1.2 Имидж государственного служащего в системе PR
В процессах взаимодействия государственного служащего с населением имидж выполняет весьма разнообразные функции: выделят госслужащего, создавая его отличия от других, или наоборот, позволяет отождествлять его с желаемой группой, к которой он, может быть, и не принадлежит.
Изучением, формированием имиджа, результатами этого формирования занимается PR. Сочетание PR (Public Relations) в переводе с английского языка означает «общественные отношения». Общественные отношения или Связи с общественностью - «паблик рилейшнз» - во всем мире известны в качестве важного элемента деловых отношений. Сегодня мы можем говорить о PR как о новом роде деятельности, играющем важную роль в расширении границ управления в работе коммерческих фирм и банков, правительств и государственных служб, некоммерческих организаций и благотворительных фондов. PR - это неотъемлемая часть эффективного управления любой организованной формой деятельности, как частной фирмы, так и государства в целом. Поэтому в органах государственной власти следует создавать специальные подразделения, состоящие из профессионалов, занимающихся PR. PR-службы или отделы по связям с общественностью должны выполнять следующие функции:
1) создание позитивного имиджа органов государственной власти(ее сотрудников, структурных подразделений) в глазах различного контингента общественности;
2) обеспечение благоприятной внутрикорпоративной атмосферы;
3) нейтрализация конфликтов;
4) изучение общественного мнения;
5) курирование важных социальных связей;
6) анализ воздействия организации на общественность Борисов Б. Л. Технологии рекламы и паблик рилейшинз: Учебное пособие./ Б.Л. Борисов - М.: Фаир-Пресс, 2001. - 152 с.
Следовательно, деятельность PR-служб в структуре государственной власти должна быть связана с представлением различных сторон, компонентов, составляющих государственные интересы. Соответственно, и партнер, к которому она обращается, выступает гражданин, ассоциированный в какую-либо организацию, или в качестве индивидуального субъекта.
Одной из главных целевых задач деятельности PR-служб и взаимодействующих с ними СМИ является формирование благоприятного имиджа политического лидера и (или) организации - будь то властная структура, включая государственную службу в целом, ее конкретное подразделение. Задача создания имиджа состоит в том, чтобы ярко, образно высветить реальные достоинства объекта и «заретушировать» малопривлекательные Панасюк А.Ю. Формирование имиджа /А.Ю. Панасюк - М.:Омега-Л, 2008. - 281 с.
Созданный PR-специалистами имидж должен обладать определенной способностью к изменению, если этого требует сложившаяся социально-политическая ситуация (в этом случае особенно важен доступ к СМИ, и наличие или отсутствие коммуникационных барьеров, которые способны создать «не заинтересованные стороны»). Имидж можно направленно формировать, уточнять или переделывать с помощью модификации деятельности, поступков и заявлений социального субъекта Фрайзер П. Современные паблик релейшнз /П. Фрайзер - М.: Инфра - М, 2002. -349 с..
Цель создания благоприятного имиджа властных структур состоит в том, что властные структуры должны не только работать эффективно, но и все граждане должны быть убеждены в том, что они работают эффективно.
В своей деятельности работники PR- служб должны учитывать факторы, влияющие на формирование имиджа. К таким факторам относятся:
1) СМИ. В этой связи вопрос освещения работы властных структур в СМИ того, насколько успешно они справляются с этой задачей, приобретает первостепенное значение для формирования представления граждан о деятельности органов власти. Право граждан на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций закреплено Законом РФ «О средствах массовой информации». Эта деятельность призвана укреплять доверие граждан к властным структурам, формировать их благоприятный образ.
2) Внешний вид и облик сотрудников (от часов до галстука), интерьер офиса, вплоть до шрифта табличек на дверях кабинетов. И плохо отремонтированный подвал, и грязная лестница вряд ли послужит укреплению доверия к государственной службе.
3) Стиль общения, принятый в государственном учреждении. Если вахтер нахамит еще у входа, а секретарь грубо указывает на стул, не успев поздороваться, нетрудно предсказать первое впечатление посетителя от посещения такого государственного учреждения. В сознании граждан первая встреча, первый такой контакт, уже формирует образ организации, изменить который будет стоить гораздо больше усилий, чем научиться вежливо встречать граждан.
4) Оставшееся наследие негативного имиджа, созданного со времен СССР.
5) Существование нескольких объективно сформированных моделей имиджа властных структур:
а) «внутренняя своя», для потребления правящей элитой и верхним слоем наиболее обеспеченных представителей власти, которая создана для собственного потребления;
б) «внешняя чужая» предназначенная для представления государства и властных структур перед мировым сообществом;
в) «внешняя своя», созданная так же правящей элитой и предназначенная для потребления гражданами.
При работе со СМИ следует учитывать, что информация, передаваемая ими посредством репортажей, статей и т.д. может быть воспринята неоднозначно. Организовывая пресс-конференцию, работник отдела по связям с общественностью должен заранее готовиться, все тщательно продумывать, организовывать так, чтобы представители СМИ остались довольны и пресс-конференцией, и ее результатами. Следует избегать двусмысленных выражений, непонятных речевых оборотов, резких высказываний, так как PR-агент не может проконтролировать, какая именно информация о вопросах, поднятых на пресс-конференции, будет опубликована и будет ли она опубликована вообще.
Поэтому его задача - преподнести информацию так, чтобы она дошла до конечного потребителя в том виде, какой требуется для эффективного процесса формирования успешного имиджа.
Отдел по связям с общественностью должен активно участвовать в разработке концепции работы с гражданами. Взаимодействие PR-отдела с работниками органов государственной власти должно происходить постоянно. В любом государственном учреждении должны быть этические нормативы (этический кодекс и т.п.); одежда государственных служащих должна быть не вызывающей, соответствующей их служебному положению; дизайн интерьера государственного учреждения должен быть светлым, простым, но все же показывающим, что здесь находятся представители государства, что это серьезное учреждение, занимающееся важными вопросами; со служащими регулярно должны проводиться тренинги, беседы и аттестации, подтверждающие их профессиональные навыки и умение правильно и вежливо общаться с людьми, причем, это касается не только руководителей и специалистов, но также обслуживающий персонал. Работникам службы по работе с общественностью стоит вносить свои коррективы в организацию рабочего процесса, давать рекомендации руководству государственного учреждения для изменения имиджа властных структур в лучшую сторону.
К тому же, PR-служба должна следить за динамикой развития, изменения общественного мнения. Должны проводиться социологические исследования на основе опросов населения и экспертных опросов, а также на основании других социологических методов Бодиан Ж.П. Управление имиджем компании: Паблик рилейшинз: предмет и мастерство / Ж.П. Бодиан - М. : Инфра-М, 2001. - 278 с. Наряду с выявлением проблем в общественных отношениях, должны применяться методы оценки происходящих событий, нужно осуществлять прогнозирование, выявлять наиболее развивающиеся и влияющие на характер взаимоотношений государственных органов с обществом тенденции. На основании выявленных тенденций необходимо искать пути решения проблем, использовать нестандартные методы, отслеживать результаты и в зависимости от этих результатов координировать свою деятельность и давать рекомендации по координации деятельности государственных органов Панасюк А.Ю. Формирование имиджа /А.Ю. Панасюк - М.:Омега-Л, 2008. - 238 с.
Специалисту по общественным отношениям необходимо признать существование нескольких моделей имиджа и строить свою деятельность на основании изучения и сочетания этих моделей. В противном случае вся деятельность по формированию положительного имиджа будет либо неэффективной, либо даст противоположные результаты.
В настоящее время можно говорить об определенной стабилизации общественных процессов, снижении остроты протекания конфликтов и общей невротичности общества. Тем не менее, построение действенного имиджа властных структур по-прежнему представляет задачу большой сложности и требует определенного кредита доверия со стороны граждан, и скорее кредита доверия не к словам и посылам властных структур, а к их действиям.
Цицерон писал: «Доверие можно снискать двумя качествами: если нас признают дальновидными и справедливыми»Гуревич П. С. Приключения имиджа: технология создания телевизионного образа и
парадоксы его восприятия./ П. С. Гуревич - М.: Искусство, 1991. - 148 с.
Для создания благоприятного имиджа как государственных служащих, так и всей системы органов государственной власти, следует работать, учитывая все вышеперечисленные направления. Только комплексный подход может дать положительные и эффективные результаты деятельности PR-служб. Если создать доверительный имидж органов государственной власти, можно будет говорить о двусторонних отношениях системы государственного управления с гражданами, о положительных последствиях этих отношений. Лишь тогда мы увидим в новостях и примем как должное не сообщение о даче взятки должностному лицу, а репортаж об эффективной работе органов государственной власти и высокой оценке морально-этических качеств госслужащих. А слово «чиновник» больше не будет ассоциироваться с «бюрократией», «некомпетентностью» и «меркантильностью».
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в целом, модель отношений с общественностью в России еще не сформирована полностью для получения эффективных и положительных результатов. Но службы, занимающиеся созданием доверительного имиджа государственных служащих, необходимы в органах государственной власти, Потому что именно специализированные службы, в которых работают высококвалифицированные специалисты, могут изменить существующий на данный момент характер связей органов государственной власти и населения, сложившийся под влиянием негативного образа системы органов государственной власти в глазах граждан.
имидж власть политический
- Введение
- Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения формирование имиджа государственного служащего
- 1.1 Имидж государственного служащего как объект социологического исследования
- 1.2 Имидж государственного служащего в системе PR
- Глава 2. Анализ формирование имиджа государственного служащего в РТ
- 2.2 Результаты социологических исследований по формированию государственного служащего в РТ
- 57. Формирование имиджа государственного служащего
- 1.3 Роль pr-технологий в создании и формировании положительного имиджа современной компании
- 28 Связи с общественностью и формирование позитивного имиджа организации.
- 21.1. Формирование позитивного имиджа
- Вопрос 53. Формирование имиджа. Основные направления pr-деятельности по созданию имиджа социальных субъектов.
- 21)Формирование имиджа Pr Объекта
- 5.2.2. Развитие позитивного имиджа государственного служащего: сущностный подход
- 2. Стратегия проекта