logo search
Планирование развития МО

3 Программа развития муниципального образования Пограничный район

Для фиксации достигнутого уровня и существенного улучшения качества жизни населения Пограничного района за счет выбора приоритетных направлений развития и осознанного продвижения к намеченным показателям была разработана Концепция социально-экономического развития до 2020 года. Основой развития Пограничного муниципального района является схема территориального планирования. Концепция (стратегия) включает не только вопросы градостроительства и инфраструктуры, но и все другие вопросы обустройства жизненного пространства и образа жизни населения.

Основной задачей Концепции является создание полноценных условий для развития района и устойчивого развития поселений на новом качественном уровне. Целью разработки Концепции является создание совокупности благоприятных условий для жизни населения и деятельности хозяйствующих субъектов при радикальном комплексном улучшении социальной среды, экономики и мест проживания[9].

Благоприятные условия для жизни населения – это полноценная занятость, высокие и устойчивые доходы, доступность широкого спектра социальных услуг, комфортная среда проживания, безопасность существования, высокие экономические стандарты жизни, ощущение единства населения при участии в обустройстве жизненного пространства. . Важнейшим условием эффективного развития экономики района должно стать рациональное использование имеющегося выгодного транспортно-географического положения, достигнутого материального и социально-демографического потенциала на базе новых технологий. Для эффективного выполнения функций Пограничный район должен иметь значительный собственный потенциал – экономический, демографический, инфраструктурный, культурный и пр. Этот потенциал должен быть не ниже, чем у других районов Приморского края, имеющих схожее транспортно-географическое положение, а также природно-ресурсный, демографический потенциал и отраслевую структуру экономики. В противном случае он не сможет активизировать свою основную хозяйственную функцию (международные транспортно- транзитные услуги) и дополнить ее другими важными функциями, такими, например, как удовлетворение потребностей населения промышленных центров Приморского края в продукции агропромышленного производства и в непродовольственных товарах народного потребления.

В Концепцию включены элементы стратегического планирования, которые представляют долгосрочное видение развития Пограничного муниципального района до 2020 года как составной части Приморского края и Российской Федерации. В ней консолидируется представление о целях и приоритетах развития Пограничного района как единого территориального образования и закладывается основа для средне- и краткосрочного планирования в дальнейшем[9].

Экономику района нужно ориентировать на экспорт не только для получения дополнительных доходов, но и для создания конкурентоспособной базы. Необходимо понимать, что для полноценной разработки Концепции участие специализированной организации является обязательным, так как такими организациями накоплен большой опыт проведения такого рода работ и его нужно использовать. Период времени до 2020 года выбран, исходя из сроков действия Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.

Основные направления развития Пограничного муниципального района это:

1. Развитие сельского хозяйства

Специфику района определяет сельскохозяйственная отрасль. В районе развивается животноводство и растениеводство. Проблемы сельскохозяйственной отрасли в целом: недостаток квалифицированных кадров, диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию, физический и моральный износ материально- технической базы сельхозпроизводителей. Необходимо дальнейшее привлечение частного бизнеса в развитие таких направлений, как кролиководство, оленеводство, разведение птицы, свиноводство, молочное животноводство. В с. Садовое есть необходимые условия для возрождения садоводства (выращивание ягод и плодовых культур).  Оценивая потенциальные возможности сельскохозяйственной деятельности в Пограничном районе, можно отметить, что первоочередной задачей в этом направлении должно стать восстановление докризисных объемов производства на основе восстановления поголовья животных и посевных площадей предыдущего периода. Только за счет восстановления дореформенных объемов производства возможно увеличение объемов сельскохозяйственной продукции растениеводства, и животноводства.

2. Развитие промышленного производства

Одним из важных индикаторов развития территории является уровень промышленного производства. В Пограничном муниципальном районе уровень производства остается низким и занимает всего 2 % от общего объема валового продукта района. Проблемы отрасли: высокий уровень производственных затрат, который связан с ростом тарифов на энергоносители, изношенность основных фондов, которая ведет к снижению конкурентоспособности производимой продукции, дефицит профессиональных квалифицированных рабочих. В районе недостаточное количество предприятий перерабатывающей промышленности. Поэтому основным направлением в развитии промышленности является создание предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции (плодоовощной продукции, мяса, молока). 

3. Развитие торговли и услуг

Основные направления развития торговли и сферы услуг: - строительство комплекса торговых, офисных, гостиничных и прочих инфраструктурных объектов, объектов отдыха и развлечений. - в населенных пунктах, где предполагается организация туристско-рекреационной деятельности (села Барабаш-Левада, Духовское и др.), необходимо создать несколько небольших современных, в т.ч. частных, предприятий сферы услуг;

- крупные транспортно-логистические комплексы в районе пос. Пограничный - для обеспечения потребностей приграничной торговли Приморского края в складских помещениях.

4. Развитие туризма

Следует отметить, что в районе имеются также определенные рекреационные ресурсы, прежде всего ботанические памятники природы, отдельные привлекательные ландшафты и другие природные объекты отдыха и туризма. Кроме того, на территории Пограничного района известны 45 официально зарегистрированных памятников истории и культуры (в т.ч. 19 памятников истории, 17 - архитектуры и градостроительства, 9 - монументального искусства). В окрестностях с. Барабаш-Левада, с.Духовское можно создать небольшие гостиницы, закусочные и т. п. для туристов, интересующихся местными достопримечательностями, разработать программу отдыха для «экотуристов» - сбор грибов, ловля рыбы.

5. Развитие культуры

Одним из основных критериев оценки конкурентоспособности муниципального района как с точки зрения качества жизни, так и в плане экономической привлекательности является уровень развития культуры и искусства.  Анализ деятельности сферы культуры показывает, что наряду с положительными моментами существуют проблемы:  - необходимость содержать убыточные, но культурно-значимые объекты (библиотеки, центры досуга, дома культуры). Вследствие этого, с одной стороны, не раскрываются потенциальные возможности данных учреждений культуры, и с другой, функционирование на уровне дефицитного финансирования снижает социальный статус этих учреждений;  - неравный доступ населения к услугам учреждений культуры, обусловленный диспропорциями в развитии сети культурных учреждений в районном центре и на селе; 

6. Развитие физической культуры и спорта

Развитие физической культуры и спорта, пропаганда здорового образа жизни являются приоритетными задачами. Уровень развития физической культуры и спорта в районе не соответствует общим положительным социально-экономическим преобразованиям Российской Федерации. При этом расходы граждан на занятие физической культурой и спортом являются экономически эффективным вложением в развитие человеческого потенциала и улучшения качества жизни. Таким образом, перед сферой физической культуры и спорта стоят глобальные задачи, решение которых требует современных и своевременных подходов[9].

7. Развитие системы образования

Стратегической целью развития сферы образования в Пограничном муниципальном районе является формирование всесторонне гармонично развитой, социально активной, творческой, патриотичной, духовно-нравственной личности, способной к самореализации и адаптивности в условиях динамично изменяющегося мира. 

8. Инвестиционная политика

Пограничный район обладает уникальным транспортно-географическим положением и в силу своего положения – потенциальной инвестиционной привлекательностью.

В настоящее время недостаточный приток инвестиций приводит к нехватке собственных средств. С учетом схемы территориального планирования Пограничного муниципального района необходимо провести зонирование территории и сформировать инвестиционные площадки.

9. Развитие строительства

Особое внимание следует уделить жилищному строительству, так как в связи с необходимостью повышения уровня обеспеченности жильем населения района, решение жилищной проблемы позволяет успешнее решать и другие социально-экономические проблемы:

  1. улучшает демографическую ситуацию;

  2. стимулирует жилищное и капитальное строительство;

  3. обеспечивает рост занятости населения.

10. Развитие системы коммунальной инфраструктуры.

Для обеспечения жителей п. Пограничный качественной питьевой водой необходимо провести реконструкцию системы водоснабжения п. Пограничный, строительство очистных сооружений.

11. Развитие здравоохранения

Здравоохранение в районе в настоящее время не способно серьезно противостоять негативным влияниям социально – экономической ситуации на состояние здоровья населения. 

В качестве основных источников финансирования развития Пограничного района на перспективу могут рассматриваться: бюджеты: федеральный, краевой, муниципальный, участие района на принципах софинансирования в краевых и федеральных программах; средства внебюджетных фондов и аккумулированные финансовые ресурсы межрегиональных ассоциаций.

При этом важным условием инвестирования, несомненно, является наличие в районе благоприятного инвестиционного климата, условий реализации крупномасштабных национальных, международных проектов при поддержке федеральных, краевых структур.