21.5. Международно-правовые механизмы
охраны окружающей среды
В настоящее время проблемы охраны окружающей среды не ограничиваются рамками отдельных стран и регионов, а приобрели глобальный характер. В мире сложилась такая ситуация, когда само развитие человеческой цивилизации ставит выживание человека под реальную угрозу экологической катастрофы. Поэтому проблемы экологической безопасности могут быть решены совместными усилиями государств и неизбежно требуют международного сотрудничества, совместных согласованных действий государств и международных организаций.
Спасение человечества от страшной экологической беды, сохранение нашей цивилизации должно стать мировой объединяющей идеей.
Важной основой сотрудничества государств в области охраны окружающей среды является его международно-правовое регулирование. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" устанавливает, что "Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации в области охраны окружающей среды" (ст. 81).
В рамках современного международного права сложилась самостоятельная отрасль права, регулирующая отношения между государствами по обеспечению экологической безопасности в мировом масштабе, - международное экологическое право.
Международное экологическое право (международное право окружающей среды) - это совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения, возникающие между государствами и другими субъектами международного права, складывающиеся по поводу рационального использования и охраны окружающей природной среды.
Международно-правовая охрана окружающей среды осуществляется на основе следующих принципов:
- принцип защиты окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений;
- принцип недопустимости трансграничного ущерба;
- принцип экологически обоснованного, рационального использования природных ресурсов;
- принцип недопустимости радиоактивного заражения;
- принцип защиты экологических систем Мирового океана;
- принцип запрета военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на окружающую среду в концентрированном виде;
- принцип обеспечения экологической безопасности;
- принцип контроля за соблюдением международных договоров по охране окружающей среды;
- принцип международно-правовой ответственности государств за ущерб окружающей среде.
Основанная на этих принципах внутренняя и внешняя экологическая политика государств должна способствовать обеспечению национального и международного экологического правопорядка.
Международно-правовые принципы по охране окружающей природной среды были сформулированы в различных программных документах международных конференций, проводимых под эгидой ООН по проблемам охраны окружающей среды.
Первой международной экологической конференцией, проведенной под эгидой ООН, является Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей среды, которая состоялась в июне 1972 года в Швеции. По итогам этой конференции были приняты Декларация принципов и План действий. Эти документы получили одобрение Генеральной Ассамблеи ООН и явились началом регулярной программы ООН по охране окружающей среды.
Дальнейшее развитие принципов международного экологического права продолжила Всемирная хартия природы, которая была одобрена Генеральной Ассамблеей ООН и провозглашена в Резолюции от 28 октября 1988 года.
В июне 1992 года в Рио-де-Жанейро (Бразилия) состоялась Конференция ООН, которая приняла Декларацию по охране окружающей среды и развитию. Итогом этой конференции стал глобальный программный документ, содержащий около 40 разделов по направлениям деятельности мирового сообщества в области взаимосвязанных проблем окружающей среды и социально-экономического развития на долгосрочную перспективу с предложениями о путях и средствах достижения поставленных целей.
Декларацией, принятой в Рио-де-Жанейро, были определены цели международно-правовой охраны окружающей среды. К ним относятся:
- налаживание нового и равноправного сотрудничества в мировом масштабе посредством установления новых уровней международного сотрудничества;
- определение перспектив развития международно-правовой охраны окружающей среды;
- развитие национального законодательства в области охраны окружающей среды;
- установление мер, наиболее эффективных для поддержания благоприятного состояния окружающей среды и ее восстановления.
В мае 2000 года в Мальме (Швеция) прошел Первый глобальный форум по окружающей среде на уровне министров - Шестая специальная сессия Совета управляющих Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП). По итогам форума была принята Мальменская декларация министров от 31 мая 2000 года. В этой Декларации были сформулированы основные направления природоохранной деятельности правительств стран - участников Первого глобального форума по окружающей среде. Необходимой составляющей программы сохранения и восстановления окружающей среды должны стать технические нововведения, новые ресурсосберегающие технологии, разработки альтернативных видов топлива, приоритет экологических интересов над экономическими при принятии решений в сфере природопользования и охраны окружающей среды и другие направления охраны окружающей среды.
Россия также участвовала в этом Глобальном форуме и подписала Декларацию министров. Участие Российской Федерации на данном форуме проявилось в принятии ею соответствующих нормативно-правовых актов. В частности, в статье 82 Федерального закона "Об охране окружающей среды" устанавливается, что "международные договоры Российской Федерации в области охраны окружающей среды, не требующие для применения издания внутригосударственных актов, применяются к отношениям, возникающим при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации в области охраны окружающей среды применяется соответствующий нормативный правовой акт, принятый для осуществления положений международного договора Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации в области охраны окружающей среды установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора".
Основную долю в решении экологических проблем в мире занимают международные экологические организации. По правовому статусу они делятся на неправительственные и межправительственные.
К межправительственным экологическим организациям относятся:
- Программа ООН по окружающей среде - ЮНЕП (United Nations Environment Programme), включающая в себя: Совет управляющих, секретариат и фонд окружающей среды;
- Комиссия ООН по устойчивому развитию при Экономическом и социальном Совете ООН - ЭКОСОС;
- Международное агентство по атомной энергетике - МАГАТЭ;
- Всемирная организация здравоохранения - ВОЗ;
- Всемирная метеорологическая организация - ВМО и другие организации.
Наряду с межправительственными экологическими организациями в охране мирового экологического правопорядка принимают участие и неправительственные экологические организации. В мире функционирует более 500 таких организаций, наиболее значимыми и имеющими резонанс в экологической деятельности являются:
- Международный союз охраны природы и природных ресурсов - МСОП;
- Гринпис - Greenpeace;
- Всемирный фонд охраны дикой природы - WWF;
- Всемирный фонд охраны дикой живой природы;
- Международный совет по охране птиц;
- Всемирная федерация по охране животных и другие организации.
Межправительственные экологические организации в своей деятельности руководствуются принципами международно-правовой охраны окружающей среды и в отличие от неправительственных экологических организаций имеют реальные рычаги воздействия на нарушителей международных экологических норм. Эти способы воздействия заключаются в наложении экономических санкций на государства, не соблюдающие установленные международные правила охраны окружающей среды, исключении этих государств из претендентов на международную экономическую помощь и других международно-правовых мерах охраны окружающей среды.
Контрольные вопросы
1. Понятие и система экологического права.
2. Понятие и виды экологических правоотношений.
3. Субъекты экологических правоотношений.
4. Понятие и общая характеристика экологических прав граждан.
5. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.
6. Экологический контроль в Российской Федерации.
- «Ивановский государственный университет»
- 1.2. Сущность и функции государства
- 1.3. Форма государства
- Глава 2. Гражданское общество и правовое государство
- 2.1. Возникновение и развитие идеи правового государства
- 2.2. Гражданское общество и правовое государство
- 2.3. Принципы правового государства
- 2.4. Формирование правовой государственности в России
- Раздел 2. Понятие и сущность права
- Глава 3. Понятие и социальное назначение права
- 3.1. Понятие и признаки права
- 3.2. Право и мораль
- 3.3. Правоотношения
- 3.4. Правосознание и правовая культура
- 3.5. Правовые нормы
- Глава 4. Система права и система законодательства
- 4.1. Система норм права и ее элементы
- 4.2. Частное и публичное право
- 4.3. Отрасли права и их институты
- 4.4. Систематизация законодательства: понятие и виды
- Глава 5. Источники права
- 5.1. Понятие и виды источников права
- 5.2. Источники права в Российской Федерации
- Глава 6. Реализация права
- 6.1. Понятие и формы реализации права
- 6.2. Применение норм права
- 6.3. Толкование правовых норм
- Глава 7. Правомерное поведение. Правонарушение и юридическая ответственность
- 7.1. Понятие и основные виды правомерного поведения
- 7.2. Юридический конфликт
- 7.3. Понятие и виды правонарушений
- 7.4. Юридическая ответственность: понятие и виды
- Раздел 3. Основы конституционного права
- Глава 8. Конституционное право - ведущая отрасль российского права
- 8.1. Понятие и система
- 8.2. Понятие и юридические свойства Конституции России
- 8.3. Основы конституционного строя Российской Федерации
- Глава 9. Федеративное устройство россии
- Глава 10. Права и свободы человека и гражданина
- 10.1. Конституционно-правовой статус личности
- 10.2. Гарантии прав и свобод человека и гражданина
- 10.3. Гражданство в Российской Федерации
- Глава 11. Система органов государственной власти россии
- 11.1. Конституционно-правовой статус
- 11.2. Федеральное Собрание Российской Федерации
- 11.3. Правительство Российской Федерации
- 11.4. Конституционные основы судебной
- Глава 12. Правоохранительные органы российской федерации
- 12.1. Прокуратура Российской Федерации
- 12.2. Министерство внутренних дел Российской Федерации
- 12.3. Министерство юстиции Российской Федерации
- 12.4. Органы федеральной службы безопасности России
- 12.5. Адвокатура
- 12.6. Нотариат
- Раздел 4. Отрасли российского права
- Глава 13. Основы гражданского права
- 13.1. Понятие гражданского права, его предмет и метод
- 13.2. Гражданское законодательство
- 13.3. Гражданское правоотношение
- 13.4. Субъекты гражданских правоотношений
- 13.5. Объекты гражданских правоотношений
- 13.6. Осуществление и защита гражданских прав.
- 13.7. Право собственности и ограниченные вещные права
- 13.8. Гражданско-правовые обязательства
- Глава 14. Основы трудового права
- 14.1. Понятие, принципы и источники трудового права
- 14.2. Трудовой договор
- 14.3. Трудовые правоотношения
- 14.4. Рабочее время и время отдыха
- 14.5. Заработная плата
- 14.6. Охрана труда
- 14.7. Трудовые споры и порядок их разрешения
- Глава 15. Основы семейного права
- 15.1. Понятие семейного права и семейного законодательства
- 15.2. Заключение и расторжение брака
- 15.3. Права и обязанности супругов, родителей и детей
- 15.4. Алиментные обязательства
- Раздел V Семейного кодекса рф предусматривает следующие виды алиментных обязательств:
- 15.5. Защита прав и интересов детей, оставшихся
- Глава 16. Основы жилищного права
- 16.1. Понятие и источники жилищного права
- 16.2. Правовой режим жилищного фонда
- 16.3. Договоры найма жилого помещения
- 16.4. Пользование общежитиями
- Глава 17. Основы административного права
- 17.1. Понятие административного права
- 17.2. Государственное управление и исполнительная власть
- 17.3. Административное правонарушение
- 17.4. Административное наказание: понятие и виды
- Глава 18. Основы финансового права
- 18.1. Финансовое право как отрасль российского права
- 18.2. Бюджетное право Российской Федерации
- 18.3. Налоговое право Российской Федерации
- 18.4. Финансово-правовые основы банковской деятельности
- Глава 19. Основы муниципального права
- 19.1. Понятие муниципального права
- 19.2. Органы местного самоуправления и их полномочия
- 19.3. Муниципальная служба
- 19.4. Экономическая основа местного самоуправления
- 19.5. Ответственность органов местного самоуправления,
- Глава 20. Основы уголовного права
- 20.1. Понятие, задачи и принципы уголовного права
- 20.2. Понятие преступления и его виды
- 20.3. Субъект преступления
- 20.4. Уголовное наказание и его виды
- 20.5. Особенности уголовной ответственности
- 20.6. Уголовная ответственность
- Глава 21. Основы экологического права
- 21.1. Понятие и система экологического права
- 21.2. Экологические правоотношения
- 21.3. Экономическое регулирование в области охраны
- 21.4. Юридическая ответственность
- 21.5. Международно-правовые механизмы
- Глава 22. Основы образовательного права
- 22.1. Правовое регулирование образовательной
- 22.2. Образовательные учреждения:
- 22.3. Права и социальная защита обучающихся
- Раздел 5. Основы международного права
- Глава 23. Современное международное право и мировой правопорядок
- 23.1. Понятие и основные принципы современного
- 23.2. Субъекты международного права
- 23.3. Права человека и международное право
- 23.4. Ответственность в международном праве
- 23.5. Роль международных организаций в поддержании мира
- 23.6. Международное частное право