11.1. Конституционно-правовой статус
Президента Российской Федерации
Институт президента (от лат. praesidens - сидящий впереди) учрежден более чем в 150 государствах. В России этот пост впервые был учрежден в 1991 году - были приняты соответствующие законы и внесены изменения в Конституцию 1978 года. Однако с принятием Конституции Российской Федерации 1993 года статус Президента РФ во многом принципиально изменился.
Действующая Конституция РФ, определяя Президента в качестве главы государства (ч. 1 ст. 80), не содержит однозначного ответа на вопрос, к какой из традиционных ветвей государственной власти он относится (это предопределяет и различие подходов, в частности обоснование существования самостоятельной - президентской, арбитражной и иной ветви власти). Однако системный анализ иных конституционных положений (в частности, ст. 10 и ч. 1 ст. 11) и полномочий Президента РФ позволяет заключить, что де-факто глава государства включен в систему исполнительной власти (как и в большинстве государств мира).
Президент РФ избирается на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. Отправные положения, касающиеся выборов Президента, содержатся в статье 81 Конституции РФ, а детализация - в Федеральном законе от 10 января 2003 года "О выборах Президента РФ".
Активным избирательным правом на выборах Президента РФ обладают граждане Российской Федерации, достигшие на день голосования 18 лет (за исключением недееспособных и находящихся в местах лишения свободы по приговору суда).
Требования к пассивному избирательному праву (к кандидату в Президенты РФ):
- гражданство Российской Федерации (приобретенное по любому основанию - см. параграф 10.3);
- возрастной ценз - не моложе 35 лет (предельного возраста законодательство не устанавливает; по прежней Конституции кандидат не мог быть старше 65 лет);
- постоянное проживание в Российской Федерации не менее 10 лет (нет указания на необходимость непрерывного проживания в течение этого срока; кроме того, кандидат может проживать или находиться в период подготовки и проведения выборов Президента РФ за пределами территории Российской Федерации).
Выборы Президента РФ осуществляются по единому (общероссийскому) одномандатному избирательному округу. Для определения результатов выборов применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства - избранным считается кандидат, получивший более половины голосов избирателей (50% плюс один голос), принявших участие в голосовании. При этом порог явки избирателей для того, чтобы выборы были признаны состоявшимися, составляет 50% от числа избирателей, обладающих активным избирательным правом. Если абсолютного большинства не получил ни один из трех или более кандидатов, то через 21 день проводится повторное голосование (2-й тур) по двум лучшим кандидатурам, получившим в 1-м туре наибольшее число голосов избирателей. Обязательного порога явки при повторном голосовании не устанавливается, и победитель определяется по мажоритарной системе относительного большинства - избранным считается кандидат, получивший больше, чем другой, голосов (но при условии, что количество голосов, поданных за него, больше количества голосов, поданных против всех кандидатов). Если выборы Президента РФ будут признаны несостоявшимися или недействительными, назначаются повторные выборы, которые должны состояться не позднее чем через четыре месяца.
Избранный Президент РФ вступает в должность на тридцатый день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией результатов выборов. При вступлении в должность в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации (на практике круг присутствующих намного шире) Президент РФ приносит народу присягу, текст которой закреплен в части 1 статьи 82 Конституции РФ. Именно с момента принесения присяги приступает к исполнению полномочий избранный Президент РФ и прекращает их исполнение прежний Президент РФ.
Срок полномочий Президента РФ составляет четыре года, при этом одно и то же лицо не может быть избрано Президентом более двух сроков подряд. Однако Президент РФ может прекратить исполнение полномочий и досрочно. Основаниями досрочного исполнения полномочий Президента РФ являются:
- смерть;
- отставка (то есть добровольный уход с поста, являющийся бесповоротным юридическим фактом);
- стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия (конкретизации этого основания - условий и процедуры определения стойкой неспособности - ни Конституция РФ, ни специальное законодательство не содержит);
- отрешение от должности.
Президент РФ обладает неприкосновенностью, однако при определенных обстоятельствах он может быть отрешен от должности, а после этого быть привлечен к ответственности (в том числе уголовной). Конституционно установленная (ст. 93) процедура отрешения Президента РФ от должности достаточно сложна. В основе досрочного прекращения исполнения полномочий Президентом РФ может лежать только государственная измена или совершение иного тяжкого преступления (следовательно, совершение других преступлений основанием для отрешения от должности не является). Инициировать процедуру отрешения Президента РФ от должности может группа депутатов Государственной Думы, численностью не менее 1/3 установленного состава (не менее 150 депутатов). В случае поддержки предложения должным количеством депутатов Государственная Дума должна образовать специальную комиссию для установления обстоятельств совершения преступления, сбора доказательств и т.п. При наличии положительного заключения указанной комиссии Государственная Дума квалифицированным большинством (2/3 от установленного числа депутатов, то есть 300) голосов должна выдвинуть обвинение Президенту в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Данное обвинение должно быть подтверждено заключениями Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента признаков преступления и Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. При наличии положительных заключений высших судебных инстанций решение об отрешении Президента РФ от должности должен принять Совет Федерации. Это решение может быть принято квалифицированным большинством в 2/3 голосов от общего числа установленной численности палаты (119 голосов). Причем решение Советом Федерации должно быть принято в 3-месячный срок с момента выдвижения обвинения Государственной Думой (если в этот срок решение не будет принято, то обвинение считается отклоненным). Таким образом, в процедуре отрешения от должности главы государства участвуют обе палаты парламента и две высших судебных инстанции.
В случае досрочного прекращения исполнения полномочий Президентом РФ (равно как и тогда, когда Президент РФ свои обязанности выполнять не в состоянии) их временно исполняет Председатель Правительства РФ.
Место Президента РФ в системе государственной власти России (а по большому счету - его социальное назначение и политическая роль в жизни страны в целом) определяется возложенными на него Конституцией РФ (ст. 80) функциями:
- представительская функция (являясь главой суверенного государства, Президент без каких-либо дополнительных полномочий представляет Российскую Федерацию как в международных отношениях, так и внутри страны - в отношениях с субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, различными институтами гражданского общества (политическими партиями и общественными объединениями, конфессиями, объединениями предпринимателей, науки, образования, культуры, спорта, молодежными, ветеранскими организациями, различными диаспорами и т.п.);
- функция гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, суверенитета, независимости и государственной целостности Российской Федерации;
- обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти (причем органов государственной власти различных ветвей и уровней);
- определение основных направлений внутренней и внешней политики государства (разумеется, не произвольно, а в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами).
Для реализации указанных функций Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы наделяют Президента РФ достаточно широкими полномочиями, которые могут быть объединены в следующие группы:
- полномочия, связанные с формированием других государственных органов и назначением должностных лиц (назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; назначение по представлению Председателя Правительства РФ членов Правительства; принятие решения об отставке Правительства РФ; назначение судей федеральных судов (за исключением судей высших судебных инстанций - Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ); назначение пяти членов Центральной избирательной комиссии РФ и т.д.);
- полномочия по взаимодействию с Федеральным Собранием, участию в законодательном (нормотворческом) процессе, обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти (назначение выборов депутатов Государственной Думы; обладание правом законодательной инициативы; промульгация (подписание и обнародование) федеральных конституционных законов, федеральных законов и законов о поправках к Конституции РФ; обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства; право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; использование согласительных процедур для преодоления разногласий между федеральными и региональными органами государственной власти, а также между региональными органами государственной власти, включая обращение в суд для разрешения спора и т.д.);
- полномочия в области внешней политики (осуществление руководства внешней политикой Российской Федерации; ведение переговоров и подписание международных договоров Российской Федерации; назначение и отзыв дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях и др.);
- полномочия в области обороны и безопасности (утверждение военной доктрины; назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил Российской Федерации; выполнение полномочий Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами РФ; введение на всей территории Российской Федерации или в отдельных местностях специальных правовых режимов военного положения (в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 года "О военном положении") или чрезвычайного положения (в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года "О чрезвычайном положении") и т.п.);
- полномочия в сфере правового регулирования статуса личности (решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища; учреждение государственных наград, награждение государственными наградами, присвоение почетных званий, высших воинских и высших специальных званий; осуществление помилования и др.).
- «Ивановский государственный университет»
- 1.2. Сущность и функции государства
- 1.3. Форма государства
- Глава 2. Гражданское общество и правовое государство
- 2.1. Возникновение и развитие идеи правового государства
- 2.2. Гражданское общество и правовое государство
- 2.3. Принципы правового государства
- 2.4. Формирование правовой государственности в России
- Раздел 2. Понятие и сущность права
- Глава 3. Понятие и социальное назначение права
- 3.1. Понятие и признаки права
- 3.2. Право и мораль
- 3.3. Правоотношения
- 3.4. Правосознание и правовая культура
- 3.5. Правовые нормы
- Глава 4. Система права и система законодательства
- 4.1. Система норм права и ее элементы
- 4.2. Частное и публичное право
- 4.3. Отрасли права и их институты
- 4.4. Систематизация законодательства: понятие и виды
- Глава 5. Источники права
- 5.1. Понятие и виды источников права
- 5.2. Источники права в Российской Федерации
- Глава 6. Реализация права
- 6.1. Понятие и формы реализации права
- 6.2. Применение норм права
- 6.3. Толкование правовых норм
- Глава 7. Правомерное поведение. Правонарушение и юридическая ответственность
- 7.1. Понятие и основные виды правомерного поведения
- 7.2. Юридический конфликт
- 7.3. Понятие и виды правонарушений
- 7.4. Юридическая ответственность: понятие и виды
- Раздел 3. Основы конституционного права
- Глава 8. Конституционное право - ведущая отрасль российского права
- 8.1. Понятие и система
- 8.2. Понятие и юридические свойства Конституции России
- 8.3. Основы конституционного строя Российской Федерации
- Глава 9. Федеративное устройство россии
- Глава 10. Права и свободы человека и гражданина
- 10.1. Конституционно-правовой статус личности
- 10.2. Гарантии прав и свобод человека и гражданина
- 10.3. Гражданство в Российской Федерации
- Глава 11. Система органов государственной власти россии
- 11.1. Конституционно-правовой статус
- 11.2. Федеральное Собрание Российской Федерации
- 11.3. Правительство Российской Федерации
- 11.4. Конституционные основы судебной
- Глава 12. Правоохранительные органы российской федерации
- 12.1. Прокуратура Российской Федерации
- 12.2. Министерство внутренних дел Российской Федерации
- 12.3. Министерство юстиции Российской Федерации
- 12.4. Органы федеральной службы безопасности России
- 12.5. Адвокатура
- 12.6. Нотариат
- Раздел 4. Отрасли российского права
- Глава 13. Основы гражданского права
- 13.1. Понятие гражданского права, его предмет и метод
- 13.2. Гражданское законодательство
- 13.3. Гражданское правоотношение
- 13.4. Субъекты гражданских правоотношений
- 13.5. Объекты гражданских правоотношений
- 13.6. Осуществление и защита гражданских прав.
- 13.7. Право собственности и ограниченные вещные права
- 13.8. Гражданско-правовые обязательства
- Глава 14. Основы трудового права
- 14.1. Понятие, принципы и источники трудового права
- 14.2. Трудовой договор
- 14.3. Трудовые правоотношения
- 14.4. Рабочее время и время отдыха
- 14.5. Заработная плата
- 14.6. Охрана труда
- 14.7. Трудовые споры и порядок их разрешения
- Глава 15. Основы семейного права
- 15.1. Понятие семейного права и семейного законодательства
- 15.2. Заключение и расторжение брака
- 15.3. Права и обязанности супругов, родителей и детей
- 15.4. Алиментные обязательства
- Раздел V Семейного кодекса рф предусматривает следующие виды алиментных обязательств:
- 15.5. Защита прав и интересов детей, оставшихся
- Глава 16. Основы жилищного права
- 16.1. Понятие и источники жилищного права
- 16.2. Правовой режим жилищного фонда
- 16.3. Договоры найма жилого помещения
- 16.4. Пользование общежитиями
- Глава 17. Основы административного права
- 17.1. Понятие административного права
- 17.2. Государственное управление и исполнительная власть
- 17.3. Административное правонарушение
- 17.4. Административное наказание: понятие и виды
- Глава 18. Основы финансового права
- 18.1. Финансовое право как отрасль российского права
- 18.2. Бюджетное право Российской Федерации
- 18.3. Налоговое право Российской Федерации
- 18.4. Финансово-правовые основы банковской деятельности
- Глава 19. Основы муниципального права
- 19.1. Понятие муниципального права
- 19.2. Органы местного самоуправления и их полномочия
- 19.3. Муниципальная служба
- 19.4. Экономическая основа местного самоуправления
- 19.5. Ответственность органов местного самоуправления,
- Глава 20. Основы уголовного права
- 20.1. Понятие, задачи и принципы уголовного права
- 20.2. Понятие преступления и его виды
- 20.3. Субъект преступления
- 20.4. Уголовное наказание и его виды
- 20.5. Особенности уголовной ответственности
- 20.6. Уголовная ответственность
- Глава 21. Основы экологического права
- 21.1. Понятие и система экологического права
- 21.2. Экологические правоотношения
- 21.3. Экономическое регулирование в области охраны
- 21.4. Юридическая ответственность
- 21.5. Международно-правовые механизмы
- Глава 22. Основы образовательного права
- 22.1. Правовое регулирование образовательной
- 22.2. Образовательные учреждения:
- 22.3. Права и социальная защита обучающихся
- Раздел 5. Основы международного права
- Глава 23. Современное международное право и мировой правопорядок
- 23.1. Понятие и основные принципы современного
- 23.2. Субъекты международного права
- 23.3. Права человека и международное право
- 23.4. Ответственность в международном праве
- 23.5. Роль международных организаций в поддержании мира
- 23.6. Международное частное право