащего;

- когнитивным - дающим «сухую» специальную информацию (ориентирован главным образом на людей сведущих, узких специалистов);

- эмоциональным, чувственным (такой имидж ориентирован на широкую аудиторию и призван вызвать сильный эмоциональный отклик).

В ст. 3 Закона об основах государственной службы содержится такое определение: «Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном Федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации» Об Основах государственной службы Российской Федерации: Фед. закон [Текст]: (от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ) // Сбор. законодательств Рос. Федерации. - 2003. - №22. - ст. 2063..

Таким образом, имидж муниципального служащего состоит из следующих компонентов - внешний вид, уровень образованности, манеры поведения, его мысли, личностные и профессиональные качества, отношение к себе и к окружающим.

Именно в действиях выражает себя человек. Информацию о человеке нам сообщает язык его лица, поведения, привычек, навыков, техника владения телом и в конечном итоге устно- письменная речь.

Имидж может быть личностным и профессиональным. Психологический контекст имиджей сводится к следующему: страх разума перед собой (М. Хайдеггер Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 2002 СПб.-c. 333, 338, 343, 332, 320, Ж.П. Сартр Сартр Ж. П. Экзистенциализм -- это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1999. С. 319--344. С. 320, 321, 323, 327,.), бегство от самого себя в систему общения, слепое подражание найденным образцам поведения; социальный рефлекс - понравиться другому, добиться своего; управление вниманием; управление эмоциями.

На основе изученного материала напрашивается вывод о том, что данные исследователи рассматривали только имидж личности или просто имидж. Конкретного определения имиджа государственного служащего они не дали. Но на основе выше сказанного можно сформулировать следующие определения относительно имиджа государственного служащего:

- это некий образ созданный как самим государственным служащим, так и сложившийся в сознании людей, в общественном мнении;

- определенный стереотип поведения государственного служащего;

- это то впечатление, которое он воспроизводит на окружающих;

- это внешний образ лица осуществляющего службу на должностях в государственной службе.

Суммируя сказанное, можно предложить такое определение понятия «имидж государственного служащего» - это образ-представление, методом ассоциаций наделяющий объект, в качестве которого выступает государственный служащий, свойствами (социальными, психологическими, эстетическими и т.д.), которые не всегда имеют основания в реальных свойствах самого объекта, но обладают социальной значимостью для воспринимающего такой образ.

Итак, имидж государственного служащего может быть как основным, так и побочным продуктом деятельности, но он не всегда искусственное образование. Важно не только создать имидж государственного служащего, но и жить на уровне этого имиджа, все время его оправдывая и подкрепляя, иначе он окажется разоблаченным.